На Полтавщине медики пробились к дому роженицы только благодаря... трактористу
Врачи, наблюдавшие 35-летнюю Валентину Лысоконь, жительницу села Ливенское Новосанжарского района Полтавской области, предполагали, что она должна родить в первых числах февраля. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Схватки у Валентины начались 18 января в половине второго ночи. Когда на улице разыгралась метель. Она мела больше суток, нанесло сугробов высотой едва ли не в человеческий рост. С таким количеством снега, казалось, вообще бесполезно бороться. Только маленький человечек, которому наступило время прийти в этот мир, ни о чем ведь не знал. И поднял на ноги добрый десяток людей, чтобы они расчистили перед ним дорогу в жизнь.
Валя с Артуром дали своей дочери замечательное имя — Кристина. В честь великого православного праздника Крещения, на который она родилась. Девочка здоровая, доношенная, весом без малого три килограмма и ростом пятьдесят сантиметров.
— Это были первые роды, которые я принимала дома, — еще не отошла от пережитого 39-летняя медсестра Маячковской амбулатории Новосанжарского района Ольга Матвиенко. — И моей коллеге, фельдшеру из Нехворощанского пункта скорой помощи Людмиле Крикле, женщине предпенсионного возраста, за всю свою многолетнюю практику тоже не приходилось оказываться в такой ситуации. Наверное, если бы не непогода, роженицу успели бы вовремя довезти в районную больницу — тут расстояние порядка пятидесяти километров. Но, представьте себе, мы с водителем пятьдесят минут добирались из Нехворощи в Ливенское, которые разделяют десять километров. Я знала, что третьи роды у Валентины могут быть стремительными, но в той ситуации что-то быстро предпринять не получалось.
Ольга Матвиенко наблюдала Валентину Лысоконь на протяжении нескольких последних недель. Когда житель соседнего села Артур Мухин привез гражданскую супругу из Днепродзержинска Днепропетровской области, куда ездил на заработки, та была уже на седьмом месяце беременности. Беременность у Вали протекала нормально, только перед самым Новым годом подскочило давление, и женщине пришлось лечь в районную больницу. Подлечившись, она еще съездила проведать маму и двух старших детей, которые остались в Днепродзержинске. Вернулась 16 января, в субботу, а в понедельник должна была пойти на очередное обследование к районному гинекологу и решить вопрос с госпитализацией в родильное отделение. Но в понедельник завьюжило, отправляться в путь беременная не рискнула.
— А в половине второго ночи во вторник мне позвонил Артур и взволнованно сообщил, что у жены начались схватки и уже отошли воды, — рассказывает Ольга Матвиенко. — Я — за порог, а там снега чуть ли мне не по плечи. Пока мой муж, взяв лопату, пробивал тропинку к воротам, я позвонила в службу «103», чтобы в подкрепление мне выделили фельдшера. А тут такой порядок: сначала вызов принимает Полтава, потом его переадресовывают в райцентр, и только потом — в ближайшую подстанцию экстренной медицинской помощи. На это все уходит драгоценное время. Ближайшая к нам подстанция расположена в Нехвороще, в десяти километрах от Ливенского. К счастью, фельдшеру Людмиле Викторовне Крикле удалось без особых проблем преодолеть эти километры. Во всяком случае, ее уазик хоть и не так быстро примчался на вызов, зато не застрял по дороге. А вот машина нашей сельской семейной медицины, едва тронувшись с места, тут же забуксовала. Мы с нашим опытным водителем Василием Николаевичем Олешко решили обратиться за помощью к трактористу из местного отделения фирмы «Кернел». Тракторист молодец — расчистил нам дорогу своим мощным Т-150 аж до хаты роженицы. А там на подворье и возле него кипела работа — муж Валентины вместе с отцом и братом разгребали снег.
И фельдшер, и медсестра приехали на вызов практически одновременно. Буквально через пять минут после их появления раздался крик новорожденной.
— Артур не находил себе места — то подбегал к рожающей на диване жене, то брался за лопату, чтобы продолжать расчищать снег, не соображая, где его присутствие важнее, — улыбается Ольга Матвиенко. — Мы с Людмилой Викторовной сказали, что он должен быть рядом с нами и выполнять указания: поднести воды, нарвать тряпок. Кстати, семья оказалась неподготовленной к появлению ребенка: ни тебе пеленок, ни памперсов, не говоря уже о распашонках. Чтобы укутать девочку, пришлось рвать на лоскуты пододеяльники. К тому же обстановка в доме была далекой от стерильной.
Медики сделали все, что полагается в этих случаях: ввели роженице нужные препараты, перерезали пуповину. Говорят: «Наверное, нам Бог помогал: при родах ни у ребенка, ни у мамы не случилось никаких осложнений».
Артур помог Валентине сесть в машину «скорой», которая прибыла из Нехворощи, взял на руки дитя, сам устроился на сиденье в салоне. Ольга признается:
— Не знаю, как бы крошка в такую погоду доехала до районной больницы в нашем уазике, которому уже сорок лет и в котором зияют дырки размером с кулак. На сельской подстанции УАЗ тоже уже старый, но в нем хотя бы немного теплее.
Увы, на выезде из Ливенского «скорая» застряла в снегу. Стало понятно, что без помощи спецтехники она дальше не двинется. Помощь в виде пожарного ЗИЛа прибыла примерно через час. Все это время медики районной больницы, куда была передана информация о необычных родах, держали ситуацию под контролем, проводя консультации с фельдшером в телефонном режиме. Укутанная в теплые одеяла малышка лишь изредка попискивала. Ее родители нервничали: «Ну когда уже?» Людмила Викторовна их успокаивала: «Скоро-скоро, потерпите, самое страшное позади».
— Главное было — пробить для «скорой» путь до расчищенной трассы между Нехворощей и райцентром, — рассказал начальник Новосанжарского сектора Главного управления Госслужбы по чрезвычайным ситуациям в Полтавской области Юрий Шило. — Это отрезок длиной километров двадцать. Наши ребята, добравшись до заблокированного снегом медицинского автомобиля, освободили его из «плена» и двинулись в обратную сторону с опущенной снегоуборочной лопатой. За ними — скорая помощь. Едва спасатели «довели» ее до трассы, как водитель, посигналив, обогнал ЗИЛ и вырвался вперед.
Состояние Кристины и ее мамы, говорит заместитель главного врача Новосанжарской центральной районной больницы по медицинской части Сергей Павловский, удовлетворительное. Они проходят необходимые обследования, и вскоре им предстоит путь домой. Хочется думать, он будет и легче, и короче.
Более трех часов «скорая» с простуженной беременной по дороге в больницу простояла в заторе, пока к ней не добралась пожарная машина Между тем несколькими часами ранее такими же героическими общими усилиями и тоже из отдаленного села Ивановка Семеновского района в Хорольскую центральную районную больницу была доставлена 17-летняя Наташа Федорченко. Молодая женщина, будучи на пятом месяце беременности, подхватила простуду и перед этим целую неделю кашляла. Заваривала и пила лечебные травки, которые, увы, не помогали, а в понедельник ей показалось, что у нее отходят воды и замер плод.
— Часа в три я связалась с гинекологом из Семеновки, поделилась своими подозрениями, и она посоветовала вызвать «скорую», — рассказывает будущая мама. — Перед этим мне уже приходилось сохранять беременность в больнице, и я была напугана возможным срывом. Решила, лучше перестраховаться. Через час подъехали медики. Дорога была ужасная, мы двигались очень медленно, к тому же в «скорой» было очень холодно, у меня сразу замерзли ноги. А в селе Толстом дорогу нам преградила колонна застрявших автомобилей — какую-то фуру развернуло поперек, и она полностью заблокировала движение в обе стороны.
Среди застрявших автомобилей Наташа увидела «газельку» своего мужа — он возвращался домой с работы. Пока стояли в пробке, мужчина не отходил от жены, согревая ее руки в своих ладонях. Хорошо, что она прихватила с собой одеяло и подушку — эти вещи оказались как нельзя кстати.
— На вызов в Ивановку мы направили автомобиль из села Оболонь, где базируется наша бригада, — сообщила начальник Семеновской подстанции скорой помощи Валентина Шевцова. — Когда мне доложили, что медики с беременной застряли по дороге в больницу, я тут же связалась с начальником районных эмчеэсников Владимиром Ищенко и попросила его направить технику и людей в Толстое. Решался также вопрос, чтобы вернуть наш УАЗ в Оболонь, от которой он недалеко отъехал, и госпитализировать Наташу в терапевтическое отделение местной больницы. Была надежда на то, что вызванный трактор из этого села расчистит снег на поле рядом с трассой, и тогда остановившиеся машины смогут объехать препятствие. Но это не удалось.
Более трех часов «скорая» с больной беременной простояла в заторе. Наконец, когда эмчеэсники разрулили ситуацию, растянув скопившиеся в одном месте автомобили (два грузовых и восемь легковых) и прочистив дорогу, Наташе представилась возможность пересесть в кабину пожарной машины. Здесь было намного теплее.
— В районе всего два УАЗа, оборудованные под скорую помощь, — продолжает Валентина Шевцова. — Один в Оболони, а другой в Семеновке. Тот, который забирал Наташу из дому, решено было вернуть на базу, а навстречу пожарному водовозу, в который ее пересадили, отправить семеновскую бригаду медиков. Но как только экипаж выехал за пределы райцентра, он тоже очутился в снежном заносе — в тот день сугробы были в человеческий рост. Хорошо, что в понедельник никаких серьезных происшествий в районе не случилось и у нас не было других вызовов. Хочу особо поблагодарить заместителя председателя райсовета и поселкового голову за то, что они откликнулись на мою просьбу и организовали работу спецтранспорта в месте, где застряла «скорая». Она и отвезла Наташу в соседний Хорол — там есть отделение для беременных. Благо трасса между двумя райцентрами была в нормальном состоянии.
— Только в 21.10 к нам доставили многострадальную пациентку, — рассказывает заведующая родильным отделением Хорольской центральной районной больницы Людмила Величко. — Все время, пока длился ее путь к нам, мы держали связь то с одной бригадой «скорой», то с другой. Первым делом Наташе сделали ультразвуковое обследование. И исключили самое страшное — угрозу срыва беременности. Женщина заулыбалась и сразу же снова почувствовала биение плода. Наверное, так он среагировал на окончание многочасового стресса будущей мамочки.
Оказалось, у молодой женщины был острый бронхит, но к врачам она не обращалась, что привело к ухудшению общего состояния здоровья. Сильный кашель беспокоил не только ее, но сказывался и на ребенке. Слава Богу, никаких осложнений врачи не нашли. Наташу определили в отдельную палату для беременных с ОРВИ и будут лечить от последствий простуды. Со средствами на лекарства обещает помочь сельсовет — у молодой женщины из родных только бабушка, а сама она, закончив школу, не успела найти работу.
— В связи с плохими погодными условиями мы просим беременных, у которых подходит срок рожать, приезжать к нам заранее, — говорит Людмила Величко. — Чтобы не создавать проблем ни себе, ни другим.
Наташа знает, что родит дочку. Уже и имя ей дала — Маша…
Фото в заголовке предоставлено ГСЧС в Полтавской области
2024Читайте нас у Facebook