«На видео среди многих других мумифицированных человеческих тел я узнала свою Машу»
Семнадцать лет назад в Невиркове Корецкого района Ровненской области было совершено загадочное преступление, которое до сих пор остается нераскрытым. На местном кладбище, через несколько дней после похорон, было украдено из могилы тело маленькой девочки. Освещать детали похищения приезжали многие журналисты, в том числе иностранные. Одной из первых об этом случае написала наша газета.
По факту осквернения могилы и исчезновения тела было возбуждено уголовное дело. Правоохранители обошли множество дворов, опросили сотни свидетелей, но напасть на след преступников не удалось. Вскоре расследование прекратили. И вот на днях благодаря передаче «Следствие ведут экстрасенсы» уголовное дело возобновили, а у семьи Дмитрук появилась надежда узнать, что же произошло.
Напомним, у Галины и Евгения Дмитрук было три дочери: старшая Люда родилась в 1985 году, средняя Маша — в 1990-м и Таня — в 1993-м. Девочки с детства болели, сильно кашляли, часто задыхались. Их регулярно обследовали в тубдиспансере. Только в 1996 году всем трем поставили диагноз — муковисцидоз. Это редкая наследственная болезнь, она трудно поддается диагностированию и лечению. В 1999 году от нее скончалась девятилетняя Маша.
*Галина и Евгений Дмитрук из-за редкого недуга потеряли одну за другой трех дочерей
— Доченька умерла в реанимации на моих руках в ночь с 12 на 13 июля, — вспоминает Галина Дмитрук. — Врачи хорошо изучили историю болезни малышки, и вскрытие даже не проводили. Маша не изменилась, была беленькой, красивой и лежала в гробу словно живая. Ее похоронили 14 июля, в среду. После похорон мы ежедневно бывали на кладбище. А в субботу я поправила венок на кресте, и тот неожиданно наклонился. Это меня насторожило. Я заметила, что земля вокруг подметена, а ведь мы столько ходили сюда с мужем, с детьми, натоптали. Обнаружила у могилы мужские следы большого размера (позже выяснится, что у арестованного некрофила Анатолия Москвина был 43-й размер обуви. — Авт.). У меня сердце екнуло: «В могиле нет Марии».
*Девятилетняя Маша умерла в июле 1999 года. Через три дня ее тело было похищено вместе со всеми похоронными атрибутами
О своих догадках рассказала дома. Родные решили, что с горя мне мерещится. Но я не могла успокоиться и обратилась в Корецкую прокуратуру с просьбой вскрыть могилу. В присутствии правоохранителей, священника и представителей сельской власти могилу стали раскапывать. В земле попадались цветы из венков и похоронные свечи, и я окончательно поняла: там нет моего ребенка. Когда показался гроб, дальше никто не захотел копать. Тогда в яму спустился свекор. Он сообщил, что гроб без верхней доски. Ребенка в нем не оказалось, остались только подушка и два посторонних предмета — отвертка и обломок палки, с помощью которой, вероятно, взламывали гроб. Недалеко от кладбища оперативники обнаружили недостающую часть палки. Но ни на ней, ни на отвертке отпечатков пальцев не было. Из гроба пропало все, что в нем было, — в том числе сарафан, кофта, гребешок, тетрадка, ручка, игрушки…
После этого у свекра случился инфаркт — не выдержало сердце, пришлось вызывать «скорую». Кроме нее, в село приехали сотрудники милиции и прокуратуры, они ходили по селу, искали, опрашивали людей.
А я вспомнила, что в ночь, когда пропало тело дочери, очень сильно кричали совы. Утром еще подумала, что бы это значило, кто побеспокоил птиц. А ведь они, выходит, кричали не зря…
У правоохранителей были различные версии по поводу похищения тела: месть недругов, обряд сектантов. Через несколько дней после случившегося родители перезахоронили гроб, в котором была Маша, на сельском кладбище. С того времени они носят цветы на пустую могилку.
Ни одного дня мать не покидал вопрос, куда делось тело дочери. За помощью она обращалась к ясновидящим. Одна из них сообщила, что мертвое детское тельце повезли по киевской трассе в сторону столицы. Однако еще более жуткую новость поведала ясновидящая из Ровно, которая заявила, что не пройдет и года, как в доме… снова будет покойник.
— Предсказание сбылось: через восемь месяцев, в марте 2000 года, от муковисцидоза умерла семилетняя Таня, — вздыхает Галина Петровна. — Милиционеры во время похорон снимали все происходящее на видеокамеру, затем на протяжении месяца охраняли могилу. Через пять лет от этой же болезни умерла старшая дочь Люда, которая в последние годы таяла на глазах.
В 2003 году женщина отважилась снова рожать. Она прошла все генетические исследования, проконсультировалась с множеством врачей. Ее заверили, что есть шанс родить здорового ребенка. Когда на свет появился сын, мать повезла его на исследования, которые подтвердили, что мальчик здоров. Сейчас Виталию 13 лет, он единственная отрада матери.
— Правоохранители закрыли уголовное дело и, следовательно, искать преступника больше не собирались, — говорит Галина Дмитрук. — Поэтому мы решили обратиться за помощью на телепередачу «Следствие ведут экстрасенсы». По их версии, Машу из могилы похитил российский ученый-шизофреник, 49-летний Анатолий Москвин из Нижнего Новгорода, который из умерших девочек делал мумифицированные куклы. Помню, экстрасенс Алена Курилова сказала: «Этот человек спал на могиле девочки, он что-то шептал. Разгребал венки, прикладывался к земле и что-то говорил, говорил, говорил». Экстрасенсы считают, что Москвин после похищения прятал мертвого ребенка в подвале костела в Больших Межиричах, что в девяти километрах от Невиркова.
Когда Москвина задержали и показали по нескольким телеканалам, жительница села Большие Межиричи, преподаватель музыкальной школы, узнала его и связалась с семьей Дмитрук.
*В своем городе Анатолий Москвин считался образованным человеком и гениальным исследователем
— Женщина нам рассказала, что даже не подозревала, с каким монстром она разговаривала, — продолжает Галина Петровна. — Мужчина казался тихим, интеллигентным. Он расспрашивал о местных кладбищах, просил показать дорогу в костел.
Жителя Нижнего Новгорода Анатолия Москвина арестовали в 2011 году. В своем городе он был достаточно известным человеком. Филолог по образованию, владел тринадцатью языками, написал несколько учебных пособий, занимался краеведением и журналистикой. Одним из увлечений Москвина была некрополистика — дисциплина, предметом изучения которой является все, что связано с кладбищами и похоронными обрядами. После того как на различных кладбищах участились случаи вандализма, полиция намеревалась обратиться к известному некрополисту за консультацией. Прибыв к Москвину домой, полицейские поняли, что мужчине предстоит выступить не в качестве консультанта, а в роли подозреваемого — в его квартире были обнаружены 26 человеческих мумий плюс три в гараже. Там же были найдены два ящика человеческих костей, возраст и пол которых еще предстоит выяснить экспертам. Кстати, до сих пор не опознаны шестнадцать мумифицированных «кукол».
— Когда я смотрела видео, где показывали «кукол», которых делал из детских тел Москвин, мне показалось, что одна из них была очень похожа на Машу, — говорит Галина Дмитрук. — Увидев ее, я даже вздрогнула — мой ребенок, только одет по-другому…
Москвин жил в квартире не только с «куклами», но и со своими родителями. Его мать рассказала полицейским, что сын часто уезжал из дому и мог путешествовать целый месяц. Коллекцию «кукол» он пополнял на протяжении полутора десятков лет. Все «куклы» хранились в его комнате. По словам женщины, понять, что «кукла» — это мумифицированный труп, было невозможно. Единственное, что женщину смущало, — сын разговаривал с «куклами», как с живыми людьми. Больше всего он любил «куклу» Машу, которую обычно даже усаживал за праздничным столом. Когда приходили друзья или знакомые, Москвин говорил: «Маша, познакомься, это дядя Сережа, он хороший, не бойся его». По одной из версий, украденная в Украине Марийка и была его любимицей.
