Геннадий Татарченко: "Толю Хостикоева и Наташу Сумскую соединила наша с Рыбчинским "Белая ворона"
Первая украинская рок-опера «Белая ворона» была создана поэтом Юрием Рыбчинским и композитором Геннадием Татарченко. Ее премьера состоялась в Киеве на сцене Национального драматического театра имени Ивана Франко в 1991 году. Постановка, посвященная легендарной Жанне д’Арк, много лет шла в столице Украины с неизменными аншлагами.
Сейчас рок-опера идет в Ровенском музыкально-драматическом театре, а недавно была поставлена в Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна.
*Постановка, посвященная легендарной Орлеанской деве, много лет шла в столице Украины с неизменными аншлагами (на фото — сцена из спектакля. Фото УНИАН)
— Геннадий Петрович, образ Жанны д’Арк — один из самых популярных в мировой культуре. Свои литературные произведения ей посвящали Вольтер, Шиллер, Марк Твен, Бернард Шоу. В музыке — Верди, Россини, Чайковский. В живописи — Рубенс, Гоген… В кинематографе этот образ пытались воплотить Инна Чурикова в фильме Глеба Панфилова «Начало» и Милла Йовович в исторической драме Люка Бессона «Жанна д’Арк». Трудно сказать в этой теме что-то новое. Как вы решились?
— Символ «белой вороны» первоначально появился в одноименной нашей с Юрой Рыбчинским песне, которая в исполнении Валерия Леонтьева держалась на первых местах во всесоюзном хит-параде больше восьми месяцев. Затем мы решили сделать рок-оперу о Жанне д’Арк. Но главной линией в ней избрали не роль личности в истории, как это было в большинстве художественных произведений, а драматическую любовь Жанны и предавшего ее жениха Жюльена, который впоследствии стал ее палачом. Уверен, наша постановка оказалась столь популярной именно потому, что мы рассказали о личной драме героев на фоне исторических событий. Ведь и фильм Джеймса Кэмерона «Титаник» получил множество «Оскаров» и стал самым известным среди множества картин о затонувшем корабле, думаю, прежде всего потому, что в нем рассказана не просто история морской трагедии, а на ее фоне история любви героев, которых блестяще сыграли Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо.
— Жених Жанны д’Арк Жюльен — реально существовавший человек?
— Отвечу так. Личность Жанны д’Арк овеяна легендами. И гениальный драматург и поэт Юрий Рыбчинский переосмыслил историю этой героической крестьянской девушки так, что, если даже чего-то не было, это стоило бы придумать. Судьба Жанны — одна из самых трагических страниц в мировой истории. XV век. Между Францией и Англией идет Столетняя война. Юная пастушка Жанна услышала голоса святых, которые пророчествовали ей особую миссию — спасти свою страну. В 17 лет Жанна, собрав отряд, повела его на врага. И под ее предводительством был освобожден Орлеан. С тех пор ее прозвали Орлеанской девой. Погибла Жанна в 19 лет. Попав в плен, была объявлена еретичкой и по приговору инквизиции сожжена. Лишь спустя многие годы католическая церковь причислила ее к лику святых. Историческая драма в нашей рок-опере усиливается личной. Жюльен участвует в сожжении Жанны на костре как еретички, хотя и любит ее. Последние слова Жанны о том, что она хотела бы жить, испытать счастье материнства, но ей не суждено… Зрители в финале спектакля рыдали.
— Роль Жанны играла Наталья Сумская, ее жениха Жюльена — Анатолий Хостикоев.
— Толю и Наташу соединила наша с Юрой Рыбчинским «Белая ворона». Вскоре они поженились. К слову, роль Карла Валуа в постановке исполнял Остап Ступка. Шута играл Богдан Бенюк. А в качестве рассказчика выступал Богдан Сильвестрович Ступка.
— Как на сцене удалось воссоздать костер?
— В основе декорации были качели. И, конечно же, свое дело сделали пиротехнические эффекты. Жанна раскачивалась на качелях и потом… словно улетала в небо.
— Попасть на премьеру было практически нереально.
— Мне рассказывали, что «лишний билетик» зрители начинали спрашивать не у театра, как обычно, а уже у Бессарабского рынка. Люди были готовы платить любые деньги. А спустя время, когда рок-опера стала невероятно популярной, отдельные организации и предприятия стали выкупать весь зал для своих сотрудников.
— Среди зрителей бывали и знаменитости?
— На один из спектаклей пожаловала Вия Артмане. Ее пригласил Богдан Ступка. Она была в восторге, подошла ко мне за кулисами и сказала: «Поздравляю. Это гениально».
К слову, «Белая ворона» была одним из любимых спектаклей и Евгении Мирошниченко. Она смотрела его не один раз. Видели постановку и зрители за пределами Украины. Показывали мы ее во многих городах России, в Польше (в Кракове и Лодзе) и даже в Англии. В Лодзе рок-опера шла на украинском языке без перевода. Мы волновались, как зрители воспримут. Я был шокирован, когда после спектакля все присутствовавшие в зале, словно по команде, встали и аплодировали стоя. Зрители в первых рядах были все в слезах. А вообще нужно сказать, что «Белая ворона» — одна из самых «долгоиграющих» в Украине постановок. Двенадцать лет она шла в Театре имени Франко. Потом перекочевала на подмостки Театра русской драмы имени Леси Украинки и Театра оперетты, оказавшись в репертуаре частной антрепризы «Бенюк — Хостикоев». Ну, а сейчас идет в Ровенском музыкально-драматическом театре — причем в сопровождении симфонического оркестра. И в московском Театре у Армена Джигарханяна совсем недавно состоялась премьера. Думаю, это вечная вещь. Ведь в самые сложные исторические периоды в обществе обязательно появляются «белые вороны». Это люди, которые мыслят нестандартно, не так, как все остальные. Но, увы, часто они не поняты большинством. Юра Рыбчинский очень сильно об этом сказал:
«Ливни лета отпели, отплакали,
И однажды в студеную ночь
В стае черных ворон, одинаковых
Родилась нерадивая дочь.Нерадивая, гордая, смелая,
Но уродиной звали ее,
Потому, что была она белая,
Не такая, как все воронье.И решили тогда братья вороны
Суд над белой сестрой учинить.
