Для назначения пенсии человек может предоставить сведения о зарплате за прошлые годы даже в том случае, если архив предприятия не сохранился и справку о заработке получить невозможно
В прошлом номере «ФАКТЫ» рассказали о том, как рассчитывается стаж при назначении пенсии. Но, кроме стажа, на размер выплат значительно влияет то, какая зарплата будет указана в пенсионном деле. И наши читатели чаще всего задают вопросы именно о выплатах, которые принимаются во внимание при назначении пенсии. Поэтому «ФАКТЫ» с помощью заместителя председателя Пенсионного фонда Украины Валентины Никитенко решили подробно рассказать о заработках, исходя из которых рассчитывается пенсия.
«Если предприятие было реорганизовано, то справку о зарплате обязан выдать его правопреемник»
- Вопрос, собственно, простой: какие документы и о каком заработке нужно подать в Пенсионный фонд для расчета пенсии?
- Для начала хочу напомнить, что у нас в стране действует система пенсионного страхования. Поэтому при назначении пенсии учитывается только тот заработок, с которого были уплачены взносы. То есть легальная зарплата, облагавшаяся налогами и социальными сборами и полученная человеком по ведомости.
- Кстати, о том, как проверить, платит ли работодатель взносы на социальное страхование, мы рассказывали в прошлой публикации. А за какой период нужно подавать сведения о зарплате?
- По Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» при назначении пенсий учитывается заработок за два периода: за любые 60 месяцев подряд до 1 июля 2000 года плюс за весь период страхового стажа после 1 июля 2000 года.
- Поговорим отдельно о каждом периоде. Какие документы подтверждают заработок до 1 июля 2000 года?
- Эти данные рассматриваются на основании справок о зарплате, которые выдают бухгалтерии предприятий.
- Но за это время многие предприятия исчезли либо были переименованы. Поэтому иногда довольно трудно найти информацию о зарплате до 1 июля 2000 года
- Если предприятие было реорганизовано (например, превратилось в акционерное общество или объединилось с другой фирмой), то справку о заработке обязано выдать предприятие-правопреемник.
- Допустим, фирма или учреждение были вообще ликвидированы
- Тогда всю документацию ликвидационная комиссия должна была передать в районный (где было зарегистрировано предприятие) или городской архив. О том, ликвидировано или реорганизовано предприятие и кто является его правопреемником, можно узнать в областной, городской госадминистрации, в горсовете или же сельсовете.
- А если правопреемник тоже исчез или документы не сохранились?
- Наше законодательство предписывает хранить сведения о зарплатах на протяжении 75 лет. Действительно, далеко не все так поступали, поэтому часть информации утеряна. В связи с этим Кабинет министров утвердил порядок определения зарплаты (дохода) для расчета пенсии в случае потери документов о начислении и выплате заработка.
Этот документ предусматривает, что заработная плата за период с 1 января 1998 года до 1 июля 2000 года определяется по данным Государственного реестра физических лиц-налогоплательщиков, который ведет налоговая служба страны.
За период до 1 января 1998 года, а также в случае отсутствия данных в реестре заработная плата определяется исходя из средних зарплат по предприятию, отрасли, профессии
- Например, как?
- Если предприятие или его правопреемник существуют, но у них в архиве были утеряны сведения о зарплате какого-то работника за определенный период, тогда его заработок за это время может определяться исходя из размера средней зарплаты в соответствующей профессии и должности.
- Предположим, у человека была уникальная должность и второй такой на предприятии нет.
- Тогда учитывается размер зарплаты в аналогичной должности, профессии. Но в любом случае справка о заработке выдается предприятием или его правопреемником
«Причины, приведшие к потере документов, подтверждаются справкой работодателя»
- Ну а если предприятие было ликвидировано и правопреемника у него нет?
- Если предприятие, организацию ликвидировали и документы не передали в органы высшего уровня или архивным учреждениям, зарплата работника может определяться двумя способами.
Во-первых, исходя из тарифной ставки (должностного оклада) в соответствующей или аналогичной должности или профессии в определенной отрасли. При этом принимаются во внимание сведения за календарный год, предшествовавший уходу на пенсию.
Например, человек был фрезеровщиком четвертого разряда на предприятии с 1976 по 1984 годы. Предприятие ликвидировали, а архив не сохранился. Человек ушел на пенсию в 2009 году. Так вот, после принятия нового порядка ему уже могут назначить пенсию с учетом заработка, допустим, за 1976 год. При этом будет учитываться зарплата фрезеровщика четвертого разряда на аналогичных предприятиях, но за год, предшествовавший уходу этого человека на пенсию, — за 2008-й.
