ПОИСК
Політика

Игорь смешко: «если считать только официальные повестки генпрокуратуры, то я провел более семи месяцев на допросах по делу об отравлении ющенко и по сопутствующим с ним делам»

0:00 9 жовтня 2009
По словам бывшего председателя Службы безопасности, общее чувство стыда за состояние дел в государстве и понимание факта банкротства нынешнего политического руководства Украины объединило бывших представителей силовых ведомств в новую организацию «Сила и Честь»

Ровно пять лет назад в разгар предвыборной борьбы за пост главы государства Украину, как, впрочем, и весь мир потрясла история с отравлением оппозиционного кандидата на пост президента. Несмотря на то что 21 сентября 2004 года Виктор Ющенко заявил в парламенте, что на его жизнь покушалась преступная власть, профессиональным следователям даже спустя пять лет не удается доказать очевидное с точки зрения пострадавшего. Тем не менее Игорь Смешко, участвовавший в злополучном ужине, на котором, как считает Президент, его отравили, лишился поста главы СБУ, а позже и вовсе был отправлен на пенсию с воинской службы.

«В 49 лет я стал пенсионером. Хотя желания выходить на пенсию в этом возрасте у меня, конечно, не было»

- Игорь Петрович, в 2005 году вас отправили в запас, уволив с должности председателя СБУ. Чем сейчас занимается бывший глава спецслужбы, а также разведки? И бывают ли разведчики бывшими?

- Если вспоминать последовательность действий, то после освобождения с должности председателя СБУ в начале 2005-го в конце того же года я действительно был «отправлен» в запас. Формулировка: «по состоянию здоровья». Правда, незадолго до этого прошел соответствующую военно-врачебную комиссию, которая признала меня годным для прохождения воинской службы.

- Вы хотите сказать, что лично у вас в то время совсем не было желания оставлять воинскую службу? Сколько вам было лет, когда вы стали пенсионером?

РЕКЛАМА

- Всего 49. После 33 лет кадровой воинской службы право на пенсию по закону я имел. А вот желания не было. Предельный возраст выхода на пенсию для высших офицеров в моем воинском звании — генерал-полковник — ограничен 65 годами.

- Извините, а разве можно у нас отправить на пенсию, в таком случае, без вашего на то согласия?

РЕКЛАМА

- По закону — нет.

- Вы обижены на Президента Ющенко, ведь он изменил, выходит, всю вашу судьбу?

РЕКЛАМА

- Не хотел бы, чтобы у вас сложилось подобное впечатление. Президент имеет право сам подбирать себе людей, которых он лично знает и которым он лично доверяет. В том числе и на высшие должности в спецслужбах государства. Только реализовывать свое право он должен, не нарушая Конституции и законов Украины.

- А при вашем увольнении они были нарушены?

- Были. В указе Президента отсутствовали какие-либо правовые основания для освобождения меня от должности председателя СБУ. Этим были нарушены мои права как военнослужащего, гарантированные мне статьей 65 Конституции. Председатель СБУ не является членом правительства и согласно закону не может быть автоматически отправлен в отставку в связи с избранием нового главы государства.

- Выходит, что в нашей стране новоизбранный Президент не имеет права сам себе выбирать руководителя СБУ и должен работать с тем, которого назначил ему предыдущий глава государства?

- Безусловно, по Конституции Президент имеет право освобождать и назначать руководителей силового блока государства, в том числе и председателя СБУ.

Однако Конституция обязывает главу государства осуществлять свои полномочия исключительно в рамках действующих законов. Нашими же законами о прохождении воинской службы предусматривается, что военнослужащий не может быть безосновательно освобожден от занимаемой должности без его на то согласия или предоставления ему другой равноценной должности. Единственной альтернативой этому может быть увольнение в порядке уголовного или высшего дисциплинарного наказания, а также по сокращению штатов.

- А этих оснований тогда не было?

- Не было. Я ведь не был «политназначенцем». На должность председателя СБУ был назначен в порядке карьерного роста в спецслужбах. До того за все годы непрерывной воинской службы каких-либо взысканий или замечаний по службе никогда не имел. Уголовному преследованию также никогда не подвергался…

- Вы хотели остаться на прежней должности?

- Нет. Для моего первого доклада новоизбранному Президенту у меня уже был заготовлен рапорт с ходатайством об отставке с должности председателя СБУ.

В силу моего предыдущего десятилетнего пребывания на руководящих должностях в спецслужбах Украины у меня не было каких-либо иллюзий в отношении как ближайшего, так и дальнего окружения нового Президента. Кроме того, у меня была на тот момент и еще одна, более любимая мною должность — председателя комитета по вопросам разведки при Президенте Украины.

- Вы до сих пор его возглавляете? Указа об освобождении вас от этой должности, кажется, не было?

- В нашей стране после 2005 года многое «невероятное», с правовой точки зрения, стало «вероятным»… (Улыбается. ) С указом о моем увольнении с этой должности меня никто не знакомил. Более того, я не знаю, функционирует ли этот комитет сейчас. Хотя серьезный ущерб государственным интересам Украины, начиная с 2005 года, в результате или его ликвидации, или неэффективного его использования лично для меня — налицо.

- Можете привести примеры?

- Могу. Взять хотя бы, к примеру, открытие наших визовых границ со стороны Запада, без предварительной договорной фиксации твердых гарантий взаимности в обозримом будущем. А также абсолютно недопустимую, на протяжении около двух лет, публичную «неинформированность» Президента о том, кто же «на самом деле» представляет «украинскую сторону» в посреднической газовой компании «РосУкрЭнерго». Ведь вопрос-то касался стратегических национальных интересов Украины в области ее энергетической безопасности.

Кроме того, просчеты в оценке готовности ЕС и НАТО идти на ускорение интеграции с нашей страной и разрушение при этом непростых отношений Украины с Россией, с таким трудом сбалансированных прежним руководством. Все это в целом и дает мне право говорить о явных проблемах, начиная с 2005 года, в организации руководства, контроля и координации деятельности разведывательных органов нашей страны.

«Бескультурье, некомпетентность и серость правят сегодня бал в нашем государстве. Этому процессу пора положить конец»

- Понятно, Игорь Петрович… А чем же вы все-таки занимаетесь в настоящее время?

- Возглавляю две неправительственные организации — Центр стратегических исследований и анализа и Всеукраинскую гражданскую организацию «Сила и Честь».

- И что это за организации?

- Первая — консалтинговая, занимающаяся исследованиями в сфере вопросов международной безопасности и проблем обороны, борьбы с международным терроризмом, организованной преступностью и коррупцией, а также оценкой степени рисков при ведении бизнеса на постсоветском пространстве.

Вторая, учредительный съезд которой состоялся только летом этого года, поставила перед собой цель объединить в своих рядах бывших военнослужащих и сотрудников всех силовых ведомств, правоохранительных органов и спецслужб Украины. Таких у нас насчитывается сейчас около 700 тысяч человек. При этом возраст более половины из них находится в пределах от 40 до 50 лет…

- Интересно, как вам удалось объединить бывших сотрудников силовых ведомств, существенно отличающихся друг от друга профессиональной ментальностью и этикой отношений?

- Помогли два фактора. Первый — это общее чувство стыда за состояние дел в нашем государстве. Понимание факта банкротства нынешнего политического руководства Украины. Банкротства, которое выразилось прежде всего в катастрофическом падении уровня доверия наших граждан ко всем без исключения институтам государственной власти в стране. Одновременно с этим — развал всей правоохранительной системы государства. Как следствие — тотальное отсутствие компетентности и профессионализма, системного мышления, а также элементов подлинной, общечеловеческой культуры у подавляющего большинства ныне действующих государственных чиновников. Бескультурье, некомпетентность и серость стали править бал в нашем государстве. Этому процессу пора положить конец.

- А второй фактор?

- Это личности лидеров вновь созданной организации и их проверенный временем и конкретными делами авторитет и профессионализм. Я имею в виду таких знаковых для каждой из силовых структур, фигур, как: вице-адмирал Безкоровайный В. Г. , генерал- лейтенант Гнатенко Л. Н. , генерал-майор Раевский В. А.  — для Вооруженных сил Украины. Генерал-полковники милиции Черкассов Ю. Э. и Паламарчук Н. П.  — для органов МВД. Генерал-лейтенанты Герасимов А. П. и Туз С. И. , генерал-майор Мельников М. Г.  — для органов СБУ. Генерал-лейтенант юстиции Обиход Н. С. и государственные советники юстиции первого класса Колинько О. М. и Гарник М. В.  — для органов прокуратуры. Генерал-лейтенант Заярный В. М.  — для Пограничных войск. Генерал-полковник внутренней службы Рева Г. В.  — для МЧС Украины. Бывшие заместители министров обороны и экономики: Довгополый А. С. и Диденко А. Н. , и многие другие…

- И какие цели у организации «Сила и Честь»?

