Владимир Мунтян: "Немец шипом бутсы буквально разорвал Колотову ногу. Но наш капитан с поля не ушел"
В мае 1975-го киевское «Динамо» первым из советских клубов взошло на еврокубковую вершину, завоевав Кубок обладателей кубков. А спустя несколько месяцев подопечных Валерия Лобановского ждало еще более серьезное испытание — дуэли за Суперкубок Европы с сильнейшей на тот момент командой Старого Света мюнхенской «Баварией».
Вопреки прогнозам многих специалистов динамовцы одолели подопечных Дитмара Крамера (знаменитый тренер умер три недели назад в возрасте 90 лет) и в Мюнхене (1:0), и в Киеве (2:0). Одним из тех, кто добыл для наших болельщиков Суперкубок Европы, был легендарный Владимир Мунтян.
— Владимир Федорович, с юбилеем (наша беседа состоялась 6 октября — аккурат в день 40-летия триумфа)! Народ еще помнит своих героев?
— Да вроде не забывает (улыбается). С утра звонят друзья и знакомые, поздравляют. Только что читал на официальном сайте клуба поздравление от президента ФК «Динамо» Игоря Суркиса. Приятно.
Торжества же по случаю наших побед в Кубке кубков и Суперкубке Европы прошли еще в мае. Очень памятный день выдался. Сначала отправились на прием к президенту страны — подарки, награды. Мы все в строгих костюмах, специально сшитых к юбилею по заказу динамовского клуба. А вечером вместе с подопечными Сергея Реброва, ставшими чемпионами Украины, нас чествовали на стадионе «Олимпийский». Впечатлений море…
— Четыре десятилетия прошло. Но те поединки с немцами наверняка помните в подробностях.
— Даже сюрпризы помню! Перед первой игрой в Мюнхене каждому из нас хозяева подарили по магнитоле «Грюндиг», а представители фирмы «Адидас» — по паре бутс последней модели. Правда, с условием, что против «Баварии» мы будем играть именно в них. Согласились все, кроме Лени Буряка, не желавшего менять свою «Пуму». Выход из ситуации нашли быстро: наш тренер Александр Петрашевский и руководитель научной группы Михаил Ошемков обычной шариковой ручкой взяли да и закрасили на бутсах Буряка логотип злейшего конкурента «Адидаса».
Кстати, в Мюнхен мы отправились прямо из Еревана, после очередной игры чемпионата СССР. Здорово нам тогда армяне надавали по ногам. В итоге я, Витя Матвиенко и Володя Онищенко улетели в ФРГ с травмами. К тому же Володя Веремеев не мог играть из-за дисквалификации. Настроение было, скажу я вам, не самое лучшее. Мюнхен встретил нас доброжелательно. Телевидение, фотокорреспонденты, пишущая братия… Словом, обычная суета, предшествующая большим футбольным событиям.
Встречал нас в аэропорту и Валерий Лобановский, который специально отправился в Германию раньше, чтобы понаблюдать за игрой «Баварии» в поединке бундеслиги. «А вы зачем прилетели?» — помню, спросил Валерий Васильевич, увидев наш недееспособный квартет. В итоге на предматчевую тренировку вышло всего восемь игроков из нашего основного состава, что, как выяснилось позже, озадачило немцев. У Лобановского особого выбора не было, и 9 сентября на поле «Олимпиаштадиона» вместе с проверенными бойцами он выпустил Валеру Зуева, Петю Слободяна и Сашу Дамина, нечасто игравших в «основе» «Динамо».
Такие перестановки в наших рядах, видимо, окончательно запутали подопечных Дитмара Крамера, немцы расслабились и… проиграли. Великолепный слаломный проход Олега Блохина, обыгравшего на пути к воротам именитого Зеппа Майера практически всю защиту «Баварии», стал для двукратных обладателей Кубка европейских чемпионов громом среди ясного неба.
