116-летняя Христиния Нагорная: «Тут какая-то неурядица вышла. Смерть приходила, да меня дома в тот момент не было, наверное»
Большого количества гостей на 116-й день рождения Христиния Аврамовна Нагорная не ждала. Уже много лет она живет одна. Единственная дочь бабы Христи умерла 16 лет назад. Внуки и правнуки живут далеко. Иногда в хату к старейшей жительнице Украины заходит внук, который раз в год приезжает к бабушке в далекое село Жадово Черниговской области из Москвы.
На именины к Христинии Аврамовне заглянули несколько самых близких соседей, председатель сельсовета Сергей Помазок, да из столицы приезжал эксперт Национального реестра рекордов Украины Виталий Зорин, который и зафиксировал, что людей, которые были бы старше именинницы, в нашей стране нет на сегодняшний день.
«Еще в прошлом году сама на огороде работала. Живность держала - кроликов, кур»
Христиния Аврамовна живет в старом деревянном домике, который лишь чуть-чуть моложе своей хозяйки. В последнее время она почти не выходит на улицу. Тяжело ей ходить. Передвигается по дому, используя вместо ходунков ведро. Один раз, в прошлом году, бабушка хотела выйти в прихожую, да упала — так и не смогла подняться до прихода почтальона. Хорошо, что двери в хату не были заперты. А то кто знает, сколько бы довелось пролежать. А вообще, бабушка Христя обычно запирается после одного случая, когда в ее дом, перепугав старушку, ввалился пьяный мужик. Теперь незнакомым людям она двери так просто не открывает. А тут еще журналисты начали ездить один за другим. Пообщаться с долгожительницей удается не каждому.
*В этой хате Христиния Аврамовна живет уже 80 лет
— Приезжают, фотографируют меня, а потом я… болею, — жалуется долгожительница.
Правда, иногда бабушка Христя все-таки сменяет гнев на милость и разрешает с собой поговорить. У нее очень ясный ум и хорошая память.
В доме у Христинии Аврамовны чисто. Правда, мебель очень старая. Деревянная кровать, несколько низких стульчиков и стол. Вот и вся обстановка. Да еще на стене висит несколько семейных фотографий в рамочках.
— На свой день рождения, — говорит Христиния Аврамовна, — я попросила посыльную Наташу (так бабушка Христя называет социальную работницу, которая за ней ухаживает. — Авт.) напечь мне блинчиков. Вот это и была моя праздничная еда. Аппетит у меня сейчас не всегда бывает хороший. Иногда и по три дня ничего не кушаю.
— А как вы вообще себя чувствуете?
— Ноги болят. Правда, они болят уже давно, лет с шестидесяти. А вот недавно зрение начало подводить. А я ведь еще в прошлом году сама на огороде работала. Живность в хозяйстве держала: кроликов, кур. Сама и траву жала, и кормила животных. Год назад только огород остался. Мне его Наташа помогает сажать. Ну как помогает? Я командую, что где надо сделать, когда сеять, картошку сажать, когда грядки полоть. А она делает.
— Слышал, что вы за всю жизнь ни разу не обращались к врачам.
— А чего к ним ходить? Такой нужды у меня не было. Из лекарства у меня дома только зеленка водилась. Серьезных болячек и не было никогда.
— И голова не болела ни разу?
— Болела. Почему нет? Но у меня средство есть. Граммов двадцать водки выпью — и все проходит. Злоупотреблять не надо. А в лечебных целях иногда, в крайнем случае, можно.
— Христиния Аврамовна, как вы думаете, в чем секрет вашего долголетия?
— Я не знаю, почему так долго живу. Тут какая-то неурядица вышла. Смерть приходила ко мне, да меня в тот момент дома не было, наверное. Ты думаешь, легко жить в таком возрасте, как у меня? Я тебе скажу, что и врагу не пожелаешь. А я вот хоть и была негодной до самой нитки (любимое выражение Христинии Аврамовны. — Авт.), все еще живу.
А еще, чтобы долго жить, наверное, надо всех учитывать (уважать. — Авт.). И молодых, и старых. Я никогда ни с кем не лаялась. Никогда ничего не украла. Не ловили меня на этом. Знаешь, что чужое добром тебе не выйдет. Лучше попросить, если что-то надо.
*"Родилась я еще при царе, на болоте", — говорит баба Христя
«С первым мужем не сошлись характерами. Второй погиб на войне. А третий умер от старости»
— Родилась я еще при царе, на болоте, — вспоминает Христиния Аврамовна. — В то время женщины работали, хоть ты беременная, хоть какая… Вот и моя мама косила траву возле болота — и там же меня родила.
Когда мне было четыре года — мама умерла, а отец женился на другой. Так я всю жизнь с мачехой и прожила. С девяти лет сама на пана работать начала. Паны были тогда на селе разные. От какого-то крестьяне с поля ехали и песни пели, а кому-то не до смеха было.
Я много работала. Детства такого, как у нынешних детей, не было. В школу не ходила. Читать и писать так и не научилась. Да уже и не научусь. Помню, как в 1917 году царя скинули. Ну паны и убежали. Тогда крестьяне нормально зажили. Смогли на своей земле разбогатеть. И лошадь, и плуг купить можно было. А потом в 1928-м начались колхозы. Я тебе скажу: это война настоящая началась. Комиссары забирали у зажиточных крестьян все и в общую кучу скидывали. Кто такое захочет? Вот люди и пошли с вилами на власть. Большинство жителей Жадово были против этих колхозов. А мой папа вступил туда. Мы были из бедных крестьян. На других всю жизнь работали, а своего ничего не имели. А в колхозе у нас хоть что-то было.
Помню, как кулаки не хотели, чтобы на отобранных у них землях что-то сажали. Стеной вставали. С палками на милицию шли. Но их разогнали. Многих вывезли из села, и они уже больше не вернулись назад.
А потом еще помню голод страшный наступил. Так мало того — у людей еще и забирали все, что было покушать. И не только то, что прятали, но и то, что в печи варилось, забирали. Страшно было. Листья липы вместо борща варили и ели. Даже лебеды нигде не было. Кушать хотелось. Жить хотелось. А люди умирали тогда целыми семьями. Вот у наших соседей в семье было десять человек. За несколько недель восемь человек из той семьи умерло. Бывало, только одного похоронили, а тут уже и следующий мрет. Разрывали ту же могилу и туда следующего родственника кидали.
Я сейчас уже не все помню… Была война, потом мир наступил. Я работала до пенсии в селе то дояркой, то конюхом. Так жизнь и прошла.
— Вы были замужем?
— Три раза. С первым мужем не сошлись характерами. Я нашу дочку потом воспитывала одна — разбежались. Второй муж на войне погиб. А третий умер от старости.
— Получается, что близких родственников в селе у вас и нет?
— Живу одна. Почти никто из родственников меня не посещает. Да и с дочкой, если честно, отношения не сложились. Она шестнадцать лет назад умерла. Мы не общались с ней в последние годы. Вышло одно недоразумение у нас. Так и не смогли помириться.
«Тут у половины долгожителей села в паспорте стоит дата рождения 1 июля»
О Христинии Аврамовне в селе говорят разное. Слава о ее знахарских способностях быстро разлеталась по округе. Но злое дело баба Христя не делала. Людей лечила. Многих на ноги поставила.
— Заговоров много знала, — признается Христиния Аврамовна. — И от болячек всяких, и от ужей и гадюк, чтобы в лесу не нападали на людей. И на картах могла кинуть. Сейчас уже позабывала все. Да и на картах гадать — зрение плохое. А ведь я еще любила в карты на деньги играть. Чаще выигрывала, чем проигрывала.
— Христиния Аврамовна, как проходит ваш день? Чем занимаетесь?
— Сейчас трудно жить. Когда ходила хорошо, так всегда работа была. Огород, куры, кролики. А сейчас дома сижу. Не выхожу никуда. Мало того что ноги болят, так еще и до земли меня гнет. Что дома делаю? Сплю, сижу. Просыпаюсь часов в десять утра — как раз посыльная Наташа приходит. Пока она в хате что-то делает, я и поговорить могу. А потом могу и сидя на стуле заснуть.
— Вы куда-нибудь за всю свою жизнь дальше своего села выезжали?
— Нет. Все 116 лет так и живу в Жадово. Нигде не была.
— У вас нет ни телевизора, ни радио. Газет вы тоже читать не можете. Знаете, что в Украине происходит?
Бабушка Христя оживляется:
— Гости приходят ко мне, и я спрашиваю, что в нашей стране происходит. Может, что-то и не понимаю. Война идет. Напали на нас. Но я думаю, что на Петра (12 июля. — Авт.) будет меньше напряжения. Война на убыль пойдет. Хотя никак не могу понять: у тех, кто на нас напал, есть же какой-то начальник? Что, нельзя с ним договориться? Или он зверь какой большой, или людей не любит?
— Христиния Аврамовна, а вам сны снятся?
— Мама снилась недавно. А я же и не помню ее совсем, но знаю, что это мама. Сказала, что пришла забрать меня. Но исчезла, а меня оставила. Значит еще поживу немного. Не время. Столько Бог дал лет. А еще мне снилось, что смерть около моего дома ходит, а в хату зайти не решается. Может быть, еще до одного дня рождения доживу.
Кстати, точный возраст Христинии Аврамовны установить, скорее всего, не удастся. Председатель Жадовского сельсовета Сергей Помазок говорит, что данные о долгожительнице были записаны с ее слов. Так как записи в церковно-приходской книге не сохранились.
— Бабушка Христя не помнит своего точного дня рождения, — рассказывает Сергей Помазок. — Тут у половины долгожителей села в паспорте стоит дата рождения 1 июля. Так просто записывали, потому что архивы не сохранились.
Сергей Петрович считает Христинию Аврамовну гордостью села Жадово:
— У нас, кстати, родился и известный украинский футболист Андрей Воробей. И еще один олигарх, который сейчас в розыске. В список самых известных людей Жадово входит и Христиния Аврамовна. Это же настоящая история! К ней, бывало, в гости ученики приходят из местной школы, когда что-то про село нужно узнать. Бабушку у нас любят и уважают. Родственники ее, к сожалению, очень редко навещают. Зато у нее хорошие соседи. Это только последние пару лет за бабой Христей закрепили социального работника. А так она сама за собой ухаживала и кушать себе готовила. В последние годы ей очень соседи помогали. Теперь социальный работник приходит дважды в день.
— Христиния Аврамовна официально признана самой пожилой жительницей Украины, — сообщил эксперт Национального реестра рекордов Украины Виталий Зорин. — Да, были трудности, чтобы подтвердить ее реальный возраст. Если и произошла какая-то ошибка — то не больше чем на пару лет. Все долгожители села подтверждают, что Христиния Нагорная жила в Жадово еще до них. Но вот с Книгой рекордов Гиннесса у нас будут проблемы, если наша бабушка вдруг станет самой пожилой в мире. Сейчас титул главной долгожительницы планеты принадлежит итальянке Эмме Морано-Мартинуцци, которая родилась 29 ноября 1899 года. Одно время самой пожилой на Земле была жительница Прикарпатья Екатерина Козак, которая умерла, когда ей было 118 лет. Представители Книги рекордов Гиннесса тогда отказывались регистрировать рекорд нашей долгожительницы. Посмотрим, как получится на этот раз.
Читайте нас у Facebook