- Начало активной гражданской и политической деятельности во всех сферах жизни государства с целью построения сильной Украины, где диктатура Конституции и законов станут основой ее благополучия и стабильности, а глубокий патриотизм ее граждан — нормой обыденной жизни.

Мы верим, что «Сила и Честь» должна стать «становым хребтом», трамплином для формирования в стране новой и настоящей политической элиты. Элиты общенационального уровня и глобального мышления, а не узкопартийного и местечкового понимания. Мы понимаем, что «третья политическая сила» сама по себе в стране появиться не сможет. Основой для нее должны стать все те, кто когда-то носил погоны и еще в юности сделал свой выбор. То есть принявшие присягу на верность народу и уже отдавшие лучшие годы своей жизни служению Отечеству.

А вокруг этой основы должны объединиться также творческая и научная интеллигенция страны, опытные и профессиональные государственные служащие, наиболее активное и прогрессивное студенчество, представители малого и среднего бизнеса. Кроме того, представители уже сформировавшихся региональных элит государства, уставшие от паралича и непредсказуемости центральной власти, и лучше чем она знающие свои реальные проблемы, а главное — лично заинтересованы в их скорейшем решении…

«Ющенко стал заложником своего же заявления о причастности власти к его отравлению»

- Хорошо, Игорь Петрович, с современной политикой вроде бы все понятно, а вот с вашим не совсем далеким прошлым… В связи с делом об отравлении Ющенко, которое расследуется уже пять лет, на допросе в Генпрокуратуре давно были?

- С начала 2005 года и до настоящего времени не только я, но и многие мои бывшие сослуживцы и даже самые близкие родственники были допрошены в рамках этого уголовного дела в качестве свидетелей. А также в рамках десятка других дел, расследовавшихся на протяжении последних лет вплоть до их «успешного» закрытия за отсутствием фактов преступления. В том числе и по многочисленным сфабрикованным уголовным «делам об убийствах» моих бывших подчиненных. Была даже проведена эксгумация тела одного умершего офицера с целью выяснения вопроса, а не был ли и он в свое время «умышленно убит»…

- Даже так?

- Если считать только официальные повестки прокуратуры, то в общей сложности я провел за это время на допросах более семи месяцев. А также около двух месяцев в судебных заседаниях по моему иску против действовавшего в 2005 году Генерального прокурора С. Пискуна. Как известно, оба судебных процесса, включая апелляционные инстанции, я выиграл. Генеральная прокуратура официально извинилась передо мной, а с Пискуна я взыскал две гривни морального ущерба: по гривне за судебный процесс.

Что же касается самого дела об отравлении, то информация о нем, которой я владею, является тайной следствия. И я, как свидетель по этому делу, не могу ее комментировать до оглашения судебного приговора. Давайте подождем.

- А зачем ждать-то? Виктор Ющенко несколько раз называл виновных в своем отравлении…

- Если не ошибаюсь, еще в своем первом интервью вашей газете на эту тему, в начале 2007 года, я сказал, что любые высказывания Ющенко относительно деталей еще незаконченного расследования — это факт давления на следствие. Ведь он глава государства, которому подотчетен Генеральный прокурор.

Однако для меня тут все понятно. С 21 сентября 2004 года, с момента первого публичного заявления Ющенко в Верховной Раде с обвинением «преступной власти» в попытке его «политического убийства», он сам стал политическим заложником этого своего заявления. Тяжелое обвинение «власти» было сделано им еще до начала каких-либо следственных действий по делу. Оно не подкреплялось тогда никакими фактическими данными или материалами, не говоря уже о материалах судебно-медицинской экспертизы.

Однако это заявление во многом повлияло на результаты президентских выборов в Украине и приход Ющенко к власти. И с этого момента для Ющенко уже перестала существовать альтернатива для отступления. Лично для него стала приемлемой только одна версия событий: среди будущих «преступников» обязательно должен быть представитель «преступной власти»…

- Вы верите в то, что кандидат в президенты в 2004 году был отравлен?

- В данный момент у меня нет оснований ставить под сомнение официальные заявления Генеральной прокуратуры. К тому же я не знаком с материалами судебно-медицинской экспертизы по этому делу. Но как доктор наук я не верю в то, что только по одной, проведенной через год(!) после случившегося, судебно-медицинской экспертизе можно, пусть даже чисто теоретически, с точностью до дня установить время возможного отравления.

452

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів