Верховная Рада приняла закон, снижающий ставки акциза на подержанные машины в десятки раз
Закон, которого с огромным нетерпением ожидали многие украинские автомобилисты, — о существенном снижении акцизного налога на подержанные машины, — принят. Благодаря его новациям растаможка бэушных автомобилей, ввозимых из-за рубежа, уменьшается в разы. Таким образом наши сограждане получат возможность существенно сэкономить при покупке «свежепригнанного» автомобиля. Новый документ ориентирован на тех, кто собирается ввезти машину для личного пользования, и ограничивает возможности перегонщиков, занимающихся массовыми поставками авто. Впрочем, несмотря на то что закон был принят, его судьба все еще находится под вопросом: народный депутат Дмитрий Святаш внес в парламент проект постановления об отмене данного закона, чем затормозил его подписание председателем Верховной Рады. В итоге автомобильное сообщество страны в очередной раз замерло в ожидании — смогут ли депутаты еще раз одобрить «покращення», на которые оно так рассчитывает…
Упомянутый Закон «О внесении изменений в подраздел 5 раздела ХХ „Переходные положения“ Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка подержанных автомобилей» был принят Верховной Радой Украины 31 мая. За него проголосовали 237 народных депутатов.
Документ предусматривает снижение ставок акцизного налога на подержанные автомобили до уровня новых. В зависимости от объема и типа двигателя (бензин/дизель), а также возраста авто ставки акциза для подержанных машин с моторами до 1500 см³ уменьшатся в 10—20 раз, для моторов от 1500 до 3000 см³ — в 6—15 раз, а для объема свыше трех литров — примерно в полтора раза. Предусмотрено, что закон вступит в силу с первого числа месяца, следующего после подписания и опубликования в официальных СМИ.
Обратите внимание: снижение ставок акцизного налога вводится временно — они будут действовать до 31 декабря 2018 года. Важно также и то, что снижение ставок акциза распространяется не на все транспортные средства. Исключение составляют:
— автомобили, выпущенные или завозимые из страны, признанной в отношении Украины государством-оккупантом или государством-агрессором, либо с оккупированной территории нашей страны;
— машины, выпущенные до 1 января 2010 года (то есть авто, двигатели которых не отвечают требованиям Евро-5);
— транспорт, ввезенный резидентом Украины в количестве более одного в год.
Принятый закон вносит поправки лишь в подраздел «Переходных положений» Налогового кодекса, тогда как в основной текст этого документа в список подакцизных товаров и ставок налога на них (в том числе и на транспортные средства) изменения не вносились. Это сделано для того, чтобы по окончании срока действия сниженного налога можно было без проблем вернуться к прежним расценкам, а также ограничить возможности автоспекулянтов. Украинские автоперегонщики, массово поставляющие автомобили в страну, смогут воспользоваться сниженными акцизами всего раз в год. При ввозе последующих авто придется платить по полной! Согласно требованию закона доплатить за растаможку придется и тем, кто в течение года захочет продать автомобиль, ввезенный по сниженным акцизным ставкам.
Впрочем, наши предприимчивые автодельцы могут попытаться обойти установленные ограничения. О том, как это можно сделать, рассказал глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко на своей странице в «Фейсбуке». «Думаю, что бизнесмены из Западной Украины откроют наши или польские площадки по продаже подержанных машин прямо на границе, на той стороне. Автомобили для них будут скупать по ставкам ЕС и пригонять. Украинцев начнут привозить на приграничную автоплощадку в Польше организованно для выбора машины — далее покупаешь и оформляешь. Думаю, что такие площадки появятся при „прикормленных“ таможнях, и фирмы будут помогать занижать таможенную стоимость на них и помогать с сертификацией. И тут уж вопрос правоохранителям: станут они крышевать занижение стоимости или пресекать», — написал Олег Назаренко.
По мнению главы ВААИД, подобный бизнес подойдет и отечественным предпринимателям, занимающимся «серыми» поставками новых автомобилей. «Что будут делать автолоббисты? Арендовать площадки на границе Беларуси и Польши с Украиной, оборудовать там майданчики, завозить туда новые авто из РФ и искать в Украине покупателей таких авто для себя (без отчуждения 365 дней), которых потом организованно привезут на автобусе на эти площадки, четко придерживаясь правила 1 человек — 1 авто», — предположил автоэксперт.
