ПОИСК
Клуб споживачів

После ДТП нельзя принимать никакие лекарства, даже успокоительные

1:00 27 серпня 2015
В Департаменте Госавтоинспекции «ФАКТАМ» рассказали, как должен вести себя попавший в аварию водитель, чтобы не усугубить свое положение

На дороге может случиться всякое, и самая обычная поездка порой оборачивается серьезными неприятностями. Попав в ДТП, большинство водителей теряются, не зная, как себя вести. А ведь если вы нечетко сформулировали свое мнение или не знакомы с процедурой оформления материалов, то можете оказаться в очень невыгодном положении. Цена ошибки в поведении иногда бывает слишком высокой, особенно когда в результате аварии сильно повреждены дорогие автомобили или еще и причинен ущерб здоровью участников ДТП. Поэтому в первую очередь необходимо прекратить впадать в панику, сосредоточиться и постараться хладнокровно оценить последствия происшествия. Важно также вспомнить, как нужно правильно действовать в подобной ситуации.

Попав в ДТП, не паникуйте и постарайтесь хладнокровно оценить его последствия

Столичные автомобилисты знают, что в Киеве уже более двух месяцев порядок на дорогах вместо ГАИ обеспечивает новое силовое подразделение — патрульная полиция. Ее же сотрудники занимаются оформлением дорожно-транспортных происшествий. Однако поскольку опыта у полицейских еще мало и нередко они слишком долго оформляют подобные админматериалы, мы обратились к более компетентным в этих вопросах сотрудникам Департамента Госавтоинспекции Украины с просьбой рассказать, как нужно вести себя водителям, попавшим в аварию, и на что обратить внимание, чтобы не оказаться в проигрыше.

Попав в ДТП, необходимо остановиться на месте происшествия, включить аварийку и осторожно выйти из машины. Будьте внимательны — водители проезжающих мимо автомобилей могут не обратить внимания на то, что произошла авария (если она не слишком серьезная), поэтому для них люди на дороге неожиданность, и участники ДТП рискуют попасть под колеса. Понятное дело, водителям хочется побыстрее рассмотреть последствия аварии и масштабы повреждений. Однако, предупреждают бывалые гаишники, это следует делать только после того, как оградите место происшествия знаком аварийной остановки для обеспечения безопасности. Согласно Правилам дорожного движения, знак нужно выставить на расстоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения, но не ближе 20 метров до транспортного средства в населенных пунктах и 40 метров за их пределами.

Необходимо взвешенно и адекватно оценить последствия ДТП. Если потерпевших нет и повреждения автомобилей невелики, можно обойтись без вызова стражей порядка, оформив так называемый европротокол, который затем оба участника ДТП должны обязательно зарегистрировать в ближайшем к месту происшествия отделении органа внутренних дел или полиции. Очень важно заполнить европротокол правильно и без ошибок. В этом поможет инструкция, которая выдается вместе с полисом. Можно также позвонить в «свою» страховую компанию на горячую линию, оператор которой поможет в заполнении этого документа.

РЕКЛАМА

Напомним, что евпропротоколом можно воспользоваться только при соблюдении необходимого ряда условий:

— если оба участника происшествия имеют договоры «автогражданки»;

РЕКЛАМА

— при взаимном согласовании причин ДТП (когда один из участников происшествия признает себя виновным);

— если нанесенный транспортным средствам ущерб не превышает 25 тысяч гривен (максимальная сумма, которая выплачивается по европротоколу).

РЕКЛАМА

Важное преимущество подобного вида оформления ДТП — с виновника аварии снимается административная ответственность. Напомним, согласно статье 124 КоАП Украины виновнику ДТП грозит штраф 340—425 гривен или лишение прав на 6—12 месяцев.

