ПОИСК
Україна

"Преодолевая на инвалидной коляске свой маршрут, я сломала себе три ногтя и чуть не убилась на перекрестке"

8:45 17 травня 2016
Полтава вошла в пятерку городов Украины, которые власти Германии в ближайшее время помогут сделать более комфортными для проживания. В связи с этим полтавчане с инвалидностью провели акцию «Два часа на колесах»

В центре Полтавы человек с ограниченными возможностями, передвигающийся по «зебре» на инвалидной коляске, так растерялся, что… встал на ноги и пошел. Люди, наблюдавшие эту сцену, были в недоумении — то ли на их глазах произошло чудодейственное исцеление, то ли гражданин симулировал инвалидность. На самом деле, это депутат городского совета Сергей Зубань примерял на себя роль человека, передвигающегося на коляске, чтобы прочувствовать все проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются «колясочники». Попытка интегрироваться в общество здоровых людей депутату далась непросто.

Впрочем, никто из участников акции «Два часа на колесах», которая была приурочена к Международному дню борьбы за права инвалидов, не сказал, что он не испытал никаких затруднений, передвигаясь на коляске или с завязанными глазами. Здоровым людям, согласившимся принять участие в эксперименте, перестали быть доступными магазины, банки, кафе, общественные заведения, туалеты, переходы…

— Очень тяжело, — признается председатель Октябрьского районного совета Полтавы Роман Чабановский, поднимаясь с инвалидной коляски. — Потому что между тротуарной плиткой большие стыки, дребезжат колеса, от этого устают руки. Не знаю, как по таким тротуарам ходят незрячие, ведь можно споткнуться и упасть.

Преодолев на коляске все «круги ада», Роман Чабановский пообещал сделать здание райсовета доступным для людей с инвалидностью и высказался за разработку городской программы по строительству пандусов, удобных в пользовании.

РЕКЛАМА

— Я преклоняюсь перед людьми с физическими недостатками, — говорит заместитель председателя Полтавского областного совета Анатолий Ханко. — И теперь буду стараться делать покупки в магазинах с пандусами, где собственник беспокоится не только о здоровых покупателях. Таким образом, стану поддерживать их гривней.

Больнее всего чиновника задело человеческое равнодушие. Ему приходилось просить посторонних помочь выпутаться из сложных для инвалида ситуаций, а поддержки ни от кого не дождался. Анатолий Ханко, кстати, так и не смог самостоятельно спуститься на коляске по чрезвычайно крутому пандусу в подземный переход возле Корпусного парка.

РЕКЛАМА

Участникам акции, примерившим на себя роль незрячих и неслышащих, довелось не легче. По словам депутата горсовета Сергея Литвиненко, которому завязали глаза и дали в руку трость, он преодолевал подземный переход с большим трудом, хотя в повседневной жизни прекрасно здесь ориентируется. Однако ступив три метра с повязкой на глазах, полностью потерял координацию. Кстати, поводырем Сергея выступал тотально незрячий парень.

Главного специалиста управления архитектуры и градостроительства областной администрации Антонину Ильину ошеломило то, что по всему маршруту «инвалидов"-добровольцев сопровождали и направляли инициаторы акции — люди с ограниченными физическими возможностями. Она еще раз убедилась, что действующие строительные нормы, на которые чиновники всегда ссылаются, нужно переписывать. Потому что, по словам чиновницы, «трехсантиметровый порог — это преграда, тротуарная плитка — катастрофа, тротуары — полное дерьмо!»

РЕКЛАМА

— Пока я преодолевала свой маршрут, все колеса сбила, — возмущается Антонина Ильина. — Да что там говорить! Сломала три ногтя, разодрала палец до крови, чуть не убилась на перекрестке улиц Луначарского и Фрунзе. В общем, желаю всем на часок испытать, что такое коляска, трость или глухота. Возможно, тогда мир изменится к лучшему.

На пути Антонины оказалось всего два объекта, приспособленных для нужд людей с ограниченными возможностями, — «Гранд-маркет» на улице Ленина и гостиница «АристократЪ» рядом с областным музыкально-драматическим театром, за что она была очень благодарна их собственникам и персоналу.

— Подобная акция в Полтаве состоялась впервые, в других городах они уже проводились, — рассказывает организатор флешмоба региональный представитель Национальной ассамблеи инвалидов Украины Ирина Твердохлеб. — Дают ли они какой-то эффект? Да, но принципиальных изменений в подходах к градостроительству пока не наблюдается. Хотя общество уже понимает, что архитектурная доступность необходима для цивилизованного государства. Осталось воплотить это на практике. Ни один объект строительства не должен сдаваться в эксплуатацию, пока не будет максимально приспособлен к нуждам людей с инвалидностью! Увы, в нашей стране сначала все как-нибудь строится, а потом перестраивается. И даже пандусы в большинстве своем не соответствуют никаким критериям, потому что делаются для галочки.

Мы пытались привлечь внимание к акции в первую очередь проектировщиков, архитекторов и строителей, а уже потом чиновников, депутатов и общественные организации в связи с тем, что в Полтаве наряду с Винницей, Житомиром, Львовом и Черновцами будет запущен пилотный проект европейского развития города. Согласно меморандуму, недавно подписанному между Германией и Украиной, проекты будут учитывать особенности маломобильных групп населения, способствовать развитию коммунально-складских зон города. При этом экология и чистый воздух ставятся на первое место, а на второе — архитектурная доступность объектов для людей с ограниченными физическими возможностями. Поэтому очень хочется, чтобы было учтено мнение инвалидов. Не случайно лозунгом акции являются слова «Не делайте без нас для нас!»

Полтавчане с физическими недостатками хотят, чтобы те, кто будет делать город комфортным в рамках пилотного проекта, не сдавали ни один объект без их одобрения.

— Горисполком потратил миллионы гривен на обустройство новых остановок общественного транспорта, но для людей, передвигающихся на инвалидных колясках, для родителей с детскими колясками место там не выделено, — замечает Ирина Твердохлеб. — Остановки очень тесные и неудобные. А слабовидящие люди с появлением новых остановок из пластика натыкались на них, поскольку контрастно они никак не выделены. Сейчас начато строительство современного бассейна, но опять же мы не знаем, учтены ли там потребности людей с ограниченными возможностями. Ведь лучше исправить все на начальном этапе, нежели потом что-то усовершенствовать. Мне, например, приятно, что к областному музыкально-драматическому театру ведет пандус, сделанный по всем требованиям, однако хотелось бы, чтобы над ним был козырек, поскольку дождь или налипший снег значительно усложняют передвижение. А приезжие вообще могут не сориентироваться, где искать этот пандус, поскольку никаких указателей не существует. Для незрячих нет сигнальных маячков, а для слабослышащих — сопроводительной информации в виде пиктограмм. К сожалению, причина еще и в том, что упрощена процедура сдачи в эксплуатацию объектов градостроительства.

Причастных к строительству объектов общественного назначения я сажала бы в инвалидные кресла, закрывала им глаза и уши, — эмоционально выражает свое желание Ирина Твердохлеб, сама вот уже более двух десятков лет передвигающаяся на коляске вследствие компрессионного перелома позвоночника. — Возможно, это стимулировало бы их выполнять свою работу на высоком профессиональном уровне и создавать такую инфраструктуру, в которой комфортно чувствовали себя не только здоровые люди.

Исполняющий обязанности главного архитектора Николай Шевелев и начальник управления капитального строительства горсовета Владимир Годня не откликнулись на приглашение провести два часа в инвалидной коляске. Зато Ирина благодарна за живое участие управлению архитектуры областной госадминистрации и представителям партий «Свобода» и «Рідне місто», которые оказались неравнодушны к нуждам своих избирателей.


*Участники флешмоба, севшие в инвалидные коляски, едва смогли продержаться два часа — им на каждом шагу встречались препятствия. Фото из личного архива Ирины Твердохлеб

P. S. В Полтавской области проживает свыше 82 тысяч человек с ограниченными физическими возможностями, из них 1,6 тысячи — слабовидящие, 3,2 тысячи — чернобыльцы, 4,6 тысячи — дети, 7,4 тысячи — ветераны Второй мировой войны. Свыше 40 тысяч полтавских инвалидов передвигаются на колясках. Ежегодно к ним добавляются сотни людей, утративших здоровье вследствие различных травм и заболеваний, полученных в быту и на войне.

832

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів