Замминистра юстиции Антон Янчук: "Крымские музеи не имеют юридических прав на скифское золото"
Когда в феврале-марте 2014 года Россия оккупировала Крым, в Археологическом музее Алларда Пирсона при Амстердамском университете проходила масштабная выставка ценнейших предметов древности из музеев Украины «Крым — золотой остров в Черном море». Большинство экспонатов для нее — 565 предметов старины — были отобраны в Керченском и Бахчисарайском историко-культурных заповедниках, Центральном музее Тавриды (находится в Симферополе), Национальном заповеднике «Херсонес Таврический». Еще 20 экспонатов (в основном из драгоценных металлов) предоставил Музей исторических драгоценностей, который расположен в столице на территории Киево-Печерской лавры. В сентябре 2014 года после завершения выставки голландцы вернули в Украину только 20 раритетов из Киева. Остальные сокровища они не отдали до сих пор — заявили: «Пусть судьбу вещей крымских музеев решит суд». И вот вчера в Амстердаме наконец начался судебный процесс по этому делу.
«Официально Россия в суде не участвует»
— С чисто правовой точки зрения это дело несложное, — говорит заместитель министра юстиции Украины Антон Янчук. — Находящиеся сейчас в Голландии экспонаты выставки «Крым — золотой остров в Черном море» являются частью музейного фонда Украины — то есть принадлежат нашему государству. У музеев Крыма были лишь права оперативного управления предметами старины. На сегодняшний день Министерство культуры Украины забрало у них эти права и передало их Национальному музею истории Украины. Ситуация однозначна: экспонаты следует вернуть их владельцу. Однако кроме сугубо юридических у этого дела есть политические и информационные аспекты: Россия всячески старается дезориентировать голландское общество относительно обстоятельств аннексии Крыма и прав на раритеты, которые были представлены на выставке.
— За эти экспонаты с Украиной судится Российская Федерация?
— Нет, официально в судебном процессе она не участвует. Формально вернуть экспонаты требуют крымские музеи (именно они подписывали договор об отправке предметов древности на выставки в Германию и Голландию). Однако не вызывает сомнений, что за ними стоит официальная Москва. В частности, она оплачивает далеко не дешевые услуги советников местной юридической фирмы. Наша страна, в свою очередь, настаивает на возвращении экспонатов в Киев, поскольку Крым оккупирован.
— Украина тоже наняла голландских консультантов?
— Конечно, ведь они отлично ориентируются в тонкостях законодательства Нидерландов. Мы практически ежедневно общаемся с ними. Кроме них в судебном процессе будет участвовать представитель Министерства юстиции Украины, который занимается этим делом.
— Почему суд начался только через два года после того, как сокровища из музея Алларда Пирсона должны были возвратиться в Украину?
— Это объясняется необычной спецификой дела. Есть договор между крымскими и голландским музеями. Это сугубо коммерческие отношения: одна сторона передает другой в пользование ценности, чтобы та заработала на их показе. Но при этом затрагиваются законные права собственности на данные исторические ценности суверенного государства Украина. Дело осложняется тем, что Крым оккупирован Россией. Чтобы разобраться в столь необычной ситуации, суд взял паузу.
«Одними из самых ценных экспонатов выставки были древние вещи из… дерева»
— Следует сказать, что права на управление экспонатами крымских музеев, демонстрировавшимися в Амстердаме, переданы Национальному музею истории Украины временно — до освобождения Крыма, — говорит министр культуры Украины Евгений Нищук. — После возвращения экспонатов в нашу страну они будут храниться в этом музее. Но сразу после освобождения полуострова их отправят в Крым. К сожалению, кто-то препятствует участию членов украинской делегации в судебном процессе в Голландии, возникли сложности с оформлением виз.
— В 2013 году, когда подписывались договоры о вывозе раритетов для показа в Германии и Голландии, крымские музеи почему-то занизили страховую стоимость своих 565 экспонатов — оценили их всего в полтора миллиона евро, — говорит директор Национального музея украинского народного декоративного искусства Людмила Строкова. — Голландцы затем по своей инициативе увеличили страховую стоимость этих вещей до десяти миллионов евро. Прежде я была заведующей Музеем исторических драгоценностей. Мы отправляли на выставку «Крым — золотой остров в Черном море» 20 наших экспонатов. Их страховочная стоимость составляет одиннадцать с половиной миллионов евро. Эти предметы были затем возвращены в Киев. Изображение одного из них — фибулы (застежки для одежды), выполненной в виде дельфина (его туловище сделано из хрусталя, а голова, хвост и плавники — из золота), — было размещено на обложке каталога и на афишах выставки в Бонне.
*Людмила Строгова с каталогом выставки драгоценностей в Бонне. Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
Среди экспонировавшихся там раритетов из Музея исторических драгоценностей Украины можно также выделить скифский золотой шлем.
— На нем изображен эпизод из легенды, записанной греческим историком Геродотом о том, как скифы разбили киммерийцев и пустились в преследование за ними аж в Переднюю Азию, — говорит хранитель группы памятников древнейшего ювелирного искусства Музея исторических драгоценностей Евгения Величко. — Война с киммерийцами затянулась на целых 30 лет, на протяжении которых скифские мужчины не возвращались к своим семьям. Женщины, отчаявшись ждать мужей, стали жить с рабами и нарожали от них детей. Когда скифы вернулись домой с победой, рожденные от невольников мальчики выросли и захватили власть. Седовласые воины попытались вернуть ее силой оружия. Но из этого ничего не вышло. Тогда они взяли в руки нагайки и таки сумели усмирить молодежь.
Этот шедевр ювелиров древности условно называют шлемом — вещь маловата, чтобы служить головным убором. По одной из версий, она являлась верхней частью шапки, по другой — своего рода футляром для хранения высушенных скальпов врагов. Скифы соревновались друг с другом в том, кто убьет больше воинов неприятеля. Доказательством побед служили скальпы. У кого их было больше, тот получал право выпить вино из почетного кубка на особых пирах, которые проводились раз в год.
Шлем датируется четвертым веком до нашей эры, весит 600 граммов, изготовлен из золота 580-й пробы. Его нашли в Донецкой области в кургане Передериева могила.
— Среди предметов древности из крымских музеев, которые до сих пор остаются в Амстердаме, следует особенно отметить вещи не из золота, а… из дерева, — говорит Людмила Строкова. — Это китайские шкатулки, ставшие одними из центральных экспонатов выставки «Крым — золотой остров в Черном море», ведь им уже около двух тысяч лет. Как правило, за полторы-две тысячи лет деревянные вещи практически полностью истлевают. Археологам достаются разве что металлические детали, которыми были украшены такие предметы. А эти шкатулки сохранились. Они найдены археологами в 1996 году в Крыму на месте городища Усть-Альма, основанного скифами на западном побережье Крыма. Эти деревянные вещи сохранились благодаря тому, что китайские мастера покрыли их лаком. Шкатулки отреставрировали японские специалисты. Им удалось восстановить даже орнаменты! Кстати, в Крыму при раскопках памятников античности археологи находили и другие вещи, привезенные из отдаленных уголков планеты: гранаты — с Цейлона, раковины каури — из Индийского океана, зеркала — из Китая.
Специалисты музея Алларда Пирсона демонтировали выставку «Крым — золотой остров в Черном море» еще в конце ноября 2014 года. Сейчас ее экспонаты находятся в хранилище этого музея.
*Золотая рукоять оружия времен античности (пока находится в Амстердаме)
*Золотые серьги-лунницы с гранатом найдены на месте античного городища Китей (пока украшение находится в Амстердаме)
*Ученые считают, что эти серьги из золота с полудрагоценными камнями и цветным стеклом были сделаны в I веке нашей эры (пока они находятся в Амстердаме)
Читайте нас у Facebook