В Ивано-Франковской области судят директора сельской школы, жестоко избившего школьника
На мобильном телефоне 15-летнего Артура Савчука из села Дубовец Галицкого района Ивано-Франковской области сохранилась фотография учебника по черчению, которую он сделал на уроке. Из-за этой фотографии Артура на глазах у всего класса избил директор школы. По словам мальчика, директор толкнул его на пол, чуть не задушил, а потом ударил кулаком в лицо. Такой «метод воспитания» закончился для школьника гематомой челюсти, ушибом ребра, закрытой черепно-мозговой травмой, сотрясением мозга и ушибом скулы.
«Было очень больно. Я думал, он выбил мне правый глаз»
Об этом случае стало известно только сейчас, когда над горе-педагогом начался суд. Хотя директор избил Артура почти два месяца назад, 13 марта. В прокуратуре говорят, что вина директора подтверждается доказательствами — результатами экспертиз и свидетельствами одноклассников Артура.
— Я сразу хотела рассказать о произошедшем журналистам, — говорит «ФАКТАМ» бабушка Артура Галина Дмитрук. — Но внук был категорически против: не хотел, чтобы его снимали камеры, боялся, что над ним будут смеяться. Мы надеялись, что справимся с этой ситуацией сами. В полиции открыли уголовное производство, директору объявили о подозрении. Но сейчас, когда дело передали в суд, стало понятно, что директор сделает все, чтобы избежать ответственности. Мы трижды приезжали в суд, где назначалось предварительное заседание, но оно так и не состоялось. Сначала не явился директор, потом — его адвокат, а третий раз на месте не оказалось судьи. Директор тем временем как ни в чем не бывало ходит на работу. Он на глазах у всего класса избил ученика, а его даже не отстранили от должности!
Галина Дмитрук написала не одну жалобу в районное управление образования, но там ограничились тем, что объявили директору выговор. Женщина уверена: чиновники не реагируют должным образом потому, что в этом же управлении работает жена директора.
— У Артура никогда не было конфликтов с учителями, — рассказывает Галина. — Он не отличник, но очень работящий, каждый день допоздна помогает дедушке в мастерской. Честный и трудолюбивый, не любит конфликтов. Правда, в сентябре прошлого года произошла неприятная ситуация. Директор обвинил Артура в том, что он якобы курил возле школы. «Но Артур, насколько я знаю, не курит, — сказала мне классный руководитель. — Да и сигаретным дымом от него не пахло. Зато у него были полные карманы яблок». Оказалось, за школой действительно курили старшеклассники. А внук захотел нарвать там яблок. Когда пришел директор, старшеклассники мигом разбежались, а Артур остался. Директор тут же назвал его заядлым курильщиком и пригрозил, что если он не назовет фамилии старшеклассников, которые курили вместе с ним, ему не поздоровится.
Когда я пришла в школу, глаза Артура были полны слез, у него тряслись руки. А директор заявил, что внука поставят на учет как злостного нарушителя порядка. И хотя даже классная руководительница подтверждала, что Артур не курил, доказать это директору не удалось. Наверное, он еще тогда затаил на внука злобу. Других объяснений тому, что произошло в марте, я не нахожу.
— Это был урок черчения, который ведет директор, — рассказывает Артур. — У каждого есть два учебника — со старой и новой программой. Я и еще несколько человек пришли со старыми учебниками, а нужны были новые. Директор сказал, что мы можем перефотографировать у одноклассников страницы из новых книг. Девочки, которые сидели передо мной, так и сделали. Я тоже подошел к однокласснице, у которой был новый учебник, и сделал несколько фотографий. Вот они (Артур показывает снимки чертежей из книги. — Авт.). Тут даже время есть: «13 марта 13.37». Как только я сделал эти снимки, директор резко обернулся: «Что ты там снимаешь?!» Подошел и одной рукой схватил меня за карман, куда я уже успел положить телефон, а второй — за куртку. Потом приподнял и отшвырнул в сторону. Стулья, на которые я упал, разъехались, и я оказался на полу. Когда встал, директор опять схватил меня за куртку, положил на парту и прижал меня к ней своим весом. А весит он, наверное, килограммов 150. «Отдавай телефон! — кричал он. — Или еще не понял?!» Он подставил кулак мне под подбородок и начал душить. Мне не хватало воздуха, перед глазами все поплыло… Когда я выбил его руку из-под своего подбородка, он ударил меня кулаком по лицу.
Было очень больно. Я думал, он выбил мне правый глаз. То, что от удара я упал с парты, меня спасло — смог выбежать из класса. Побежал в туалет, чтобы посмотреть в зеркало и понять, что случилось с глазом. Правая часть лица уже начала опухать. Вернувшись в класс, сказал директору: «Посмотрите, что вы со мной сделали! За что? Я только фотографировал чертежи в учебнике!» «Пошел вон отсюда! — заорал директор. — Чтобы духу твоего здесь не было! Завтра придешь с родителями и заберешь документы».
*Артур Савчук говорит, что хотел лишь сфотографировать страницу в новом учебнике по черчению. Фото ICTV
— Выйдя из класса, Артур позвонил мне и сказал, что директор его избил, — вспоминает Галина Дмитрук. — По дороге в школу я позвонила классной руководительнице, но ее в тот день не было в школе. Увидев внука с гематомой на лице, вызвала полицию. Пока мы ждали полицейских, ко мне трижды подходил директор: «Идите ко мне в кабинет — разберемся». Я сказала, что разбираться мы будем только в присутствии сотрудников полиции.