…В тот день все советские болельщики напрасно изучали радио- и телепрограммы. Репортажа из Мюнхена в них не значилось. И только около полуночи по московскому времени в выпуске «Последних известий» страна дождалась короткого сообщения: «В первой игре за суперкубок киевское „Динамо“ со счетом 1:0 победило мюнхенскую „Баварию“. На 67-й минуте гол забил Олег Блохин».
— Знаете, — продолжает Владимир Федорович, — многие годы мы были уверены, что в Мюнхене нам просто очень повезло. Но когда в конце 1990-х нам передали из Германии видеокассету с записью той игры, мы стали о себе гораздо лучшего мнения (смеется). Помню, сидели с Володей Трошкиным и Витей Колотовым у телевизора и удивлялись: так мы же играли прилично, и не так уж сильно нас «возили» тогда маститые баварцы, как казалось нам почти четверть века. К примеру, Степа Решко вообще «выключил» из игры знаменитого Герда Мюллера.
— К сожалению, двух футболистов из вашей звездной команды, завоевавшей в 1975-м и Кубок кубков, и Суперкубок, уже нет в живых…
— Да. Третьего января 2000-го не стало Виктора Колотова — нашего капитана, а 21 декабря 2011-го — бессменного стража динамовских ворот Евгения Рудакова.
Колотову было всего 50… Молчаливый и скромный в быту, без малейшего намека на лидерство, на футбольном поле он просто преображался. Настоящий боец! О чем говорить, если человека не из Киева и даже не из Украины избрали капитаном киевского «Динамо». К слову, в том, мюнхенском, матче Вите шипами буквально разорвали ногу. На рану смотреть было страшно. Но он с поля не ушел и в тугой повязке, превозмогая боль, доиграл до конца.
А с Женькой Рудаковым я общался буквально за пару дней до его смерти. Казалось, ничто не предвещало беды. Он не болел, не жаловался на здоровье. Если вратарь — половина команды, то это про Рудакова. Простой и надежный. Таким он был и на футбольном поле, и в жизни.
…"Прибываем в воскресенье, 5 октября, 18.10 — время посадки в Киеве. Просим организовать тренировку в 19.00, ужин — в 20.30: овощной суп, бифштекс, салат из свежих овощей, жареный картофель, свежие фрукты… " — телеграмму такого содержания прислали из «Баварии» перед ответной игрой. Мюнхенцы прилетели в столицу Украины рейсом «Аэрофлота» с надеждой исправить ситуацию. Пока футболисты садились в автобус и приветствовали встречавшего их знаменитого вратаря Льва Яшина, выгружали багаж «Баварии». Огромные кованые сундуки с футболками, мячами и… аварийным запасом продуктов.
Была среди багажа и внушительных размеров картонная коробка с надписью на немецком языке: «Не кантовать». Там лежал тяжеленный, изготовленный из серебра суперкубок, кстати, пожертвованный УЕФА частными лицами. Шестого октября 1975 года на трибунах Центрального стадиона в Киеве яблоку негде было упасть. В присутствии 100 тысяч болельщиков турецкий арбитр Доган Бабачан дал стартовый свисток. Динамовцы — в белых футболках, мюнхенцы — в красных (очевидцы утверждают, что и арбитры вышли на игру в подаренных им накануне… динамовских футболках, пододетых для тепла под судейскую форму). И снова надежды игроков «Баварии» не оправдались. Очередные два гола Олега Блохина принесли киевлянам победу — 2:0 — и Суперкубок УЕФА.
— Владимир Федорович, а ведь и ваша фамилия вполне могла появиться на табло стадиона в тот вечер.
— Могла… При счете 1:0 я собрался выполнить штрафной удар. Но подходит Олег Блохин и говорит: «Володя, дай ударю. Чувствую, что забью». К счастью, я противиться не стал, и Олег окончательно деморализовал немцев.
— Говорят, серебряный суперкубок был таким тяжелым, что президенту УЕФА Артемио Франки во время церемонии награждения пришлось даже пойти на маленькую хитрость.
