ПОИСК
Події

«артемка в семь лет совсем не разговаривал, а теперь вот мечтает учителем стать. Коля хоть и не силен в учебе, зато вместе с ним мы из двух старых «запорожцев» один новый собираем… »

0:00 8 серпня 2009
Інф. «ФАКТІВ»
Супруги Наталья Пархоменко и Александр Благодельский, сами рано осиротевшие, усыновили пятерых ребятишек, создав первый в Барском районе Винницкой области детский дом семейного типа

Несколько лет назад Наталья Пархоменко работала волонтером социальной службы. Заботясь о детях-сиротах, женщина агитировала всех своих знакомых проникнуться состраданием к воспитанникам приютов и интернатов. Тогда она даже и представить не могла, что вскоре и у ее маленького сынишки Артурчика, которого воспитывала одна, появятся сразу три братика и две сестрички. И что мечты о собственном доме и большой семье вполне осуществимы вместе с любимым и заботливым мужем Александром. К слову, история их знакомства тоже оказалась необычной…

«Сынишка сам выбрал себе отца, а мне — мужа»

- Как-то мы собрались с маленьким Артуркой прогуляться, — рассказывает Наталья Пархоменко.  — Пока сынишка спускался по ступенькам со своим велосипедом, я немного задержалась дома. А выйдя во двор, увидела, что он прильнул к незнакомому мужчине. Сидя у него на коленях, малыш жевал пряник. «Мамочка, а это мой папа! Давай пригласим его к себе!» Я опешила. «Папа» тем временем, виновато улыбаясь, объяснял, что ничего такого малышу не говорил — просто поиграл с ним машинкой. А ведь так быстро сын еще ни с кем не заводил дружбу. Спрашивал было об отце, но что хорошего я могла рассказать ребенку, если мы расстались задолго до его рождения? В общем «папа» Александр стал к нам захаживать. Вот так и получилось: сынишка выбрал себе отца, а мне — мужа. Оказалось, у нас с Сашей много общего. Даже то, что мы оба выросли без родителей. Он воспитывался в интернате, меня же после смерти отца и матери забрали к себе родственники. Причем я жила в доме, окна которого выходили на тот самый интернат.

Наталья, Александр и маленький Артурчик стали жить вместе. Александр трудился на заводе слесарем, затем строителем. Наталья по окончании вуза устроилась психологом в школу. А еще увлеклась работой волонтера социальной службы. Посещая родительские собрания в школах и детсадах, просила мам и пап подумать, под силу ли им сделать доброе дело — взять под опеку хотя бы одного ребенка из дома-интерната. Одни люди благодарили за неравнодушие, другие сетовали, что взяли бы ребятишек, да жилплощадь не позволяет, третьи тут же принимались подсчитывать, сколько денег получат от государства на детей.

- Однажды Наташа предложила продать квартиру в райцентре, где мы жили, и за вырученные деньги купить дом в селе, — улыбается Александр Благодельский, муж Натальи.  — Так мы и перебрались в Межлесье. Как-то заметил в разговоре с женой, что вместе с нами в этом большом уютном доме могло бы много ребятишек жить. Оказалось, что и Наташа, ранее агитировавшая других брать под опеку детей, теперь и сама всерьез задумалась об этом. И вскоре в нашем доме поселились тринадцатилетняя Алиса, ее младшие братья Коля, Вадим и Артем и сестренка Аленка. Их мать лишили родительских прав. Она пила и за ними не смотрела. Мы же познакомились с ребятами в детском приюте «Добро» в Виннице.

РЕКЛАМА

Никогда не забуду нашу первую встречу с детьми! Наголо обритые, худющие, в глазах — дикий испуг. Мы с женой сразу предложили им перебраться к нам. Тогда старшенькая, Алиса, ответила кратко и за всю компанию: «Мы подумаем!» Оказалось, младшие братья и сестры во всем ее слушались, ведь она заменила им родителей. Из-за того, что все время носила малышей на руках, сорвала спину. В общем, «атаманша», как прозвали Алису младшенькие, слава Богу, таки решила, что в семье всем им будет лучше. Но размышляла долго. Почти одновременно с нами в приют прибыл социальный работник, задачей которого было «расформирование» этой дружной ватаги. Детей должны были распределить по разным интернатам, поскольку все они разного возраста. Но мы не допустили этого! Обрадовавшись привезенным нами подаркам, мальчишки и девчонки тут же поспешили в микроавтобус, которым мы за ними приехали. «Дядя, тетя, и меня возьмите! И меня!» — приятели «наших» буквально ломились в дверь автобуса.