«Директор предлагал десять тысяч гривен за то, чтобы мы забрали заявление»
— Полицейские до вечера опрашивали всех одноклассников внука, — продолжает Галина Дмитрук. — Дети подтвердили, что директор избил Артура, некоторые подробно рассказали, как это произошло. А уже вечером к нам домой пришли завуч и классный руководитель: «Заберите, пожалуйста, свое заявление. Директор из-за вас может потерять работу. А у него, между прочим, болен ребенок». Потом пришел и сам директор. Предлагал десять тысяч гривен за то, чтобы мы забрали заявление. Мы сказали, что ничего забирать не будем и что такие, как он, не должны работать в школе. К тому же выяснилось, что он и раньше бил учеников.
«ФАКТАМ» удалось найти подростка, который стал жертвой жестокого педагога два года назад. Парень попросил не называть в газете его имя.
— Я тогда учился в восьмом классе, — рассказал подросток. — В школе было холодно, поэтому мы с одноклассниками сидели на уроках в куртках. Подчеркиваю, что в куртке был не один я, а почти все. Но директор почему-то заметил только меня. «А ну встань! — приказал. — Ты почему в куртке?» «Здесь очень холодно, мы все в куртках», — объяснил ему. «Холодно, говоришь? — с издевкой переспросил директор. — Я сейчас покажу тебе, что такое холодно». С этими словами он подошел ко мне, снял с меня куртку, бросил ее на пол и стал топтать ногами. «Продолжай раздеваться! — кричал директор. — Будешь у меня голым ходить по школе!» Когда я сказал, что не буду, он ударил меня по лицу. Это произошло на глазах у всего класса.
Бабушка написала заявление в полицию. Директор пытался с ней договориться, но она была непреклонна. Тогда он перешел к угрозам. Узнал телефон моего отца и прямо сказал: мол, если не заберем заявление, школу я не закончу, останусь без аттестата. В конце концов папа заявление забрал. Зря он это сделал. Как видите, избиения продолжаются.
Я знаю, что одноклассников Артура, которые дали следствию правдивые показания, тоже запугивают. Руководство школы намекает, что они могут не сдать экзамены. Молодцы те ребята, которые не боятся.
— Артур говорил, что одна девочка даже снимала избиение внука на мобильный телефон, но потом испугалась и удалила запись, — рассказывает Галина Дмитрук. — Впрочем, вина директора подтверждается другими доказательствами. Он, кстати, уже хотел договориться с мамой Артура, которая живет в Ивано-Франковске. Приходил к нам домой, просил сказать ее адрес. Мы объяснили, что это не поможет. Мама Артура знает об избиении сына и тоже хочет, чтобы нерадивого педагога как минимум отстранили от должности. В детстве Артур часто болел, и врачи сказали, что ему лучше жить в селе. С тех пор он живет со мной, а с мамой они постоянно общаются. Когда Артур подрос, я предлагала ему переехать в Ивано-Франковск, но внук не захотел — здесь друзья, родная школа. Он, кстати, и сейчас сказал, что из школы не уйдет. «Почему я должен уходить? — возмущается внук. — Пусть уходит директор, ведь это он меня избил».
— Директор по-прежнему ведет у вашего внука уроки?
— Да. Артура после этого случая уже не трогает, делает вид, что не обращает на него внимания. Но это пока идет следствие. А если его, не дай Бог, оставят работать в школе, думаю, Артуру не поздоровится.
Директор школы ЧП не комментирует. Даже когда журналисты подошли к нему в зале суда, мужчина заявил, что ничего говорить не будет. В школе же его защищают.
— Из того, что мы узнали, складывается следующая картина, — говорит заместитель директора школы по воспитательной работе Екатерина Галюк. — Ученик во время урока без разрешения встал с места и начал фотографировать директора сзади. Директор пытался отобрать у него телефон. И это «отбирание» почему-то квалифицировали как нанесение телесных повреждений. Да если бы директора всех школ заботились об учениках так, как наш, думаю, проблем было бы намного меньше.
А вот в прокуратуре в комментариях не отказывают. Там скандального педагога неплохо знают. Оказалось, еще в 2012 году в отношении него открывали уголовное производство. Тогда он вывел детей на субботник, на котором старшеклассник, упав с дерева, поломал позвоночник.
— Он привлекал школьников к работам, которые они не должны были выполнять, — рассказывает руководитель Галицкого отдела прокуратуры Игорь Тюшка. — Заставлял детей обрезать деревья, хоть такая работа небезопасна для детей. Но тогда дело до суда не дошло.
— А все потому, что маму того мальчика тоже запугали, — объясняет Галина Дмитрук. — В селе хорошо знают упомянутый случай. Ребенок очень долго лечился и до сих пор ходит в корсете. Но его мама заявление из полиции забрала.
— Что касается случая с избиением Артура, то мы допросили всех учеников класса, — продолжает Игорь Тюшка. — Проведена судебно-медицинская экспертиза, и факт того, что директор нанес телесные повреждения ученику, подтвердился.
Сейчас горе-педагог находится на скамье подсудимых, ему грозят исправительные работы. А вот вопрос о его отстранении от занимаемой должности после решения суда должны решать в райуправлении образования. К сожалению, получить там комментарий журналистам не удалось. Начальник управления уехала на курсы, а жена директора, которая, как мы уже писали, тоже там работает, находилась на семинаре.
*Несмотря на случившееся, в школе директора защищают
Читайте нас у Facebook