— Чтобы вернуть Машу (если это действительно она), нужно предоставить ДНК, — объясняет Галина Дмитрук. — Ввиду того что между Украиной и Россией сейчас сложные отношения, меня попросили, чтобы я передала все необходимые документы через родственников или знакомых, которые находятся в РФ. Сын моей кумы сейчас живет там, на него вся надежда. Следователь, который ранее вел наше дело, посоветовал, чтобы парень также зашел в лечебницу, где содержится Москвин, и попробовал поговорить с ним, попросил бы его рассказать об обстоятельствах похищения Маши. Полиция сейчас снова возбудила уголовное дело по факту исчезновения тела из могилы. Правоохранители сказали, что, возможно, удастся вернуть тело дочери. Но еще не получен результат сравнительной экспертизы ДНК, так что ничего определенного утверждать нельзя.
Анатолий Москвин много лет изучал египтологию, технологии мумифицирования. Он любил посещать кладбища, признавался, что обошел около 800 погостов. Нередко ночевал на кладбищах, а однажды даже провел ночь в гробу. В поисках старинных некрополей он неоднократно бывал в Украине. Москвин в суде рассказал, как именно выкапывал из могил детские тела, как мумифицировал их и приносил к себе домой.
«Я занимаюсь магией и хотел оживить этих детей, которые могли еще жить и жить, — объяснял следователям Анатолий Москвин. — Я выкапывал тела, а потом старательно заравнивал землю, чтобы ничего не было видно, чтобы не тревожить родственников умерших девочек. Приходил ночью, изучал, насколько глубоко расположено тело, затем делал подкоп, стамеской отдирал доски, выносил тело и потом его сушил с помощью соды и соли. „Любимые дети“ жили со мной, а те, которые меньше нравились, находились в гараже. Если кто-нибудь из детей мне совершенно не нравился, я его мог опять отнести в его же собственную могилу».
Москвин подробно описал рецепты изготовления мумий — сколько соли клал в раствор, как и сколько дней сушил «кукол». На мумификацию одной «куклы» у него уходило от шести месяцев до года. «Мастерская» находилась в подвале дома. Некрофил подробно рассказал о судьбе каждой выкопанной девочки. Он всех помнил по именам, знал досконально историю их короткой жизни. Следователям Москвин сообщил подробности того, как искал «жертвы», как приходил на могилы, раскапывал, перевозил в Нижний Новгород. Оказывается, он в Интернете находил истории погибших, читал криминальные сводки, отслеживал место и время похорон. Часто гулял по кладбищам в поисках свежих детских могил. Затем выкапывал и забирал тела. Перевозил деток в большой спортивной сумке, в общественном транспорте. Мумифицированные останки дома наряжал в яркие платья, внутрь «кукол» иногда устанавливал устройства, имитирующие речь.
Доказано, что Москвин выкапывал тела с конца девяностых годов прошлого столетия вплоть до задержания, то есть до 2011 года. Всего он вскрыл около 150 могил.
«Меня ведь задержали не на кладбище, — говорил Москвин журналистам. — Ко мне пришли совершенно по другому делу и случайно нашли куклы. Никто не знал, из чего они сделаны, даже мои родители не догадывались. Я всегда мечтал о ребенке, но собственных детей не было, а усыновление оформить не смог. Вот и нашел себе замену».
Нижегородские следователи назвали дело Москвина исключительным и не имеющим аналогов в современной криминалистике. Коллеги же отзывались о нем как о… добром человеке и гениальном исследователе.
В 2012 году Москвина признали невменяемым и освободили от уголовной ответственности, назначив принудительное лечение. Москвин был направлен в психиатрическую больницу на полгода. С тех пор каждые шесть месяцев суд продлевает ему срок лечения. Находясь под действием седативных препаратов, преступник очень медленно передвигается, плохо говорит, теряет зрение. Большую часть суток спит. Мать к нему ходит каждый день, приносит еду. Женщина боится, что, если сына выпустят, он снова пойдет раскапывать могилы. На суде Москвин так и заявил: «Не уносите моих девочек в могилу, там им плохо, я их снова заберу к себе».
— Гадалки, к которым я ездила, предрекали, что похищение тела Маши будет раскрыто, — говорит Галина Дмитрук. — Однако не сразу, а со временем. Видно, время пришло.
15711Читайте нас у Facebook