С 1 февраля 2016 года выплаты по европротоколам увеличатся вдвое — до 50 тысяч гривен
В следующем году оформлять ДТП по упрощенной схеме станет значительно выгоднее — выплаты по этому виду автомобильного страхования повысятся вдвое! Эксперты страхового рынка предполагают, что таким образом привлекательность европротокола существенно возрастет. С момента его введения в Украине прошло четыре года, но отечественные автомобилисты все еще крайне редко прибегают к его помощи, отдавая предпочтение традиционному способу оформления аварий с участием ГАИ и патрульной полиции. Причин тому несколько: водители боятся при заполнении бланка допустить ошибку, которая может послужить причиной отказа страховой компании от выплаты компенсации, к тому же многие затрудняются самостоятельно определить стоимость нанесенного ущерба и опасаются, что не вложатся в максимальную сумму возмещения, предусмотренную европротоколом. «ФАКТЫ» решили рассказать своим читателям все об этом страховом документе, таком популярном в европейских странах и пока не получившем должного признания в Украине.
Европротокол позволяет виновнику аварии избежать административной ответственности
Европротокол — система упрощенного оформления мелких ДТП, при котором участники аварии на месте заполняют специальный бланк унифицированного по всей Европе образца.
Европротокол предъявляется в страховую компанию и служит основанием для выплаты возмещения.
Правда, оформлять таким образом дорожно-транспортные происшествия можно только при соблюдении нескольких важных условий:
- у всех участников ДТП есть полисы «автогражданки» (ОСАГО — обязательного страхования автогражданской ответственности);
- в аварии нанесен только материальный ущерб и нет пострадавших людей;
- участники происшествия пришли к согласию относительно обстоятельств ДТП (один из водителей признает свою вину);
- все участники ДТП трезвые.
В противном случае аварию придется оформлять традиционным способом — вызывая работников патрульной полиции или ГАИ (в тех регионах Украины, где еще не появилось новое правоохранительное подразделение).
Еще одно важное преимущество европротокола — он позволяет виновнику аварии избежать административной ответственности за порчу чужого имущества в результате ДТП, так как факт происшествия правоохранители не фиксируют.
На сегодняшний день максимальная сумма выплат по европротоколу составляет 25 тысяч гривен. В последний раз лимит пересматривался в 2013 году (при введении в действие европротокола в 2011 году максимальная сумма выплат была 10 тысяч гривен). С учетом инфляции и тройного повышения курса доллара действующая ныне ставка во многих случаях уже не покрывает убытки по ущербу вследствие даже мелких ДТП.
По инициативе Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) был подготовлен проект распоряжения о повышении размера максимальной выплаты по европротоколу до 50 тысяч гривен, на прошлой неделе утвержденный Нацкомфинуслуг.
— Это решение принято после изучения статистики выплат по европротоколу и многочисленных обращений страховщиков и МТСБУ, — сообщил член Нацкомфинуслуг Александр Залетов. По его словам, после согласования с Минюстом новые лимиты начнут действовать с 1 февраля 2016 года.
Согласно статистике МТСБУ, за девять месяцев 2015 года по системе упрощенного оформления мелких ДТП в Украине было урегулировано всего 12,3 процента страховых претензий по «автогражданке» на сумму 50 миллионов гривен. И это еще неплохие результаты — все-таки количество дел, урегулированных по европротоколам, в этом году выросло с 7,2 до 8,9 тысячи. Наибольший прирост наблюдался в 2013 году, когда максимальный размер страховой выплаты был увеличен с 10 тысяч гривен до 25 тысяч.
Прогнозируемый рост популярности европротокола, по мнению страховщиков, уменьшит нагрузку на судебную систему и патрульную полицию, которая сможет больше времени уделять профилактике безопасности движения, а также поспособствует уменьшению заторов на дорогах, создаваемых участниками ДТП, которые ожидают прибытия сотрудников полиции и оформления ими документов.
Мы уже говорили, что одна из причин низкой популярности системы упрощенного оформления мелких ДТП — опасение допустить ошибку, которая впоследствии может послужить причиной отказа страховой компании от выплаты компенсации. Неправильное оформление европротокола действительно очень распространенное явление, говорят страховщики. Поэтому заполнять документ нужно очень внимательно. Какие-либо исправления в нем недопустимы. «ФАКТЫ» попросили представителя одной из страховых компаний Сергея Федорчука прокомментировать основные пункты бланка европротокола, чтобы помочь водителям с его заполнением.
Специалист советует участникам ДТП прежде всего сфотографировать место аварии и транспортные средства, задействованные в ней, на фотоаппарат или смартфон.
При оформлении европротокола можно заполнить только один комплект документов, имеющийся у одного из участников происшествия. Использовать каждому свой документ нет необходимости. Европротокол состоит из трех листов: титульного, оригинала и копии. Заполнять его следует разборчиво. Выбор колонки (желтая или голубая) не имеет значения.
Как рассказал Сергей Федорчук, в верхней части бланка (1—5-й пункты) необходимо указать дату и время ДТП, место происшествия, отметить, причинен ли ущерб жизни и здоровью людей, другому имуществу, кроме попавших в аварию автомобилей, а также данные свидетелей (ФИО, адрес, телефон), если таковые были, или указать, что свидетели отсутствуют.