Во-вторых, если сведений о зарплате не хватает, могут быть учтены минимальная гарантированная тарифная ставка или должностной оклад, предусмотренные отраслевым соглашением, за год, предшествовавший выходу на пенсию.
- Где брать сведения о таких ставках?
- В обоих случаях справку о заработной плате с учетом месячной тарифной ставки или должностного оклада в соответствующей или аналогичной профессии или должности выдают местные органы по вопросам труда и социальной защиты населения. А если в данном органе указанных сведений нет, то это делает Министерство труда и социальной политики.
А вот тот факт, что на предприятии или у правопреемника нет документов о начислении и выплате заработной платы, а также время и причины, которые привели к потере таких документов, подтверждаются справкой работодателя, правопреемника или соответствующего архивного учреждения.
- Допустим, человек не успел проработать до 1 июля 2000 года необходимые 60 календарных месяцев?
- Тогда при начислении пенсии используется зарплата за фактический страховой стаж до июля 2000 года. Проще говоря, пошел человек на работу в июле 1999 года, значит, он должен будет предоставить справку о зарплате за период с июля 1999-го по июль 2000-го.
«Суммы, с которых удерживаются взносы на пенсионное страхование, ограничиваются»
- Тогда перейдем ко второму периоду: какие документы подтверждают зарплату за время после 1 июля 2000 года?
- Что касается сведений о заработке за весь период работы после 1 июля 2000 года, то они учитываются на основании тех данных, которые зафиксированы в личном пенсионном деле человека в системе персонифицированного учета взносов Пенсионного фонда Украины.
В принципе специалистам фонда для назначения пенсии достаточно обратиться к базе данных, чтобы определить заработок человека за весь период после 1 июля 2000 года. Однако предприятия, учреждения и организации при оформлении документов на пенсию обязаны собрать информацию о взносах за текущий год и подать ее в Пенсионный фонд, чтобы при назначении выплат была учтена зарплата и за эти несколько месяцев. Ведь сведения о взносах предприятия направляют в фонд только по истечении года.
Еще один важный момент: в Украине ограничиваются суммы, с которых удерживаются взносы на социальное, и в том числе пенсионное, страхование. Например, после введения в силу Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» максимальный доход, с которого отчисляются страховые взносы, составляет 15 размеров прожиточного минимума для трудоспособных. В 2009 году прожиточный минимум для трудоспособных — 669 гривен, его 15-кратный размер соответственно — 10 тысяч 35 гривен.
- Как давно появились эти ограничения?
- До июля 1998 года законодательно было установлено ограничение в размере 5,6 средней зарплаты по стране. А потом эти суммы стали фиксированными (см. таблицу. — Авт. )
- Что это значит?
- То, что при назначении пенсий и других социальных страховых выплат рассматриваются зарплаты в пределах этих ограничений. Например, если человек в мае 2008 года получал 10 тысяч гривен, то пенсионный сбор взимали только с 9 тысяч 705 гривен. Именно эти 9 тысяч 705 гривен учитываются как заработок за май 2008 года при расчете пенсии.
Считаем необходимым напомнить, что при подсчете пенсии берется скорректированный заработок. О том, как именно он корректируется, что такое минимальная пенсия и какие надбавки наше законодательство предлагает пенсионерам, «ФАКТЫ» расскажут в следующих номерах.
КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ОГРАНИЧЕНИЯ СУММЫ ВЗНОСОВ НА ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ
С какого месяца Какое ограничение
С июля 1998 года 1 тысяча гривен
С марта 2001 года 1 тысяча 600 гривен
С мая 2002 года 2 тысячи 200 гривен
С июня 2003 года 2 тысячи 660 гривен
С января 2005 года 4 тысячи 100 гривен
С 1 января 2006 года 4 тысячи 830 гривен
С апреля 2006 года 4 тысячи 960 гривен
С октября 2006 года 5 тысяч 50 гривен
С января 2007 года 7 тысяч 875 гривен
С 1 апреля 2007 года 8 тысяч 415 гривен
С 1 октября 2007 года 8 тысяч 520 гривен
С 1 января 2008 года 9 тысяч 495 гривен
С 1 апреля 2008 года 9 тысяч 705 гривен
С 1 июля 2008 года 9 тысяч 735 гривен
С 1 октября 2008 года 10 тысяч 35 гривен
23732Читайте нас у Facebook