Украинские правоохранители займутся поисками похищенных в нидерландском музее полотен и расследованием возможного факта вымогательства
«Картинный скандал», разгоревшийся с подачи нидерландских музейщиков, обрастает новыми подробностями. Как известно, несколько дней назад руководство музея Западной Фрисландии в городе Хорн сделало заявление о том, что украденные у них в 2005 году 24 полотна XVII века обнаружены на территории нашей страны. Картины якобы находятся в руках «украинских вооруженных формирований», которые теперь вымогают от музейщиков от 5 до 50 миллионов евро. Директор музея дал пресс-конференцию, где пояснил, что стороны не смогли сойтись на сумме вознаграждения за возврат картин, и назвал имена украинцев, по его мнению, причастных к делу. Среди них — бывший глава СБУ Валентин Наливайченко, лидер ПО «Свобода» Олег Тягнибок и экс-заместитель командира батальона ОУН Борис Гуменюк.
Все трое не замедлили отреагировать. Наливайченко назвал обвинения «полной чушью» и потребовал всестороннего расследования инцидента, Тягнибок «потроллил» музей в «Фейсбуке», предложив забрать развешенные в его кабинете портреты Романа Шухевича, Степана Бандеры и Евгения Коновальца. Но самое интересное заявление сделал Борис Гуменюк, который сейчас называет себя бойцом «Украинской военной организации». Он согласился с вышеназванными политиками, что требования о выкупе — выдумка. И сообщил, что действительно общался с гражданами Нидерландов по поводу возвращения картин, но никаких денег с них не требовал. Наоборот — представитель музея Артур Бранд еще нынешним летом сам вышел на него и предложил вознаграждение в 50 тысяч евро за возвращение картин. Об этом бывший замкомандира батальона ОУН Борис Гуменюк заявил в эфире «Громадьського радiо»:
— Полтора года назад распространилась информация, что в одном из домов в пригороде Донецка, в поместье, принадлежащем человеку из близкого окружения Януковича, обнаружена коллекция живописи. Попытки выяснить, что это за коллекция и законным или незаконным путем она приобретена владельцем, продолжались примерно год. Только нынешним летом поступила информация, что это может быть коллекция, похищенная из голландского музея в 2005 году.
Гуменюк рассказал, что в июле встречался с тремя представителями посольства Нидерландов в Киеве, среди них был и представитель голландской полиции:
— В августе мы встретились с неким Артуром Брандом, который назначил мне встречу не в посольстве, а в какой-то подворотне и ничем не подтвердил своих полномочий. Он заявил, что Голландия благодарна мне за находку — хотя это и «третьесортные художники, которые ничего не стоят на мировом уровне». Но они, мол, понимают, что коллекция находится на вражеской территории, и, чтобы ее достать, украинским военным нужно проводить специальную операцию. Поэтому, дескать, готовы выплатить вознаграждение за возвращение коллекции — 50 тысяч евро. Я предупредил, что процесс возвращения будет долгим. К тому же нет уверенности, что это те самые картины. Лично я этих полотен никогда не видел. Мы распрощались, а спустя две недели через моего переводчика он написал письмо о том, чтобы я отдал коллекцию, иначе буду иметь дело с Интерполом.
Глава МВД Украины также подтвердил, что в силовом ведомстве знали об обнаружении большой коллекции живописи.
— Нам известны факты, что на одной из дач около Донецка группа людей обнаружила коллекцию картин, — заявил Арсен Аваков в ходе отчета министров силового блока. — Есть вероятность того, что ее пытаются продать на черном рынке.
Поэтому сейчас задача силовиков — найти эти полотна и расследовать факт вымогательства взятки, если он на самом деле имел место. По словам Арсена Авакова, правоохранители сотрудничают по этому вопросу с силовыми органами Нидерландов.
А вот глава украинского МИД Павел Климкин, комментируя ситуацию, заявил, что поиски картин усложнил сам музей, принявшись за самостоятельные переговоры с теми, кто якобы владеет полотнами. Мол, такие вопросы надо решать на уровне правительств и правоохранительных ведомств. Что теперь и будет сделано.
572Читайте нас у Facebook