- Поначалу мальчишки уговаривали меня ехать к тете Наташе и дяде Саше, нашим новым родителям, — с улыбкой говорит Алиса.  — А вскоре мне самой пришлось убеждать их изменить жизнь. Оказалось, один из приятелей моих братцев из приюта, Стас, наговорил им, что ничего хорошего в новой семье их не ждет. Его, дескать, вместе с братом и сестрами сначала брали в семью, а затем возвращали обратно в приют, как что-то ненужное. Оказалось, Стас воровал у опекавших его людей деньги. Поэтому я строго-настрого предупредила своих, чтобы даже и в мыслях у них не было что-то стащить! Напомнила, как тяжело нам пришлось зарабатывать на еду: трудились на чужих огородах, сдавали в металлолом разные железяки. Мама ведь больше «под градусом» была.

РЕКЛАМА

«Приходилось отучать детей прятать котлеты под подушками»

Невзирая на строгое Алисино предупреждение быть примерными, чтобы понравиться родителям, дети уже с первых дней начали вредничать. Коля взобрался на старую черешню и пригрозил, что никогда с нее не слезет, потому что незачем — его друзья остались в селе, в котором он жил раньше, а в Межлесье никаких приятелей у него нет! Пока Наталья упрашивала его спуститься вниз, Александр принес бидончик и попросил нарвать ягод для своих братьев и сестер. Мальчик растерялся, не зная, что делать. А услышав, что глава семьи завел свой «Запорожец» и объявил, что карета подана и сейчас они все вместе отправятся на поиски друзей, мальчишка начал осторожно спускаться вниз. Однажды Вадим не мог слезть с ореха! Отцу пришлось его снимать. Маленькая Аленка как-то загрустила. «Если к первой маме нельзя, значит, можно к дяде и тете, — решила малышка и стала собирать свои вещи.  — И ты, мама Наташа, собирайся, без тебя не поедем!» Девочку удалось успокоить. Только после этого ребятишки стали называть Наталью и Александра мамой и папой.

Приходилось отучать детей прятать котлеты под подушками. Следить за тем, чтобы не дрались по любому пустяку и напоминать, что, поскольку они — одна семья, значит, должны любить и уважать друг дружку. Надо было дежурить возле них по ночам, ведь все жаловались, что снятся кошмары. Еще — будить среди ночи и провожать в туалет, чтобы не писали прямо в кровати. Позже ребята сознались, что им доставляло удовольствие наблюдать, как родители выносят из дому мокрые матрацы и застилают свежие простынки. А как только дети пошли в школу, стали жаловаться, что здешние ученики дразнят их и избивают. Оказалось, что и сами они легко ввязывались в любую драку. Несколько месяцев Александр отправлялся в школу вместе со своими непоседами и драчунами. Пока воспринявшие их враждебно местные мальчишки не «охладели» к ним, а готовые отстаивать себя бывшие воспитанники приюта вдруг поняли, что выяснять отношения можно не только с помощью кулаков.

РЕКЛАМА

- Из той черешни, на которой я долго сидел, папа пообещал мне сделать гильце (деревце или ветка, которую украшают цветами, венками, лентами и носят перед молодыми во время всех свадебных церемоний.  — Авт. ), когда жениться буду! — рассказывает двенадцатилетний Коля.  — Теперь мне очень стыдно, что плохо вел себя, ведь папа и мама так заботятся о нас! Раньше, в прежней жизни, у нас в доме на столе только бутылка самогона стояла, а теперь столько вкусной еды! Даже перестал думать о тех двух банках сардин, которые закопал на черный день у памятника в родном селе. Да их там, наверное, мой дружок Витька давно откопал и съел. Ну и пусть! Приятного аппетита! Кстати, мы с братьями Артуром и Вадимом в одном классе учимся. Время от времени списываем друг у друга, и учительница обещает ставить одну оценку на троих, ведь ошибки-то у нас одинаковые…

Непоседливого Колю пришлось отправить в третий класс, поскольку со сверстниками в шестом он не успевал. Маленького и очень стеснительного Артемку, который как раз готовился пойти в первый класс, пришлось буквально учить говорить. На все вопросы мальчик отвечал одним протяжным звуком «а-а-а». Теперь он с удовольствием рассказывает стишки.

