«Прямо во время заседания подсудимый стал резать себе вены с криками: «У меня СПИД!»
Заседания, подобные этому, в суде обычно длятся минут пятнадцать, не больше. Всего-то нужно было решить вопрос о дальнейшем содержании под стражей главарей банды «черных коллекторов», которых обвиняют в вымогательстве, похищении и пытках людей. Но на этот раз суд длился до позднего вечера. Подсудимые в «клетке» резали себе вены, изображали сердечные приступы, заявляли отводы судьям, угрожали прокурорам. В это время под стенами суда несколько десятков гражданских и военных с нашивками одного из добровольческих подразделений скандировали: «Свободу патриотам!» — и пытались спровоцировать драку с милицией.
Именно в этот день истекал срок содержания под стражей подсудимых, которых обвиняют в особо тяжких преступлениях. Если бы судье не удалось до вечера огласить свое решение, бандиты могли оказаться на свободе.
«Кто-то достал пистолет и пригрозил прострелить мне ногу, если буду сопротивляться»
Об этом громком деле «ФАКТЫ» уже писали. В 2011 году криминальный авторитет Лелека и еще двое главарей банды «черных коллекторов» были приговорены к 12 и 13 годам лишения свободы. Однако адвокатам подсудимых удалось добиться, чтобы уголовное производство было отправлено на новое рассмотрение. Поэтому по сей день так и не оглашен окончательный приговор. Более того, в любой момент Лелека с подельниками могут оказаться на свободе. Потерпевшие категорически отказываются появляться в суде, так как боятся мести со стороны подсудимых. Ведь «черные коллекторы», которые занимались выбиванием чужих долгов, действовали с особой жестокостью. Вот только один из эпизодов их деятельности.
Просто чудом остался жив предприниматель Олег Сергиенко, которого бандиты вывозили в лес, выдвинув ему претензии за чужие долги. Как-то приятель пожаловался Сергиенко, что не может получить деньги, которые одолжил одному фермеру. Речь шла о солидной сумме — 180 тысячах долларов. Поэтому кредитор был готов заплатить хороший гонорар тому, кто поможет вразумить должника. Сергиенко позвонил своему знакомому, одному влиятельному человеку, и обрисовал ситуацию. А через какое-то время Олегу позвонил незнакомец и предложил встретиться.
— Когда я приехал в кафе, меня за столиком ждали шесть человек, — рассказывал на одном из допросов Сергиенко. — Никого из этих людей я не знал. Но сначала решил, что они из милиции или представляют коллекторскую фирму. Я присел за столик к незнакомцам, и они сразу же спросили, как найти того человека, которому фермер должен деньги. Я пытался объяснить, что не имею к этому делу никакого отношения. Меня всего лишь попросили помочь вернуть долг.
«Ты понимаешь, механизм закрутился, — сказали незнакомцы. — Мы уже начали процесс, а на кого работаем, пока не знаем. Тот твой приятель, который хотел вернуть долг, не берет трубку. А мы уже все сделали. Что же, мы зря трудились? Как-то не по понятиям выходит. Поэтому, думаю, надо с тебя взять десять тысяч долларов за нашу работу».
Я встал и пошел к машине, когда меня догнали и схватили за руку: «Куда собрался? Мы еще не закончили разговор». Они потащили меня в свой автомобиль. Кто-то достал пистолет и пригрозил прострелить ногу, если буду сопротивляться. Было 11 часов дня. Вокруг ходили люди, но мои «собеседники» никого не боялись. Уже в своей машине бандиты начали допрос: есть ли у меня недвижимость, личные автомобили…
Автомобиль, в который бандиты меня затолкали, тронулся. Следом за нами отправились два джипа. Зная, что я работаю в Киево-Печерской лавре, бандит, который всеми командовал, кричал кому-то по мобилке, что меня нужно отвезти в монастырь и там похоронить. Прямо в машине они начали меня избивать. Забрали два мобильных телефона, деньги, золотые часы. Мы ехали довольно долго, и все это время мою голову держали наклоненной, чтобы я не видел дороги. При этом давили психологически. Главный бандит издевался: «Позвони знакомому батюшке. Кто-то же должен тебя отпевать!» И когда я уже прощался с жизнью, машина вдруг остановилась — и меня выбросили из салона.
Все члены банды «черных коллекторов» — бывшие боксеры. Они могли вытащить человека, например, из кафе на столичной площади Победы и на виду у прохожих полчаса избивать его, не обращая внимания на работающие вокруг видеокамеры. Так было с гражданином Панченко, которого бандиты долго выслеживали. Правда, потом выяснилось, что Панченко никому ничего не был должен, произошла какая-то ошибка. Но это не помешало «черным коллекторам» забрать у избитого ими мужчины личные вещи на семь с половиной тысяч гривен.