*Специалисты советуют при оформлении европротокола заполнять только один комплект документов, имеющийся у одного из участников происшествия. Использовать каждому свой документ нет необходимости. Фото Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»
В пункты 6—9 вносятся данные о полисах ОСАГО и «зеленой карты» (если есть); марка, номер и страна регистрации авто; информация о водителях — ФИО, реквизиты водительских прав, адрес фактического проживания, номер телефона или электронный адрес (е-mail).
В пунктах 10—11 участники ДТП должны на изображениях мотоцикла, авто или автобуса стрелкой указать место удара, а потом кратко описать основные видимые повреждения своих транспортных средств, изложить замечания по отношению к аварии, а также поставить свои подписи.
В пункте 12 необходимо указать обстоятельства ДТП. В бланке перечислены 17 наиболее типичных ситуаций, при которых происходят аварии. Например, во время заезда на парковку, во время обгона или смены полосы движения, во время поворота влево или вправо, при нарушении требования знака преимущества движения либо при выезде на красный свет.
После этого нужно нарисовать схему аварии в специально отведенном для этого месте в бланке: схематически показать дорожную разметку, обозначить транспортные средства и указать стрелками направление их движения в момент столкновения, а также изобразить дорожные знаки, светофоры (если есть) и подписать названия улиц.
Разделять листы европротокола для каждого из водителей можно только после окончательного его заполнения, проверки и подписания. При наличии ошибок или исправлений необходимо уже более аккуратно заполнить другой бланк документа, имеющийся у другого участника происшествия. После оформления ДТП каждый из участников обязан в течение трех рабочих дней с момента аварии обратиться в свою страховую компанию и передать заполненный экземпляр европротокола.
В тех городах, где работают патрульные полицейские, первичные справки о ДТП больше не выдают
С начала декабря в Украине отменен документ, который правоохранители выдавали участникам аварии на месте ее совершения, — так называемая первичная справка о ДТП. Управление национальной полиции направило соответствующее письмо в Национальную комиссию по регулированию рынка страховых услуг, МТСБУ и Лигу страховых организаций. В письме сообщается, что согласно Закону «О Национальной полиции» в тех городах, где действует новая патрульная полиция, первичные справки о ДТП не выдаются. Новой инструкцией, утвержденной недавним приказом МВД, первичная справка о ДТП не предусмотрена.
Таким образом, говорится в письме Национальной полиции, страховые компании не должны требовать эту справку, по крайней мере в тех городах, где работает патрульная полиция (Киев, Львов, Одесса, Харьков, Николаев, Мукачево, Ужгород). В других населенных пунктах справки еще выдают, но по мере замены гаишников на полицейских первичная справка о ДТП и там уйдет в небытие.
С одной стороны, подобное новшество ведет к сокращению оборота бумажных документов. Но есть и обратная сторона медали. Первичная справка о ДТП давала правоохранителям возможность удостовериться, что автомобиль, имеющий механические повреждения, был участником аварии, оформленной должным образом. После предъявления справки исключались подозрения в том, что водитель транспортного средства самовольно покинул место происшествия. Теперь же при выявлении побитой машины правоохранителям придется потрудиться, чтобы выяснить происхождение повреждений. Станут ли они напрягаться — еще вопрос.
Страховая компенсация за ущерб достигает в Евросоюзе миллиона евро
В 2016 году МТСБУ намерено ввести так называемый электронный европротокол. Это абсолютная новация для Украины, рассчитанная на молодое поколение автомобилистов. Европротокол можно будет составить через мобильное приложение, в котором предусмотрена идентификация двух участников ДТП через централизованную базу данных. Потерпевшему предложат заполнить анкету и отметить, где и какие повреждения нанесены его транспортному средству. На сегодня электронный европротокол работает в Бельгии, Испании, Чехии и Польше.
Кроме того, планируется существенно увеличить размеры выплат по полисам «автогражданки». Напомним, что ныне лимит компенсации за материальный ущерб составляет 50 тысяч гривен, а за ущерб, причиненный жизни и здоровью, — 100 тысяч гривен. При этом МТСБУ инициирует их двукратное повышение — до 100 тысяч и до 200 тысяч гривен соответственно. К сожалению, согласование этого решения в Государственной регуляторной службе затянулось, но в бюро настаивают на новых размерах страховых сумм и рассчитывают, что договоры с учетом повышенных лимитов будут заключаться уже с февраля-марта следующего года.
Как сообщают в МТСБУ, необходимость увеличения лимитов вызвана инфляцией и подорожанием запчастей, большинство из которых импортируются. Страховой суммы в 50 тысяч гривен при серьезной аварии зачастую недостаточно для ремонта автомобиля, поэтому виновнику приходится возмещать потерпевшему убытки из собственного кармана.
В бюро также рассказали, что программа имплементации Директивы Евросоюза 2009/103/EC подразумевает приведение лимитов по страхованию гражданской ответственности автовладельцев в соответствие с европейскими нормами в течение восьми лет. При этом на сегодня в странах ЕС лимиты по выплатам за ущерб, причиненный жизни и здоровью, и имущественный ущерб составляют не менее 1,12 миллиона евро.
5248Читайте нас у Facebook