Впрочем, каждому уже есть чем похвастаться! Ребята научились мыть руки, стирать свои носочки и трусики, заправлять кроватки. А еще мальчишкам нравится помогать отцу, который постоянно что-то мастерит. Сейчас вот все вместе второй этаж дома возводят. Научились и гвозди забивать, и шурупы ввинчивать, и обои клеить, и полы настилать. Сообща и воду в дом подвели. Вместе и на огороде работают. Ребятишки стараются, ведь знают, что за каждое доброе дело будут поощрены походом в лес или к пруду.

- Никаких секретов от детей у нас нет! — продолжает Наталья.  — По вечерам все вместе садимся за стол, чтобы посоветоваться, что кому надо купить, что будем готовить. Кстати, обновкам дети невероятно радуются. Вот недавно Алисе прикупили модных одежек, ведь она отправлялась в международный детский центр «Артек». Путевку выделила Барская райадминистрация. Каждый день Алиса звонила нам, так соскучилась!

Пытаемся научить детей планировать и завтрашний день, и всю свою дальнейшую жизнь. Учим уступать друг другу, уметь прощать. Для этого разыгрываем с мужем сценки, будто ссоримся. А уже через минуту миримся, пожимая друг другу руки и целуясь. Учим быть добрыми, милосердными. Как-то, возвращаясь из школы, наши дети увидели, что баба Валя сажает огород, и дружно помогли ей.

«Самая младшая, Аленка, которая постоянно носится со счетами и калькуляторами, говорит, что станет директором маслозавода»

Как только будет достроен второй этаж дома, Наталья и Александр хотят взять на воспитание еще нескольких детдомовцев. Детишки их поддерживают и с нетерпением ждут прибавления в семье. Алиса же еще и подсказывает, чтобы подыскивали маленьких деток, тогда она с удовольствием будет их баюкать и кормить.

- Мое собственное интернатовское детство дает ответы на многие вопросы, возникающие во взаимоотношениях с нашими мальчишками и девчонками, — утверждает Александр.  — Я уверен: плохих детей не бывает, бывают плохие воспитатели! Вот мы с женой и пытаемся не только заменить им родителей, но и стать хорошими воспитателями. Мне с воспитательницей в интернате очень повезло. Она не скрывала, что после детдома все двери перед нами будут закрыты, поэтому и пыталась научить нас их открывать. И придерживаться правила: «Вижу цель — не вижу препятствий». У наших детей много талантов! Они любят петь, рисовать, играть на ионике. Некоторые уже и с будущей профессией определились. Вот Коля мечтает быть трактористом или автомехаником. Вместе с ним мы из двух старых «Запорожцев» один новый собираем! Алиса все еще выбирает между профессиями повара-кондитера и воспитательницы в детском саду. Артур хочет быть священником, Вадим — космонавтом, а самая младшая, Аленка, которая постоянно носится со счетами, папками и калькуляторами, говорит, что станет директором маслозавода.

- Наталья и Александр создали первый в нашем районе детский дом семейного типа, и недавно мы отметили его годовщину, — рассказывает начальник службы по делам детей Барской райадминистрации Винницкой области Алла Сторожук.  — Вначале трудно им было, поэтому помогали всем миром. Ведь первые выплаты на детей пошли только спустя три месяца после создания этой необычной семьи. Особенно помогли им руководители местного сельскохозяйственного предприятия. И продолжают помогать! Радует, что детишки растут здоровыми, добрыми, трудолюбивыми, всесторонне развитыми. Теперь к Наталье и Александру приезжают за опытом и другие родители, опекающие бывших интернатовцев, или те, которые хотят взять сирот в свои семьи. Мы считаем, что только в семье ребенок может быть по-настоящему любим, может раскрыть все свои таланты. Поэтому за последние два года никого из детей, лишившихся опеки родителей, не отправили в интернат. Заботятся о них приемные семьи.

Написать отзыв о статье 

281

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів