Страус по кличке Кабул, вывезенный из зоны АТО, стал отцом трех птенцов (фото, видео)
В зоопарке Полтавского областного эколого-натуралистического центра пополнение — трое страусят. За столь, казалось бы, рядовым событием стоит целая история — драматичная и трогательная.
Отец малышей, страус эму был вывезен с Донбасса. До войны он обитал в частном доме под Донецком. Но когда начались боевые действия, хозяева птицы перебрались на мирную территорию, а питомца брать с собой не стали. Страус оказался на улице и летом 2014 года прибился к добровольческому отряду «Днепр-1». Ребята назвали австралийскую птицу Федей и взяли ее к себе на «довольствие». Во время обстрелов некоторые даже снимали с себя бронежилеты и надевали на страуса. Особенно привязался к нему боец отряда Валерий Бонякивский — полтавский художник. В разговорах с мамой Марией Карповной он часто рассказывал ей о Феде, называя его «ходячей подушкой». И упрашивал ее забрать экзотическую птицу в Полтаву.
Мария Карповна тогда не представляла, куда можно пристроить страуса, и ничего сыну не обещала. Но в октябре 2014 года старший лейтенант запаса 44-летний Валерий Бонякивский погиб геройской смертью под Песками («ФАКТЫ» писали). Оправившись после тяжелой утраты, мама бойца решила во что бы то ни стало исполнить желание сына и вывезти страуса из опасной зоны. Молодого эму (по оценкам специалистов, ему в то время было приблизительно полтора года) с удовольствием согласились взять в Полтавском областном эколого-натуралистическом центре. А из Песок его эвакуировали на микроавтобусе волонтеры. Уже в Полтаве Федю по настоянию Марии Карповны переименовали в Кабула — такой позывной был у ее сына.
В зоопарке эколого-натуралистического центра за Кабула сразу же началась «война». Дело в том, что до его появления здесь уже жили две молоденькие самочки эму. Новосел выбрал в «жены» одну из них, Гулю. Однако потомства у пары не появилось, и ученые решили переселить самца к Марфе.
— В декабре прошлого года у Марфы началась яйцекладка, — рассказывает заведующая отделом сельского хозяйства Полтавского эколого-натуралистического центра Мария Валюх. — Через день-два мы вынимали из вольера по яйцу зеленоватого цвета весом 300—350 граммов. Дежурили даже ночью, проверяя насест каждый час, чтобы не прозевать появления очередного яйца и не дать ему переохладиться. Но все же, видимо, недоглядели, ибо из девяти яиц, которые высиживал Кабул, проклюнулись только трое страусят.
— А почему мама не захотела высиживать птенцов?
— Ее дело — снести яйца, а задача самца — обустроить гнездо и высидеть потомство, — объясняет Мария Валюх. — Так заложено природой. Кабул оказался очень заботливым отцом. Честно грел яйца своей «периной» пятьдесят два дня, практически не вставая с насеста, при этом здорово потерял в весе. И в день рождения нашего директора Виталия Беднины сделал ему замечательный подарок — птенцов.
Увы, Марфа не дожила до этого счастливого события. У нее с Гулей не прекращалась вражда из-за Кабула. Самки часто бились через металлическую сетку, разделяющую их вольеры, и однажды Марфа, запутавшись в ней лапами, погибла.
— А как ее соперница отнеслась к появлению малышей?
— С агрессией. Нам пришлось закрывать перегородку между вольерами и делать ее выше, чтобы Гуля не видела Кабула с детками. Страусихи очень ревнивы.
Кабул же далек от этих «женских» страстей и всецело занят опекой и воспитанием полосатой тройни. Тем не менее через два-три месяца, когда страусята повзрослеют, их отлучат от отца. Тогда у Гули будет праздник — к ней вернется самец.
71-летняя Мария Карповна Бонякивская часто наведывается к спасенной экзотической птице. Приносит Кабулу яблоки, кормит его с руки. Говорит, так легче переживать потерю единственного сына.
— У меня есть две взрослые внучки и правнучек, а теперь я стала еще и страусиной бабушкой, — шутит женщина.
*Мария Карповна, мама погибшего бойца Валерия Бонякивского, часто навещает спасенную птицу, при этом шутит: «Кабул сделал меня страусиной бабушкой» (фото автора)
Фото в заголовке с сайта www.ltava.poltava.ua
579Читайте нас у Facebook