ПОИСК
Культура та мистецтво

Юрий куклачев: «семь раз мне отказывали при поступлении в цирковое училище. Говорили: морды нет, ростик маленький»

0:00 26 вересня 2009
Свое гастрольное турне по Европе известный дрессировщик котов начал с Киева

Такое впечатление, что время над Юрием Куклачевым не властно. Несмотря на свои шестьдесят, он подтянут, активен, весел и словоохотлив. Говорит, что во всем «виноваты» кошки, которых он просто боготворит. Правда, ни одна из них во время нашего разговора за кулисами Театра Куклачева не терлась у ног артиста. Сейчас Юрий Дмитриевич одержим идеей всеобщего добра и воспитания детей. В непростое кризисное время, говорит, именно это нас всех и спасет…

«Парторг дядя Вася сказал мне: «Сынок, знаешь, что ты избранный?!»

- Признайтесь, с животными приятнее общаться, чем с людьми?

- За 40 лет работы они меня ни разу не предали!

- Кошки или люди?

РЕКЛАМА

- Животные! Люди все время предают. Кроме жены. 40 лет мы с ней вместе. Так у меня и получилось: верные только жена и… кошки. Как-то прикинул, что уже 40 лет живу в любви. Вот мне везет! Поэтому сумел не озлобиться и сохранить детскую искренность. Даже книгу написал «Уроки доброты», сейчас буду защищать кандидатскую диссертацию. Сначала на меня смотрели как на сумасшедшего, потом прислушиваться стали. Я ведь два года просидел в библиотеке, составлял методичку о том, как проводить уроки доброты.

- Да зачем вам это надо?

РЕКЛАМА

- Так невозможно же жить… Все озлобленные, забыли, что можно радоваться солнцу, птичкам. Ты вот прислушайся сама: они же поют!

- Поют себе и поют, а если при этом в кармане не густо?

РЕКЛАМА

- Это уже другой разговор! Не об этом сейчас. Вот меня жизни дядя Вася научил, сосед мой. Пришел к нам домой и говорит: «Юра, иди сюда. Скажи, для чего ты пришел в этот мир?» Мне было семь лет. Я выпялился на него — пьяный мужик! И вопрос глупый. Мать кричит: «Ты что, Вася, с ума сошел? Что за вопрос?» Я говорю: «Дядя Вася, чтобы жить».  — «А что такое «жить»?» Я ему стал пальцы загибать: кушать, спать, учиться, любить, работать. Вася: «О! Сынок, знаешь, что ты избранный?!» Я стоял просто ошалевший. Вот сегодня, говорит дядя Вася, ночью не спи. Думай, кем станешь. Ты же не хочешь, как мама, бобиком бегать, искать, где больше заплатят? «Хорошо… » — отвечаю. И действительно я всю ночь не спал. Он мне в семь лет перевернул все кишки, парторг чертов.

- Кто, дядя Вася?

- Да, на заводе работал, людей учил. Потом я его встретил на улице через 25 лет. Сидит, как бомж! Увидел меня, бросился: «Юра! Я теперь понял, в чем была моя задача в жизни. Чтобы тебя толкнуть и вывести из этой трясины. А я, видишь, погиб… » — «Дядя Вася, поехали со мной, обсудим… » — «Нет, Юра, чувствую, что уже все». Через неделю он умер. Он меня «мыслию» научил жить. Ты думаешь, я с самого детства мечтал клоуном стать?

- Наверное, сначала хотели быть пожарным.

- Не угадала — летчиком. А в восемь лет вдруг по телевизору увидел выступление Чарли Чаплина. Отец домой телек привез — «КВНчик» маленький. Мама родная! Помню, я ржал, как конь! И тут же вскочил на ноги, стал копировать Чаплина с криком: «Таким же быть хочу!» Бабушка: «Ты че, с ума сошел?» А я уперся — и все, стал умолять, чтобы родители меня на балет отправили.

- Как неожиданно…

- Чарли Чаплин прекрасно двигался и танцевал. Я решил, что должен быть не хуже его. Пять лет занимался балетом! А когда школу закончил, решил поступать в цирковое училище.

«На улице в Черкассах наткнулся на кошку с очень умными глазами, и в голову пришла идея заняться дрессировкой»

- Вас же шесть раз туда не принимали.

- Семь! Они думали, что меня можно надломить. В последний раз, отказывая мне, сказали: «У вас нет данных для клоуна. Морды нет, ростик маленький». Помню, пришел к отцу: «Знаешь, пап, в меня никто не верит». И он сказал: «Что ты?! Я — человек, который в тебя верит!» Папа дал мне последнюю надежду. И не было больше силы, которая могла меня остановить. Я пошел заниматься в народный цирк! Художественная самодеятельность. Потом стал лауреатом Всесоюзного смотра, мне даже предоставили право выступать в Старом Цирке! В марте 1967 года мы работали в Москве, в Цирке на Цветном бульваре, а в зале сидел директор циркового училища. Он сказал мне: «Я помню тебя, сынок. Приходи учиться… » Я пришел, но потом меня еще три раза из училища исключали.

- За что?!

