С нового года импорт подержанных иномарок сократится как минимум вдвое
С начала 2016 года в Украину будет разрешен ввоз только тех автомобилей, двигатели которых соответствуют нормам выброса вредных веществ Евро-5. Такое требование предусмотрено графиком введения в нашей стране современных экологических требований, задекларированных в соответствующем законе. Что это за график, возможна ли его отмена и каковы перспективы рынка подержанных автомобилей, «ФАКТЫ» выясняли у главы Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко.
— Олег Юрьевич, каким законом предусмотрено введение более жестких экологических норм?
— В 2012 году, следуя курсу подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС, Украина приняла целый ряд поправок в законодательство. В числе прочих был изменен Закон «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств». Согласно установленному этим законом графику, с 1 января 2014 года в Украину разрешается ввозить машины стандарта не ниже Евро-4. А с 2016 года экологические требования станут еще жестче — не ниже Евро-5. Причем это касается как новых, так и бывших в употреблении автомобилей.
— Как это скажется на импорте подержанных транспортных средств?
— Нововведение неминуемо приведет к сокращению ввоза бэушных машин. В Евросоюзе стандарт Евро-5 для легковушек стал обязательным с сентября 2009 года, а соответствующие ему модели стали поступать в продажу как автомобили 2010 года. Таким образом, получается, что с 2016 года возраст ввозимых к нам подержанных иномарок фактически будет ограничен пятью годами.
По данным ассоциации «Укравтопром», за шесть месяцев 2015 года в Украину было импортировано около 26 тысяч легковушек, из которых 36 процентов пришлось на подержанные машины. В следующем году ввоз таких автомобилей может сократиться вдвое, а то и больше.
— Но все же основная часть вторичного авторынка Украины состоит из автомобилей, которые продают и покупают внутри страны. Повлияет ли введение более жестких экологических норм на внутренний рынок?
— Думаю, что до конца года следует ожидать активизации ввоза подержанных автомобилей стандарта Евро-4, а после вступления в силу новых правил произойдет перераспределение спроса: покупатели прежде всего будут обращать внимание на уже имеющиеся на рынке модели. Как следствие — не исключен рост цен на бэушные машины внутри страны.
— Возможно ли отменить драконовские требования по Евро-5? Тем более что качество продаваемого у нас топлива далеко не всегда соответствует таким нормам…
— Полагаю, что отменить практически нереально. Ведь действует принцип верховенства международного права над законами Украины. Мы присоединились к Директиве ЕС о Евро-5, которую уже ратифицировали 26 стран Евросоюза. Однако отсрочить введение в Украине Евро-5, возможно, удастся. Так, в Верховной Раде уже зарегистрирован законопроект, предусматривающий внесение соответствующих изменений в Закон «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств». Данный документ позволит отечественным автоимпортерам, получившим сертификаты соответствия на те или иные модели иномарок до 31 декабря 2015 года, продолжать ввозить в Украину машины, отвечающие нормам Евро-4, еще в среднем около двух лет (таков максимальный срок выдачи вышеупомянутых сертификатов). Но это может коснуться только новых автомобилей, а отнюдь не подержанных. Ведь сертификаты выдаются на каждый конкретный бэушный автомобиль, который в текущий момент ввозится в Украину. То есть в 2016 году подержанные машины стандарта Евро-4 уже нельзя будет ввезти в нашу страну.
— От ассоциации с ЕС наши сограждане ожидают отмены налогов и пошлин на ввоз иномарок. Оправдаются ли эти надежды?
— Проект бюджета уже подготовлен с учетом существующих акцизов. Более того, есть информация о том, что сейчас рассматривается возможность увеличения акциза, чтобы компенсировать отмену с 1 января 2016 года импортного сбора.
Думаю, ни Кабмин, ни Верховная Рада не пойдут на снижение налогов на импорт автомобилей. Ведь это простимулирует ввоз иномарок, что приведет к отрицательному торговому балансу, большей востребованности доллара и евро, а следовательно, к дальнейшей девальвации гривни.
5127Читайте нас у Facebook