Вместе с тем, как утверждают в Департаменте ГАИ, европротокол не пользуется популярностью у отечественных водителей — с его помощью в Украине оформляются всего 7 процентов дорожно-транспортных происшествий. Как правило, даже при незначительных повреждениях водители предпочитают вызывать стражей порядка. Главная причина — боязнь допустить ошибку при составлении европротокола, что впоследствии послужит для страховой компании поводом отказать в выплате.

Если размеры ущерба невелики (например, имеются всего лишь незначительные царапины на кузовах) и сопоставимы со страховой франшизой (минимальной суммой, которая не покрывается страховкой), то имеет смысл вообще не сообщать о происшествии в страховую компанию, чтобы не портить свою репутацию и не переплачивать за аварийную езду в следующем году при оформлении страховки.

Когда авария серьезная, о ней нужно обязательно сообщить в милицию по телефону горячей линии 102, дежурный которой примет вызов и переадресует его в патрульную полицию или ГАИ (в тех регионах Украины, где еще не появилась новая служба).

Кроме того, о ДТП нужно сообщить в страховую компанию, в которой вы оформляли страховку, по номерам телефонов, указанным в полисе. Не забудьте, что страховщиков обязательно нужно проинформировать еще и письменно. Факт аварии должен быть документально подтвержден. Для письменного обращения в среднем дается около 3 дней (точные сроки указаны в страховом договоре). Это касается страховок как «автогражданки» (ОСАГО), так и КАСКО. Отсутствие такого обращения даст повод страховой компании отказать в выплате. Например, если у вас есть КАСКО и вы решили не надеяться на страховую виновника или виновник вы сами, сразу смело звоните в страховую. Может быть, вам даже пришлют аварийного комиссара, который все сам и зафиксирует. Если же договора КАСКО нет, нужно уведомить «свою» страховую и обязательно переписать данные полиса ОСАГО второго участника.

До прибытия стражей порядка сохраните все следы ДТП

Если в результате происшествия есть пострадавшие, нужно обязательно вызвать «скорую», а при наличии у них кровотечения или остановки дыхания оказать первую медицинскую помощь (забинтовать рану, сделать искусственное дыхание и т. п.).

Специалисты Департамента ГАИ обращают внимание, что при подобных авариях виновнику ДТП уже грозит уголовная ответственность, тогда как при авариях без потерпевших или с легкими телесными повреждениями — только административная (см. плашку). На практике бывают случаи, когда водители, попав в аварию, психуют и, проявив малодушие, уезжают с места происшествия. Стражи порядка призывают не совершать таких поступков, ведь пострадавшие в результате ДТП лишаются своевременной помощи и нередко в подобных ситуациях погибают. Важно также знать, что за оставление места ДТП предусмотрена административная и уголовная ответственность.

До прибытия сотрудников органа внутренних дел нужно постараться сохранить все следы аварии, которые в дальнейшем помогут установить истинные ее причины. Полезно сфотографировать место аварии и повреждения всех машин в разных ракурсах. Желательно также найти свидетелей происшествия, записать их телефоны и номера машин (особенно это важно при серьезных ДТП, когда показания очевидцев могут сыграть решающую роль при судебных разбирательствах). Нужно постараться установить с этими людьми контакт в живом общении и заручиться их поддержкой в будущем.

Стоит учесть, что после ДТП нельзя принимать какие-либо лекарства (например, успокоительные, которые иногда содержат запрещенные для водителей вещества) до тех пор, пока не будет проведено официальное освидетельствование на предмет алкогольного или наркотического опьянения. В противном случае вас могут обвинить в управлении транспортным средством в нетрезвом состоянии.

Прибывшие сотрудники полиции или ГАИ проводят осмотр места происшествия и просят участников рассказать, как именно произошла авария. Результаты осмотра фиксируются в специальном протоколе. Помимо этого стражи порядка составляют схему ДТП. Схема происшествия и протокол подписываются двумя понятыми, которыми не могут быть участники ДТП, свидетели происшествия, а также сотрудники милиции.