— Не знаю, я трофей особо не носил (смеется). А если серьезно, то уже немолодой Франки вряд ли донес бы эту массивную, весившую более 15 килограммов, чашу до победителей. Поэтому он подозвал двух динамовцев и вручил им суперкубок. Помните ту знаменитую фотографию, на которой Анатолий Коньков и Михаил Фоменко несут кубок, а Володя Веремеев им помогает? Кстати, медалей мы в тот вечер так и не получили, поскольку чемодан президента УЕФА застрял где-то на маршруте Рим — Вена — Киев.
6 октября 1975 года. Центральный стадион в Киеве. Стефан Решко и Владимир Мунтян с только что завоеванным динамовцами суперкубком
— Но медаль все же к вам попала?
— Наверное… Честно говоря, не помню. А вот белый мяч, которым мы обыграли «Баварию» в Киеве, до сих пор хранится у меня дома. После матча я зашел в раздевалку немцев, и соперники оставили на мяче автографы.
— А футболку чью-нибудь на память заодно не прихватили?
— Тогда традиции обмениваться после игры футболками еще не было. Разве что на уровне сборных. Помню, в 1973-м в Москве играли с англичанами, и я с пенальти забил гол. А уже после матча поменял свою футболку сборной СССР на английскую, в которой играл знаменитый Бобби Мур. Кстати, большую часть своих трофеев я с годами раздарил. Друзьям, знакомым… К примеру, медаль за победу в Кубке кубков отдал в Музей спортивной славы. А одну из семи чемпионских медалей союзного первенства, когда тренировал «Оболонь», подарил почетному президенту клуба Александру Слободяну для музея «Оболони».
— Скажите, а тогда, осенью 1975-го, страна достойно отблагодарила своих героев?
— Уже и не помню. Какие премиальные? Сама победа в Суперкубке была для нас пределом мечтаний. Кстати, сегодня на одном из сайтов такое прочитал! Дескать, нам за успех пять автомобилей «Волга» подарили… Мы ведь еще живы — спросили бы, как было на самом деле, прежде чем писать. Ничего нам при всей любви бесплатно не давали. Да, машину можно было получить без очереди. Но за свои деньги!..
Точно помню, что за успех в Кубке кубков нам выдали по 500 инвалютных рублей. На тот момент это было шестьсот с лишним долларов. А вообще, во время поездок на игры за рубеж нам платили суточные: аж по четыре дойчемарки на брата! За трое суток по 12 набегало (улыбается). Помню, как в 1974-м, после нашей победы во Франкфурте над местным «Айнтрахтом», нас пригласили на совместный ужин с немецкой командой. Когда мы признались немцам, сколько нам причитается за победу над ними, у них чуть глаза из орбит не вылезли. Все переспрашивали: «По 12 тысяч марок?»…
— С кем-то из футболистов «Баварии» вы спустя годы пересекались вне футбольного поля?
— В 2006-м перед чемпионатом мира в Германии на презентацию Украины как участницы турнира в Киев приезжал Франц Беккенбауэр. Пообщались немного. Он даже вспомнил, что после первого матча за Суперкубок поменялся футболками с Олегом Блохиным. Хорошенько Олег им тогда насолил, раз до сих пор помнят (смеется).
— А с партнерами по той славной команде «Динамо» часто видитесь?
— Благо клуб выделил нам ложу на «Олимпийском», так что встречаемся практически на каждом домашнем матче «Динамо». И еще, к сожалению, на похоронах. Вот и в прошлый понедельник провожали в последний путь Сергея Круликовского. Нас становится все меньше…
— Вы, Владимир Федорович, слава Богу, по-прежнему в строю…
— Стараюсь не сидеть без дела. Возглавляю общественную организацию «Ветераны киевского «Динамо». Вот в ближайшую субботу едем во Львов для участия в матче памяти Андрея Гусина.
1408Читайте нас у Facebook