*Спецназовцы задержали главарей банды, а рядовые боевики группировки остались на свободе
Пять лет назад деятельность банды все же удалось прекратить. Правда, арестовали лишь троих руководителей преступной группы. В столичной прокуратуре говорят, что Лелека и двое его подельников лишь верхушка айсберга. Было также несколько десятков обычных боевиков.
Лелека вместе с подельниками снимал квартиру на Троещине в Киеве. Люди, жившие рядом с ними, сейчас рассказывают, что по ночам в той квартире стоял невообразимый шум. Постоянные крики, громкая музыка. Но соседи боялись неадекватных жильцов и в милицию заявлять не рисковали. Однажды соседка все-таки пожаловалась на беспокойных съемщиков. Каково же было ее удивление, когда ровно через минуту после звонка в милицию к дому подъехал спецназ — и всех «шумных» повязали.
Операцию по захвату бандитов сотрудники УБОПа готовили давно. Именно в день ареста в гости к Лелеке приехали «братки» из другого города. Как только преступники вышли на улицу, несколько автомобилей со спецназовцами заблокировали движение, и в считаные секунды все подозреваемые были задержаны. Перед судом предстали лишь три члена банды. Хотя для участия в разборках Лелека иногда собирал до ста человек — из числа бывших спортсменов.
«Скоро в Киеве уже не останется судей, которые не вели бы дело о банде Лелеки»
Все трое подсудимых считаются в криминальном мире авторитетными людьми. Лелека и Соколов — «положенцы», то есть без пяти минут воры в законе. Еще один бандит, Сиротин, был назначен смотрящим по Лукьяновскому СИЗО. За Лелекой, кстати, оперативники следили давно. У него много судимостей, и в общей сложности он провел за решеткой больше 15 лет.
Сотрудник спецподразделения «Грифон» — один из тех, кто охраняет участников процесса в суде, — согласился поговорить с корреспондентом «ФАКТОВ», но предупредил, что не хотел бы особо «светиться».
— Не хочу лишних проблем, — объяснил Максим. — Подсудимые запугивают участников процесса. Постоянно заявляют отводы судьям. Скоро в Киеве уже не останется судей, которые не вели бы дело о банде Лелеки. Многие служители Фемиды, кстати, сами отказываются подключаться к этому судебному процессу. Им угрожают.
Интересная деталь: некоторые мои коллеги из «Грифона», наверное, тоже боятся Лелеку и его подельников. Я сам здесь работаю недавно, контактов с подсудимыми не было, но случайно увидел, как прямо во время заседания к «клетке» подходила родственница кого-то из членов банды и просовывала между прутьями какой-то пакет. Это грубейшее нарушение. Но сотрудники милиции в этот момент делают вид, что ничего не видят. А ведь в пакете могло оказаться оружие. Получается, все промолчали, и я промолчал…
О беспределе, который творится во время судебных заседаний по делу банды Лелеки, рассказывает и работник столичной прокуратуры, который тоже пожелал остаться неизвестным.
— Мне тоже угрожали. Не явно, но слова подсудимых можно расценивать именно как угрозу, — говорит сотрудник прокуратуры. — Был такой момент. Один из подсудимых, Сиротин, говорит милиционеру: «Отодвинься от „клетки“, я сейчас чем-то в прокурора кину!» И тот… покорно отодвигается. В заседаниях подсудимые оскорбляют судей, угрожают им расправой. По этим фактам даже открыто уголовное производство.
Сиротин, кстати, не раз прямо во время заседания резал себе вены и разбрызгивал кровь по залу с криками: «У меня СПИД!»
— Членов банды «черных коллекторов» активно защищают какие-то люди — устраивают дебоши в зале суда или у здания, где идет заседание, затевают драку с правоохранителями…
— Действительно, такие инциденты происходят почти на каждом заседании по делу банды Лелеки. Сотрудники милиции общались с теми людьми, которые устраивают митинги под стенами суда. И знаете, не все стоят там за деньги. Кому-то платят, а кто-то видит, что молодые ребята в военной форме скандируют: «Свободу патриотам!» — и подключается к акции совершенно добровольно.
А дебош в суде устраивает организация, имеющая свой офис на Печерске. У них, кстати, и свой сайт есть. Там указаны даже расценки за срыв заседания или драку под стенами суда. Они же снимают эти потасовки, но выкладывают всё в Интернет так, как им выгодно. Вот недавно в Сети появился их очередной ролик, он называется «Кровавый беспредел в Деснянском суде». Там заснят как раз тот момент, когда Сиротин режет себе вены. В кадре видно, как подсудимый закатывает глаза, падает на пол и бьется в судорогах. А вот что осталось за кадром: когда представители организации заканчивают съемку, Сиротин с улыбкой встает и перевязывает себе рану. Заседание продолжается.
Активное участие в защите «черных коллекторов» принимает и известный народный депутат, недавно засветившийся в одной нашумевшей драке. Здесь он, прикрываясь мандатом, пытается срывать заседания.
«К домам потерпевших от действий банды кто-то приносил гробы»
— Почему так долго длится суд? Ведь в первой инстанции уголовное производство было рассмотрено еще четыре года назад.
— Потерпевшие боятся давать показания в зале суда, — говорит сотрудник прокуратуры. — Кто-то из оставшихся на свободе членов банды хорошо обрабатывает свидетелей. Насколько нам известно, эпизодов по этому делу должно было быть больше. Однако лишь трое потерпевших осмелились написать заявления. Но это было в 2011 году. Сейчас из них осталось лишь двое…
(Как стало известно «ФАКТАМ», Лелека заявил на суде, что третьего потерпевшего не будет, его можно не искать.)
— На вас, вы говорите, тоже оказывали давление?
— Домой никто с угрозами не звонил. Но прямо во время суда кто-то из подсудимых, обращаясь ко мне, может выкрикнуть: «Чтоб ты сдох!» Когда я во время процесса беру слово, кто-то из группы поддержки подсудимых начинает у меня за спиной что-то говорить. Я замолкаю — замолкает и он. Начинаю говорить — и он за мной говорит. Некоторые слова я смог разобрать. «Давно в мусорном баке не катался? Тебе скоро капец!» Конечно же, все это я расцениваю как давление.
Я присутствовал на одном из заседаний по делу «черных коллекторов». Во время перерыва вышел на улицу и решил поговорить с мужчиной — одним из тех, кто стоял под зданием суда с плакатом «Свободу патриотам!». Незнакомец, узнав, что я журналист, заулыбался и сказал: мол, прекрасно все понимает — к патриотам Лелека и члены его банды не имеют никакого отношения. Постоять здесь его попросили знакомые.
— Я был в СИЗО вместе с ними — с Лелекой и Сиротиным. Недавно против меня закрыли дело, и я вышел на свободу, — говорит мужчина. — Сиротин — смотрящий по Лукьяновскому СИЗО, а Лелека — «главный по пенитенциарной системе» сразу трех областей. В следственном изоляторе Сиротин и Лелека ни в чем не нуждаются. Они спокойно могут ходить по территории. Были случаи, когда авторитеты устраивали себе пикники с шашлыками. К ним прямо в камеру каким-то образом провели пять молодых проституток. Лелека и Соколов в СИЗО чувствуют себя вольготно. Спокойно могут послать контролера «мухой сгонять на КПП за передачкой». Еще один из подсудимых, Сиротин, насколько я знаю, находится в следственном изоляторе в городе Березань. Там его одного держат в камере, рассчитанной на четверых.
Мой собеседник признался, что «светиться» ему совсем не хочется: вдруг правоохранители снова вспомнят дело, по которому его оправдали. Но сослался на какой-то долг перед одним из членов банды:
— Буду ходить на суды, пока мне не скажут, что больше этого делать не нужно.
В пенитенциарной службе Киева и Киевской области «ФАКТАМ» сообщили, что члены банды Лелеки содержатся в следственном изоляторе на общих основаниях, ни о каких проститутках в СИЗО речи быть не может. За многочисленные нарушения режима Лелеку и его напарника неоднократно наказывали.
— Мы не знаем, когда в деле прозвучит приговор, — сказали «ФАКТАМ» в пресс-службе столичной прокуратуры. — Это дело слушается в суде более четырех лет. Был даже приговор, отмененный апелляционным судом по формальным причинам. Сейчас обвинительный акт направлен на новое судебное рассмотрение. Суд из-за постоянных угроз и давления не продвинулся дальше объявления об очередном продлении срока содержания под стражей. Сотрудники прокуратуры даже не могут приступить к чтению обвинительного акта. Сейчас подсудимые делают все возможное, чтобы затянуть процесс, надеясь на изменение им меры пресечения.
P. S. Фамилии подсудимых изменены.
Фото в заголовке с сайта vk.com
7860Читайте нас у Facebook