По его словам, предприимчивые импортеры смогут воспользоваться еще одной схемой: ввезти авто из России сначала, например, в Польшу или Беларусь, где поставить их на учет, а затем быстро снять с регистрации и завозить в Украину как уже польский или белорусский транспорт. Кстати, таким образом удастся обойти еще и спецпошлину на российские авто (11,66—17,41 процента). «Я многим нардепам говорил об этом, просил не открывать сундучок Пандоры и не поддерживать автобизнес со страной-агрессором. Или хотя бы ввести в законопроект № 3251 некоторые защитные механизмы. Но меня, увы, не услышали…» — досадует Назаренко.
Насколько же подешевеет растаможка при ввозе подержанных автомобилей, если принятый закон все-таки вступит в силу? Например, акцизный налог и его составляющая в финальном НДС для автомобиля с двигателем объемом 1,5 литра составит всего 110—115 евро против нынешних 3160 евро! Таким образом, подержанную Skoda Octavia 2010 года выпуска с мотором 1,6 литра, которая сейчас стоит в Украине около 12 тысяч долларов, можно будет купить всего за 7,5 тысячи, 2,0-литровую Honda Accord 2010 года — за 11,5 тысячи долларов (сейчас она стоит 16 тысяч), 2,5-литровый BMW 525 2010 года — за 14 тысяч долларов (сейчас 17 тысяч)
Впрочем, судьба этого горячо ожидаемого украинскими автомобилистами закона все еще неясна — народный депутат Дмитрий Святаш заблокировал его подписание, внеся в парламент проект постановления № 3251-П об отмене документа. Святаш утверждает, что при принятии закона о снижении акциза на бэушные авто был нарушен регламент Верховной Рады. Спикер парламента не может подписать принятый закон и направить его на подпись президенту, пока Верховная Рада не рассмотрит проект Дмитрия Святаша. Скорее всего, это произойдет уже на следующей пленарной неделе — 14—17 июня. Многие эксперты опасаются, что нардеп за это время сможет найти единомышленников для того, чтобы таки продавить отмену снижения акцизов. Напомним, что Дмитрий Святаш — автолоббист, основатель корпорации «Автоинвестстрой», специализирующейся на импорте и дистрибуции автомобилей, — одного из крупнейших игроков автомобильного рынка Украины.
В свою очередь, Дмитрий Святаш называет лоббистским именно принятый закон. «По моему мнению, этот закон абсолютно заказной, его принятие пролоббировали четыре автобазара — Ровенский, Ивано-Франковский, Львовский и Луцкий. Люди, делающие там бизнес, импортируют б/у авто с занижением таможенной стоимости и просто хотят весь украинский авторынок превратить в большой автобазар. От его принятия пострадают прежде всего украинские автовладельцы (а таких около четырех миллионов), которые в свое время честно купили новые автомобили, полностью заплатив при этом налоги. Уже сегодня машины дешевеют, и можно говорить о том, что они потеряют не менее 30 процентов их стоимости. Считаю, что закон № 3251 принят в интересах поляков, немцев и французов, а не украинцев», — заявил народный депутат.
Как видим, борьба за снижение акцизов на подержанные автомобили отнюдь не закончена, а входит в решающую стадию развития. На чью сторону (рядовых автомобилистов или автолоббистов) при попытке номер два станут народные избранники, узнаем уже в ближайшее время.
Акцизный сбор с автомобилей, в евро за см3 * |
||||||
Объем двигателя |
Новые |
Подержанные 1—5 лет |
Подержанные свыше 5 лет |
|||
Закон | Cейчас | Закон | Cейчас | Закон |
Cейчас |
|
Автомобили с бензиновыми двигателями |
||||||
До 1000 см³ |
0,102 |
0,102 | 0,102 | 1,094 | 0,102 | 1,438 |
1000—1500 см³ |
0,063 |
0,063 | 0,063 | 1,367 | 0,063 | 1,761 |
1500—2200 см³ |
0,267 | 0,267 | 0,267 | 1,643 | 0,267 | 2,441 |
2200—3000 см³ |
0,276 |
0,276 | 0,276 | 2,213 | 0,276 | 4,985 |
свыше 3000 см³ |
2,209 |
2,209 | 2,209 | 3,329 | 2,209 | 4,985 |
Автомобили с дизельными двигателями |
||||||
До 1500 см³ |
0,103 | 0,103 | 0,103 | 1,367 | 0,103 | 1,761 |
1500—2500 см³ |
0,327 | 0,327 | 0,327 | 1,923 | 0,327 | 2,209 |
свыше 2500 см³ |
2,209 |
2,209 | 2,209 | 2,779 | 2,209 | 4,715 |
* Cогласно Закону № 3251 «О внесении изменений в подраздел 5 раздела ХХ „Переходные положения“ Налогового кодекса Украины касательно стимулирования развития рынка подержанных автомобилей», принятому 31 мая 2016 года
|
Читайте нас у Facebook