- Как «профнепригодного». Но я был будто одержимый. Практически весь педагогический состав училища был против того, чтобы я учился. Говорили: «Юра, посмотри на себя, ты же инвалид!» На первом курсе я сильно порезал ногу, долго на костылях ходил. А на втором — перенес тяжелую операцию на лопатке, левой рукой пошевелить не мог. Я буквально со слезами ходил к директору училища Волошину: «Александр Маркианович, если в цирке акробат разбивается, его же не выбрасывают на улицу! Дают возможность стать дрессировщиком, фокусником!» В общем, довел его. Он как заревет: «Учись! Все! Пока я директор, сынок, ты будешь учиться!» Представляете, какие люди в моей жизни встречались! А ты говоришь — денег нет. Каждый человек строит свою жизнь головой, мозгами. Сегодня у нас не экономический кризис, а кризис мозгов! Не в кармане, а в башке пусто!

- Как вам пришло в голову дрессировкой кошек заняться?

- Это было в Черкассах, где мы были на гастролях. Я все время думал, что бы такого сделать, чтобы отличаться от Енгибарова, Никулина, Карандаша, Попова. Хотел, чтобы моя фамилия сразу ассоциировалась с номером, с которым выступаю, фишку искал. И тут случайно на улице наткнулся на кошку. Обыкновенную, дворовую, но с чрезвычайно умными глазами. С этого все и началось… В Москве нашел вторую кошку, знаменитую свою Стрелку, с которой и сделал первый номер. Успех был ошеломительный! Никто до меня на арену цирка не выходил с этими животными. Я понял, что победил… С тех пор чихал на всех, кто не понимал, что я делаю. А таких хватает до сих пор. Это касается не только творчества, но и моих уроков доброты. Хотя и единомышленников нашел. Например, учительницу в Нижнем Новгороде, представляющую совершенно новый тип преподавателей. И этого негра в Америке! Ведь он же буквально мои мысли читает: «Мы во время кризиса 70 процентов бюджета добавляем к образованию». У нас снимают, а там добавляют!

- Подождите, вы Обаму имеете в виду?

- Ну да. Он же сам с низов дошел до вершины власти. Я жил в Америке, знаю, сколько среди черных талантливых, башковитых людей.

«Мне 60, а чувствую себя на 20»

- Вам предлагали остаться там насовсем?

- А что мне предлагать? Я — единственный в мире! Тут и предлагать не надо, меня примет любая страна мира! Только и открывают ворота: «Давай к нам!» Вот недавно в Москве у меня попытались театр забрать. Сразу позвонили продюсеры из Америки, Франции: «Юрий, бросай эту страну! К нам перебирайся!» Говорю: «Ребята, я, как Солженицын, буду драться до последнего! Я — кот, который не меняет свой дом». Вон мои ученики уже и яхты имеют, виллы, на «хаммерах» ездят. Смеются с меня: «Юра, а ты что?» «Папочка, — они меня так все называют, — видишь, мы никто, а как живем!» Я говорю: «Ребята, мне «Хаммер» не нужен!» Я в Америке работал, мне подарили «Лексус». Ну и спасибо!

- Привезли его в Россию?

- Конечно. Все просто обалдели! Думали, что в Америке останусь. Поэтому и подарок такой богатый сделали. А я взял и уехал. Дело же не в этом! Один человек ищет там, где ему сытно, а другой — где уютно и удобно. После года гастролей на Бродвее наш театр назвали сенсацией года. В Японии вручили «Оскар», в Париже сам Бельмондо преподнес мне золотой Кубок мира. Говорит: «Это уникальный театр, куда могут прийти взрослые со своими детьми». Понимаешь, как мир мне удалось перевернуть!

- Где вы силы на «мировой переворот» берете? Выглядите прекрасно!

- Регулярно занимаюсь дыханием по системе Бутейко. Это уникальный украинский профессор, мой большой друг. К сожалению, уже покойный. 35 лет мы с ним дружили! Я по его методике и дышу, и питаюсь. Мне шестьдесят, а чувствую себя на 20! И жену тяну, и детей мы еще, может, будем делать. Ну а че? Нормально.

- Жена в курсе?

- Она у меня тоже молоденькая, до сих пор участвует в некоторых номерах, танцует. Лена немного старше меня, но выглядит просто супер! Потому что я ее оберегаю и никогда ни с кем другим…

- Сорок лет бок о бок?

- Представляешь?! Мы четыре десятилетия не в блуде прожили, оттого так и выглядим. Конечно, иногда мне хотелось сладкий персик вкусить! Но сразу начинал думать, что это повлияет на мою жизнь, жену, детей. Вон у Валентина Гафта дочка взяла и повесилась!

- Страшно об этом даже говорить…

- Дети ведь — совершенно тонкие натуры. Знаю это, у меня самого их трое — два сына и дочь. Как и моя бабушка, я однолюб. И своих детей к тому же приучил. В этом отношении они моя точная копия. А красивые какие… Все девки от моих парней с ума сходят, словно кошки…

- Вы вот, Юрий Дмитриевич, себя тоже котом называете. А какой породы?

- Не знаю. Да какая разница? Возьмите и сами придумайте…

686

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів