Артем Куюн: "Дешевизна газа на нелегальных заправках — иллюзия"
Стоимость горючего на заправках наконец-то уверенно пошла вниз. За последние три недели литр бензина подешевел на 80—85 копеек, а дизельного топлива — более чем на гривню. Вчера средняя по Украине стоимость литра бензина А-95 составляла 19 гривен 77 копеек, дизельного топлива — 17 гривен 51 копейку, сжиженного газа — 8 гривен 4 копейки, хотя на многих заправках литр газа стоит уже менее 8 гривен. Следует отметить, что газ в последнее время постоянно дешевеет, что не может не радовать водителей. Однако, как оказалось, растущая популярность автомобильного газа напрямую связана с увеличивающимся количеством нелегальных газовых заправок и расширением теневого газового рынка. А это, по мнению экспертов, создает угрозу не только для экономики страны, но и для безопасности граждан.
На днях представители топливного бизнеса обратились к правительству и властям столицы с просьбой навести порядок на рынке сжиженного газа. По словам президента Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» (ООРНУ) Леонида Косянчука, в нынешнем году во многих регионах, а особенно в Киеве, сложилась критическая ситуация, связанная со стихийным размещением нелегальных модулей по торговле сжиженным углеводородным газом. Эти объекты, которые по государственной классификации относятся к высшей категории опасности, устанавливаются без разрешений и согласований контролирующих органов. Обычным явлением стала работа подобных заправок под линиями электропередачи, вблизи остановок общественного транспорта, на транспортных развязках с интенсивным движением, под мостами и путепроводами. Согласно оценке ООРНУ, в Киеве работают 250—300 нелегальных автогазозаправочных пунктов (АГЗП).
Как отмечает Леонид Косянчук, кроме того, что такие объекты представляют опасность для экологии, их работа причиняет существенный ущерб государственному бюджету. Большинство данных заправок торгует или вообще без кассовых аппаратов, или с выдачей фиктивных чеков. За восемь месяцев нынешнего года потери только столичного бюджета, куда перечисляется 5-процентный сбор с розничного оборота подакцизных товаров, составили около 100 миллионов гривен. И это без учета других налогов и платежей: НДС, налога на прибыль, на зарплату, арендной платы и так далее.
Стоит отметить, что за последние год-два из-за существенного подорожания бензина и дизельного топлива многие автомобилисты переоборудовали свои машины для использования сжиженного газа в качестве горючего. Одновременно в городах, нередко прямо между жилыми домами, стали появляться под открытым небом большие бочки с газом, который тут же заливают в баллоны автомобилей. Прокомментировать ситуацию «ФАКТЫ» попросили эксперта по рынку сжиженного газа Консалтинговой группы «А-95» Артема Куюна:
— Сжиженный газ приобрел очень большую популярность среди автомобилистов. Постепенно все больше машин оборудуется газовыми установками. Согласно нашим расчетам, сегодня такой газ по объемам продаж догнал бензин. Этот показатель уже выше, чем в ведущих по использованию пропан-бутана европейских странах — Литве и Польше. Но повышенный спрос с одной стороны и отсутствие государственного контроля с другой стороны привели к бурному развитию теневых, нелегальных газовых заправок по всей стране. Особенно в условиях тотальной коррупции на уровне местных властей. Владельцы незаконных заправок просто откупаются от всех проверяющих.
— Что собой представляют нелегальные газовые заправки?
— Это резервуар с вмонтированной раздаточной колонкой. Ставят их, где хозяевам заблагорассудится, практически происходит самозахват земли с таким же самовольным подключением к городским коммуникациям. В Киеве сегодня около 450 газовых заправок, из них минимум 200 — нелегальные, даже без элементарных разрешительных документов.
Однако убрать эти станции непросто. Когда приходит местный проверяющий, ему даже могут показать какие-то липовые документы, а чаще предлагают деньги. Или на время проверки весь персонал… исчезает. А по закону демонтировать или арестовывать имущество, являющееся частной собственностью, без соответствующих санкций никто не будет. Вот они и продолжают работать.
— Но ведь этим летом в Киеве одновременно закрыли немало незаконных газовых заправок.
— Действительно, в столице такая волна прошла, демонтировали около 20 газовых заправок. В процессе их закрытия проявилась вся криминальная основа этого бизнеса: всплыли «титушки», препятствовавшие демонтажу, засуетились определенные чиновники на разных уровнях власти. Это только подтверждает наличие криминальной, коррупционной связи нелегальных газовых заправок с чиновниками. Был и другой эффект: из-за поднявшейся шумихи многие киевские теневые заправочные станции самостоятельно закрылись. Правда, выждав некоторое время, они открылись снова и продолжают работать. Даже некоторые демонтированные заправки вернулись на свои места. Поэтому искоренять это явление нужно не точечно и в отдельных городах, а сразу, одновременно и в масштабах государства.
— В чем состоит угроза незаконных газовых заправок для потребителей, простых водителей?
— Самая большая проблема заключается в небезопасности таких объектов. Достаточно вспомнить прошлогоднюю трагедию в Переяславе-Хмельницком, где на заправке БРСМ от взрыва сжиженного газа погибли пять человек. Как потом выяснилось, та станция не была введена в эксплуатацию. У половины так называемых «подзаборников», наплодившихся за последние пару лет, нет даже минимального набора документов, а у второй половины наблюдаются системные нарушения норм безопасности.
— Но многим водителям нравятся эти заправки, прежде всего из-за низкой цены по сравнению с легальными комплексами…
— Дешевизна газа на нелегальных станциях — иллюзия. Поскольку многие заправки работают незаконно, они и никаких проверок газового оборудования не проходят. Соответственно, недоливы — самая распространенная практика на подобного рода объектах, именно этим достигается видимая дешевизна газа у нелегалов. Мало того, так формируется их основной заработок. Ведь потребитель не может проверить точность налива газа. Вот и получается, что часто на нелегальной заправке водителю говорят, что в 40-литровый бак его авто залили… 50 литров сжиженного газа.
Кроме того, нетрудно заметить, что на этих заправках операторы берут наличные прямо у водителей и не выдают никаких чеков. А ведь только акцизный сбор с розничного оборота составляет 60—70 копеек в стоимости литра топлива. К слову, это прямые потери городского бюджета Киева, так как данный налог целенаправленно идет в местную казну.
Поэтому рецепт дешевизны нелегальных заправок прост: это банальный обман потребителя и государства.
— Кто и как может бороться с такими газовыми заправками?
— У государства и местных властей достаточно рычагов, чтобы положить этому конец. Закрыв нынешним летом 20 нелегальных АГЗП, киевская власть доказала, что можно цивилизованно решать данную проблему. Однако не хватает настойчивости, постоянного контроля ситуации первыми лицами города. На низовых же уровнях нелегалы просто коррумпируют местных инспекторов, ведь рентабельность «бизнеса» крайне высока. С сожалением приходится констатировать: у нас начинают что-либо делать лишь после каких-то трагедий и катастроф. Напомню, что за недавний пожар на нефтебазе БРСМ в Василькове никто пока наказания не понес.
Фото в заголовке Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
3920Читайте нас у Facebook