Специалисты Департамента ГАИ акцентировали внимание на том, что следы ДТП — очень важные доказательства. Необходимо проконтролировать, чтобы эти следы были учтены в схеме происшествия. Полноте описания схемы ДТП следует уделить особое внимание, так как именно на нее будут опираться сотрудники админпрактики или следственные органы при определении виновника происшествия. Обязательно проверьте правильность расположения на схеме автомобилей и других точек отсчета (дорожных знаков, разметки и т. п.), указано ли место столкновения. Если есть расхождения по поводу места столкновения, на схеме должны быть отражены оба варианта.

Кроме того, стражи порядка попросят участников происшествия написать объяснения, как именно произошло ДТП. Крайне важно для водителей как можно более четко изложить происшедшее на бумаге. Объяснение пишется в вольной форме. Нужно указать, когда и кто управлял автомобилем (марка, модель, госномер), по какой улице двигался, в каком направлении. Не спешите! Самое важное — описание дорожной обстановки перед ДТП и в момент его, а не после случившегося, чему обычно на практике уделяется больше всего внимания.

Водителям рекомендуется проследить, чтобы все документы оформлялись корректно, кто бы их не составлял. Подписывайте бумаги, только внимательно перечитав их.

Если у вас есть подозрение, что второй участник происшествия находится в нетрезвом состоянии, вы вправе потребовать от сотрудников полиции или ГАИ, оформляющих происшествие, чтобы они проверили всех участников аварии на наличие алкоголя или других веществ в крови. При отказе второй стороны от освидетельствования обязательно проследите, чтобы факт отказа был внесен в протокол. Пусть проверят только вас, и вы получите необходимое заключение.

После оформления ДТП водителям выдаются справки о повреждении транспортных средств. Они не являются основанием для определения суммы материального ущерба и необходимы в дальнейшем для объяснения остановившим вас на дороге полицейским или сотрудникам ГАИ, что автомобиль поврежден в результате ДТП, которое было зафиксировано и оформлено надлежащим образом в органах внутренних дел.

Далее все материалы передаются в органы админпрактики полиции или дознания ГАИ, а при серьезных происшествиях с пострадавшими — в следственные органы внутренних дел, которые и проводят дальнейшее расследование. Согласно действующему законодательству окончательный вердикт по поводу виновника и меры его ответственности выносит суд. Только после его решения страховая компания сможет произвести выплату.

Ответственность виновника ДТП

В авариях, где нанесен только материальный ущерб или есть пострадавшие с легкими телесными повреждениями, виновнику грозит административная ответственность. Согласно статье 124 Кодекса Украины об административных правонарушениях за это предусмотрен штраф в 340 гривен или лишение прав на 6—12 месяцев.

За оставление места ДТП предусмотрены штраф в размере 255 гривен или общественные работы на 30—40 часов, или административный арест на 10—15 суток.

Если же произошло ДТП с пострадавшими, получившими телесные повреждения средней тяжести или тяжкие, виновнику происшествия грозит уголовная ответственность. Она предусмотрена статьей 286 Уголовного кодекса Украины. При повреждениях средней тяжести предусмотрен штраф в размере 3400—8500 гривен или исправительные работы до 2 лет, или арест на 6 месяцев, или ограничение свободы до 3 лет с лишением права управления транспортными средствами на срок до трех лет или без такового.

При тяжких телесных повреждениях или смерти пострадавшего виновник ДТП наказывается лишением свободы от 3 до 8 лет, ему запрещено управлять транспортными средствами на срок до трех лет или без такового. Если же в результате происшествия погибли несколько человек — виновнику грозит лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права управлять транспортными средствами в течение до трех лет.

Если виновник ДТП с пострадавшими оставил место происшествия, согласно статье 135 Уголовного кодекса Украины, ему грозит ограничение свободы на срок до 2 лет или лишение свободы на этот же срок. Когда же в результате подобного проступка пострадавшие в ДТП погибли, бежавшего с места аварии лишат свободы на срок от 3 до 8 лет.

3589

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів