"Клиент может сам выбрать, ехать ему в раздолбанном и прокуренном "Ланосе" или в чистом авто представительского класса"
Появились сообщения, что международный сервис такси Uber, конкуренции с которым так боятся украинские таксисты, начнет работать в Украине уже в конце апреля — начале мая. Однако не все пользующиеся такси люди знают, что у нас уже работает таксомоторный интернет-сервис Uklon. В чем его отличие от Uber’а, а также каковы плюсы и минусы, «ФАКТАМ» рассказали киевляне, которые пользуются услугами одного и второго сервисов.
«В свой день рождения я в течение двух часов не могла выехать из дому — за мной не хотело приезжать ни одно такси, — рассказывает киевлянка Рита. — Десять часов утра, прекрасная погода, незагруженные дороги — но я получала от служб такси один отказ за другим. В конце концов пришлось добавить к озвученному тарифу еще 20 гривен, чтобы за мной приехала машина».
Эта история довольно типична для столицы, где клиенты не могут стопроцентно рассчитывать на то, что вызванное такси все-таки прибудет. Особенно это касается бюджетного сегмента, которым пользуется большинство людей. По данным недавнего опроса, проведенного компанией Active Group, почти 70 процентов киевлян оценивают качество услуг такси от одного до трех баллов по пятибалльной шкале.
Одна из альтернатив заказу такси по телефону — интернет-сервис Uklon. Он работает в Киеве, Одессе, Днепропетровске, Львове, Харькове, Запорожье, Ивано-Франковске, Ровно, Житомире.
— На Uklon уже перешло большинство моих знакомых, — говорит киевлянка Марина, пользующаяся этим сервисом. — Преимущества очевидны: не нужно дозваниваться оператору, несколько раз повторять адрес (зачастую в службах такси неправильно записывают названия улиц) и дожидаться sms-ки, рискуя узнать, что «в вашем районе нет свободных машин». В Uklon принцип прост: вводишь на сайте маршрут и контактные данные, а сервис выдает сразу несколько предложений с разными ценами. У каждого водителя есть рейтинг, составленный на основе отзывов пассажиров. Клиент сам может выбрать, ехать ему на раздолбанном и прокуренном «Ланосе» под шансон, но дешевле, или же на чистом авто представительского класса, но дороже.
Удобно, что можно указать на сайте особые требования. Например, нам нужно, чтобы в машине были ремни для автокресел — у нас двое маленьких детей. Когда раньше вызывали такси по телефону и просили у диспетчера прислать машину с такими ремнями, очень часто эти требования не выполнялись. А при заказе через Uklon такого еще не случалось. Конечно, мы выбираем машины с хорошим рейтингом, а значит — более дорогие. Недавно ехали с Печерска на Оболонь за 100 гривен, хотя стандартная цена такого маршрута — 80—90 гривен.
Однако Uklon — это агрегатор разных служб такси города. Это значит, что сервис сам не набирает водителей и не отвечает за их благонадежность. Фактически вам может попасться таксист из любой службы, с которой сотрудничает Uklon. В Интернете наряду с положительными отзывами можно встретить немало жалоб, связанных с вызовом машины через Uklon: на цены, на не приезжающих вовремя водителей, на хамство и даже кражу личных вещей. Бывают и вопиющие случаи. В прошлом году таксист напал на девушку-заказчицу, требуя заплатить деньги до того, как довез ее домой. Позже оказалось, что это не единичный случай, и сервис прекратил сотрудничество с этим водителем.
— Мы ввели очень много систем и рейтингов как для водителей, так и для самих служб, — объясняет один из основателей сервиса Uklon Виталий Дятленко в интервью интернет-изданию ain.ua. — Водители за выполнение заказов получают оценки. К примеру, при максимальной оценке 10 баллов водитель за каждый отказ приехать получает минус три балла, а за каждый выполненный заказ — плюс один балл. В зависимости от текущей оценки водителя у него меняется время отображения заказа в эфире. Его могут вообще отключить от системы, если, к примеру, он часто отказывается от заказов, из-за него опаздывают клиенты или же он невежливо обходится с ними.
Uklon неизбежно сравнивают с международным сервисом заказа такси Uber, который вот-вот заработает в Украине. Это мобильное приложение не только ищет для клиента машину, но и производит расчет между пассажиром и водителем. Пользователь скачивает программу, регистрируется в ней и привязывает к своему аккаунту номер мобильного и банковской карты. Сервис начал работать в США в 2009 году и на сегодня действует в 68 странах и более чем в 400 городах мира.
В Украине эта система должна запуститься едва ли не со дня на день. Уже идет набор персонала — не только профессиональных таксистов, но и опытных водителей (стаж не менее трех лет) с иномарками не старше 2008 года.
— Приложение сделано очень удобно, даже адрес не обязательно вводить, — рассказал «ФАКТАМ» киевлянин Владимир, который часто бывает в США и пользуется услугами Uber. — Просто вызываешь машину — и она приезжает по тому адресу, где ты находишься (его определяет GPS в смартфоне). Или можно передвинуть точку на карте, если хочешь, чтобы машина подъехала в другое место. Твоего водителя видно в реальном времени на карте, и приложение оповестит, когда он подъедет по адресу. Как правило, машина прибывает уже минут через пять после вызова. Главная «фишка» — оплата происходит автоматически, по карточке, привязанной к аккаунту, то есть не нужно беспокоиться о сдаче или чаевых. Стоимость тоже подсчитывается автоматически в зависимости от маршрута и времени (например, в час пик дороже). Изначально приложение пишет приблизительную стоимость — например, 12—15 долларов (в Украине, естественно, все расчеты будут вестись в гривне. — Авт.), а точная цена выясняется, когда проедешь маршрут.
Как правило, машины, работающие с Uber, находятся в отличном техническом состоянии, чистые, не прокуренные, а водители не замечены в плохой езде
Уровни машин и обслуживания разные. Самый дешевый — это Uber Pool, когда машины подбираются системой так, чтобы подвозить сразу несколько человек. Компьютер вычисляет для попутчиков оптимальный маршрут, чтобы, с одной стороны, поездка удлинялась незначительно, а с другой — чтобы машина была максимально укомплектована. Такие поездки получаются существенно дешевле. Еще есть UberX, стандартное индивидуальное такси, и Uber Black — с машинами представительского класса.
К сожалению, украинский Uklon пока проигрывает американскому Uber в главном: нет возможности рассчитываться банковскими картами. Разработчики объясняют это сложностями сотрудничества с нашими банками. Зато в Uklon уже появилась возможность отслеживать вызванную машину на карте в реальном времени. К тому же недавно сервис все-таки начал набирать собственных водителей, в надежде, что это поможет минимизировать негативные ситуации.
Выход Uber должен «взбодрить» украинский рынок и заставить таксистов стать лояльнее и мобильнее. В любом случае потребителям это только на руку. Здоровая конкуренция еще никому не вредила.
1106Читайте нас у Facebook