85-летняя одесская учительница попала в Книгу рекордов Украины за необычное достижение
Одесская учительница Галина Орлова стала рекордсменом Украины. Она дольше всех работает в одном учебном заведении — почти 59 лет преподает в специализированной школе-интернате № 2 с углубленным изучением английского языка. 4 октября ее имя внесли в Книгу рекордов Украины, официально зарегистрировав достижение. Церемония состоялась в помещении Одесского русского драматического театра.
Летом Галине Абрамовне исполнилось 85 лет, она продолжает преподавать и из профессии уходить не думает.
— Все мои дети очень любознательные, и это мне доставляет большое удовольствие, — сказала «ФАКТАМ» Галина Орлова. — Школа — моя жизнь. Когда я туда прихожу и ребятишки бегут навстречу, прижимаются ко мне, от радости замирает сердце. Я хочу, чтобы наши дети были счастливы, с интересом учились, а потом эти знания успешно использовали в жизни.
— Галина Абрамовна получила от Национального реестра рекордов Украины подтверждение о новом национальном достижении «Самый длительный период педагогической работы в одном учебном заведении», стаж — 58 лет и 10 месяцев, — сообщили в школе. — Ее по праву называют педагогом от Бога. Все родители знают: если ребенок учится у Орловой, то репетиторы ему не нужны.
— Наша спецшкола-интернат № 2 с углубленным изучением английского языка открылась осенью 1946 года, — говорит Галина Абрамовна. — Ее первыми учениками стали мальчики, чьи отцы погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Одесситы тогда говорили, что в городе появилась «школа дипломатов». И они были правы. В 1945 году Украина стала членом ООН, и тогдашний министр иностранных дел республики Дмитрий Мануильский, озабоченный подготовкой будущих дипломатических кадров, предложил создать в Киеве, Одессе и Харькове специальные мужские школы-интернаты с углубленным изучением английского языка. В них набирали мальчиков с первого по шестой классы. Практически все они были сироты или полусироты. Почти все испытали на себе невзгоды оккупации.
Удивительно, но поначалу в школе наблюдался недобор. Объяснялось это тем, что в послевоенный период большинство детей, оставшихся без отцов, после «семилетки» старались попасть в ремесленные училища — надо было прокормиться, помочь семьям. О какой дипломатии могла идти речь! Поэтому контингент учащихся пополнялся разными путями. Первый золотой медалист Толя Слюсарь (впоследствии Чрезвычайный и Полномочный посол СССР в Греции) пришел по объявлению в газете. Миша Турчак (известный востоковед) — из села по совету сверстников. Женю Позднякова (ставшего журналистом-международником) привел из детского дома № 1 «по знакомству» уже учившийся в интернате приятель. Гриша Ковриженко (заместитель председателя российской Ассоциации содействия ООН) оказался в «школе дипломатов» после того, как четыре года беспризорничал…
Благодаря хорошей подготовке почти все первые выпускники поступили в разные вузы страны, включая престижные Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) и Военный институт иностранных языков. Из стен одесского специнтерната вышли помощник военного атташе в Австралии Григорий Дремлюга, руководитель корпункта газеты «Известия» в Вашингтоне Владимир Надеин.
— На интернатской сцене сделал первые актерские шаги наш земляк — последний министр культуры СССР народный артист РСФСР Николай Губенко, — продолжает Галина Орлова. — Он поступил в школу-интернат в 1948 году. Страсть к лицедейству проснулась в нем еще в шестом классе. Однажды прямо на уроке он в шутку пропел: «Смейся, паяц!..» С тех пор иначе как Артистом одноклассники его не называли. После окончания интерната Николай уехал в Москву, где поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии.
Детские впечатления и биографические воспоминания легли в основу известной киноленты Николая Губенко «Подранки», которой нынче исполняется 40 лет. Сценарий фильма Губенко писал о себе — мальчишке, который родился в августе 1941-го в катакомбах Одессы. Его отец погиб, когда Коля еще не появился на свет, а мать умерла, когда ему было 11 месяцев. Про чувство голода, страха, одиночества он знал лучше многих. Как и про интернат для послевоенных сирот-подранков (подранки — птицы с подбитым крылом).
— Члены сценарно-редакционной коллегии «Мосфильма», которые должны были обсудить мою заявку на производство художественного фильма «Подранки», подчеркнули: в год 30-летия Великой Победы надо утверждать в сознании советских людей, что во время войны кровь была пролита недаром, — рассказывал в один из приездов в Одессу Николай Губенко. — А в моем сценарии, мол, эта позиция отсутствует. Наоборот, в главном герое «чувствуется трудно преодолимая ущербность, которую он носит в себе годами». Дескать, все герои не выпутались до конца из своих, связанных с войной, несчастий.
Заявку на производство фильма «Подранки» все же приняли, но Губенко вручили список из 26 правок, которые настойчиво рекомендовали внести в литературный сценарий. Еще его попросили отказаться от некоторых персонажей и упростить линию увлечения мальчика учительницей английского языка.
— Только после этого я получил разрешение приступить к съемкам, — вспоминал режиссер. — Я понимал, что это — шанс высказаться, причем высказаться от имени своего поколения. Вот почему для меня было крайне важно, чтобы годы рождения артистов, игравших в ленте, совпадали с датами, прописанными в сценарии. И, действительно, играли дети войны: Юозас Будрайтис — 1940 года рождения, Александр Калягин — 1942-го, Жанна Болотова, как и я сам, — 1941-го.
Маленьких артистов искал по детским домам. Увидел не меньше двенадцати тысяч лиц воспитанников интернатов. Как-то на меня взглянула одна девочка. Посмотрел в ее глаза и сразу понял: отсниму ее обязательно, даже если она не сможет произнести ни слова. В случае необходимости перепишу роль, сделаю ее бессловесной, но сниму эти глаза!
Девочка из детского дома Зоя Евсеева в фильме «Подранки» сыграла мальчика Вальку Гандина — сироту, чудом уцелевшего от уничтожения в фашистском концлагере. А главного героя фильма (будущего писателя Алексея Бартенева) тоже нашли в детском приюте…
— После 1956 года в одесский языковой интернат стали брать на учебу и девочек, он начал обретать черты обычной школы, — говорит в заключение Галина Орлова. — Тем не менее высокий уровень преподавания и воспитания здесь живут и бережно культивируются.
*Получив из рук эксперта Национального реестра рекордов Украины свидетельство о достижении, Галина Абрамовна пообещала отметить 60-летие преподавательской деятельности в родной школе
Читайте нас у Facebook