Людмила Лядова: "В столовой Дома творчества Ян Френкель всегда заказывал борщ. Он его обожал!"
Песни на музыку Яна Френкеля «Журавли» («Мне кажется порою, что солдаты…»), «Погоня», «Текстильный городок», «Калина красная», «Вальс расставания» знакомы каждому. Ян Абрамович появился на свет в Киеве в семье парикмахера. Но вскоре случилась беда. Мальчик заболел туберкулезом. Любой сквозняк был для него опасен. Чтобы ребенок не рвался со сверстниками на улицу, отец купил ему скрипку. Как потом вспоминал Ян Абрамович, этот инструмент не только спас ему жизнь, но и определил будущее.
О том, каким человеком был Ян Френкель, «ФАКТАМ» рассказала народная артистка СССР композитор Людмила Лядова (на фото), песни на музыку которой исполняли Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Эдуард Хиль, Юрий Богатиков и многие другие известные певцы (среди самых популярных песни «Когда-нибудь» в исполнении Шульженко, «Старый марш», которую пел Юрий Богатиков…)
— С Яном я была знакома больше 40 лет, — говорит Людмила Лядова. — Высокий, статный, очень благородный… У него были очаровательные усы и бархатный голос. Общались мы на концертах, в подмосковном Доме творчества, в поездках. Одна из самых запоминающихся — когда отправились выступать на целину в составе большой бригады под руководством замечательного композитора Вано Мурадели. В ней были Евгений Птичкин, Евгений Крылатов и другие наши коллеги. Концерт открывался песней «Бухенвальдский набат» на музыку Вано Мурадели и слова Александра Соболева. Ян Абрамович запевал:
«Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон —
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон…
Звон плывет, плывет над всей землею,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!»
А мы все Яну Френкелю подпевали.
— Проникновенная песня…
— Да. Она произвела очень сильное впечатление. А потом каждый из нас представлял зрителям свои произведения. Часто с Яном мы общались и в подмосковном Доме творчества, где каждому композитору полагалась дача с роялем, магнитофоном. Создавали все условия для работы. Написав что-то новое, мы встречались и играли другу свои произведения. А Ян Абрамович еще и пел прекрасно. Не каждый композитор ведь может петь. Питались мы в столовой. Ян Френкель всегда заказывал борщ. Он его обожал!
— И даже, как рассказывала мне вдова поэта Михаила Танича Лидия Козлова, сам его умел хорошо готовить. А еще в ресторанах непременно заказывал котлету по-киевски.
— Это замечательная еда! Я и сама очень люблю украинскую кухню.
— Вы бывали у Яна Френкеля на днях рождения?
— Бывала. Его жена Наташа прекрасно готовила. Умела и плов делать, и пироги пекла. Очень вкусные у нее получались салаты. Но главное — в их доме всегда была теплая атмосфера. Дни рождения проходили весело. Ян Абрамович умел рассказывать анекдоты.
— Какие подарки вы ему дарили?
— Как-то подарила ему красивую рубашку бирюзового цвета. Она ему очень понравилась. Дарила и запонки. Ян одевался хорошо. Был человеком очень аккуратным.
— А у вас какой-то подарок Яна Френкеля остался на память?
— Однажды мне Ян подарил магнитофон. К сожалению, он уже сломался. Ведь столько лет прошло.
— К слову, недавно я прочитала, якобы Ян Абрамович на самом деле был на пять лет младше того возраста, который был зафиксирован в его паспорте. Лишние годы он приписал себе, чтобы после девятого класса его взяли на фронт.
— Может быть. Но вообще скажу: у Яна всегда была очень молодая душа.
— Ян Френкель родился в Киеве, учился там в консерватории. Он любил вспоминать о своем детстве, юности?
— Конечно. О Киеве он всегда отзывался очень тепло.
— У Яна Абрамовича удивительная судьба. Первую свою песню он сочинил после ранения на фронте. Говорят, тогда загадал: если вернется с войны живым, станет композитором.
— Это и есть судьба. Но Ян о себе не очень любил рассказывать. Он был очень скромным человеком.
— Читала, что еще одним подарком судьбы Ян Френкель считал свое знакомство с женой.
— Да, Ян ее очень любил и уважал. Наташа была очаровательной женщиной. Они познакомились на фронте, когда выступали в агитбригадах. Наташа ведь тоже была актрисой. К слову, одно время она являлась дублером Любови Орловой.
— Правда, что супруга Яна Абрамовича была старше его на 14 лет?
— Совершенно верно. Но это не было заметно — абсолютно! Наташа выглядела гораздо моложе своих лет. Беленькая, шустренькая…
— Каков был их быт?
— Очень простым. Сначала жили в 15-метровой комнате в коммуналке. Дочку утром отводили в детсад, и Ян начинал работать. Только спустя время семья переехала в свою квартиру. Но роскоши там не было.
— Слышала, дочь Яна Абрамовича сейчас живет в Италии. А он не мечтал эмигрировать?
— Нет. Ян себя и здесь хорошо чувствовал. Его песни все очень любили. А для композитора это самое важное.
— Но за границей ведь у творческих людей большие гонорары. А Яну Абрамовичу, говорят, чтобы заработать на хлеб, приходилось переписывать партитуры, создавать аранжировки для маститых членов Союза композиторов СССР, по вечерам играть в ресторанах…
— Все это действительно было. И я в ресторане играла (улыбается). Что же здесь такого? Вообще Ян всегда много работал. Можно сказать, был трудоголиком.
— А отдыхать как любил?
— Обожал подмосковную Рузу, где находился Дом творчества. Там прекрасные места. Ему нравилось прогуляться, пообщаться с друзьями. Зимой там можно было даже в хоккей поиграть. Мы с коллегами бегали на коньках с клюшками, композитор Андрей Эшпай стоял на воротах, а Ян Абрамович предпочитал оставаться болельщиком… Вспоминаю то время с удовольствием. В Рузе в 30 домах жили композиторы со своими семьями. С Яном Абрамовичем всегда были рядом жена, дочь. К нам часто приезжали известные артисты: Леонид Утесов, Сергей Бондарчук с Ириной Скобцевой…
— Песня Яна Френкеля «Журавли», написанная в соавторстве с Расулом Гамзатовым, у меня всегда вызывает слезы…
— И мне она очень нравится.
*Ян Френкель и Расул Гамзатов
— Но ведь ее хотели в советское время запретить! Партийные цензоры уловили в песне сходство с молитвой, а время-то было атеистическое. Говорят, «Журавли» спас Брежнев, сказав: мол, исполнять ее можно, но нечасто.
— В свое время и песню на музыку Исаака Дунаевского «Летите, голуби» тоже запрещали. А она ведь тоже замечательная! Люди, которые ничего не понимают в искусстве, начинают вводить запреты. Зачем? Наверное, чтобы себя показать, свою власть…
— Как Ян Абрамович относился к славе?
— Знаете, он был очень скромным человеком и при этом уверенным в себе.
— Судьба отпустила Яну Френкелю 68 лет. От чего он умер?
— Точно причину не знаю. Но маловато, конечно, прожил.
— Какая песня Яна Френкеля у вас любимая?
— «Август» (на слова Инны Гофф. — Ред.). Он ее сам замечательно пел:
«Скоро осень, за окнами август,
От дождя потемнели кусты.
И я знаю, что я тебе нравлюсь,
Как когда-то мне нравился ты…»
— Душевная песня… Что бы вы сказали Яну Френкелю сегодня, если бы он мог вас услышать?
— Ян, я восхищаюсь тобой как человеком и композитором!
3704Читайте нас у Facebook