Семь ночей они думали, спорили
И решили ее очернить.Нерадивую, гордую, смелую
Искупали в болотной грязи.
— И теперь это платьице черное
До последнего вздоха носи.Если мы черны, если мы черны,
Будь и ты черна, будь и ты черна…А она от обиды забилася,
Зарыдала, душою светла.
И слезами от грязи отмылася,
Стала снова такой, как была.Нерадивая, гордая, смелая,
Беззащитна, как сердце мое,
Как туманы осенние, белая,
Не такая, как все воронье.— Если мы черны, если мы черны,
Будь и ты черна, будь и ты черна…— Стая черных ворон оголтелая,
Мои перья не втаптывай в грязь.
Разве я виновата, что белая?
Я такою на свет родилась».
— Сильная вещь. В студенчестве я видела рок-оперу «Белая ворона». И до сих пор остался шлейф неизгладимого впечатления. С рок-оперой связаны какие-то мистические моменты?
— Не знаю, можно ли это считать мистикой. Я дружил с папой Миллы Йовович, которая сыграла в конце 1990-х Жанну д’Арк в фильме Люка Бессона. Боги Йовович тоже был в определенном смысле «белой вороной». Он бежал от диктаторского режима из Югославии в Киев. Год занимался на стоматологическом факультете в мединституте. Боги привез мне из Югославии первую мою электрогитару, на которой я играл и его учил играть на ней. Он часто бывал у меня дома, знал мою маму. Родившуюся в Украине Миллу я держал на руках. Мог ли я тогда предположить, что она станет всемирно известной актрисой и сыграет Жанну д’Арк? В этом тоже мистика какая-то присутствует.
— Как вам работалось с Юрием Рыбчинским?
— Юрий Рыбчинский — выдающийся драматург современности. Кстати, третьим нашим соавтором считаю его жену Александру. Когда они с Юрой жили на улице Мостицкой на Куреневке, я у них просиживал днями и сочинял. Саша и вкусно кормила, и психологом для нас была, и советчиком.
— Рок-опера стала столь популярной, что по ее мотивам был выпущен состоящий из двух пластинок альбом?
— Сначала был альбом. Чтобы «раскрутить» рок-оперу до всесоюзного масштаба, я занялся менеджерско-продюсерской деятельностью. К участию в рекламном проекте были приглашены известные певцы и актеры: Тамара Гвердцители, Александр Малинин, Николай Караченцов, Евгений Паперный, Виталий Билоножко, Ольга и Наталья Сумские… Мы записали альбом, который сразу же разошелся. Записывали в Киеве в Доме звукозаписи. Жанну д’Арк озвучивала Тамара Гвердцители, Александр Малинин — ее жениха, Виталий Билоножко — архиепископа Реймского, Николай Караченцов — шута, Евгений Паперный — герцога Бургундского.
— Кроме славы рок-опера принесла ее авторам и приличные деньги?
— Думаю, на Западе у нас были бы совсем другие гонорары.
— А в природе белых ворон хоть раз в жизни вам приходилось видеть?
— К сожалению, нет. Они встречаются крайне редко и, к слову, очень уязвимы для хищников из-за своей заметной окраски.
— Кстати, в европейских языках аналогом выражения «белая ворона» является «черная овца». Такие овцы рождаются нечасто. И, что характерно, в отличие от шерсти белых овец их шерсть невозможно перекрасить в другой цвет.
— Интересно.
— А вы себя когда-нибудь ощущали «белой вороной»?
— В юности. Это было время хиппи, моды на длинные волосы и западную музыку. У фарцовщиков я покупал джинсы, заграничные пластинки, значки с изображением зарубежных музыкальных кумиров. Носил очень длинные волосы. Все это тогда не приветствовалось. Обладателей экстравагантных причесок отлавливали на улицах дружинники. Лично у меня было семнадцать приводов в милицию, где я выслушивал нотации и каждый раз обещал постричься. Это были 1960-е годы.
— Над чем сейчас работаете?
— Уже записан альбом молодой талантливой певицы Анны Конды, который завершается бонус-треком «Белая ворона». Заканчиваю оркестровку нашей с Александром Вратаревым новой рок-оперы «Джоконда». Главная его героиня — певица и актриса с непростой судьбой. В рок-опере будет звучать голос Богдана Сильвестровича Ступки. За три месяца до того, как его не стало, мы записали его монологи. Я приехал к нему в больницу в Феофанию. По дороге купил килограмм очень вкусной черешни. Мы лакомились ею и обсуждали замысел. Богдану Сильвестровичу он пришелся по душе. Ступка приехал в студию, и мы успели сделать эту бесценную запись. Герой, которого озвучил Богдан Ступка, — Голос. Он звучит как вестник Космоса, вестник Правды…
3467Читайте нас у Facebook