Подозреваемый в убийстве одесской студентки: "Хочу просить смертной казни — я недостоин жить дальше"
Ей было всего семнадцать. Улыбчивая, открытая, разносторонне развитая, жизнерадостная и справедливая девушка. Возможно, именно в силу этого она избрала своей будущей профессией адвокатскую деятельность. Поступила и успешно занималась на факультете адвокатуры Одесского национального университета «Юридическая академия». Преподаватели прочили ей прекрасную профессиональную карьеру. Все оборвалось внезапно, в одну из майских ночей…
Утром девушка не появилась на занятиях. Это сразу насторожило ее однокурсников: все привыкли, что Катя (имя изменено) — это стопроцентная дисциплина и исполнительность. Она прилежно училась и никогда беспричинно не пропускала пары. Первой тревогу забила ее соседка по комнате в общежитии Тина Курбацкая. Девушку насторожил срочный ночной уход подруги.
— Катя всегда рассказывала, куда едет и когда вернется, — рассказала «ФАКТАМ» Тина Курбацкая. — Да она практически и не отлучалась никогда дольше, чем на несколько часов. Если же задерживалась, то всегда звонила мне, сообщала. В тот день, 17 мая, она часов до десяти вечера выполняла задания, общалась в Интернете. Где-то часа в два ночи вызвала такси и поехала к своему парню. Как сейчас стало ясно, к нему не попала.
Мы начали звонить на ее мобильный, но ответ был: «Ваш абонент вне зоны доступа». Поначалу думали, что Катя задержалась и утром появится. Тем более, что накануне в ее поведении и действиях ничего подозрительного не наблюдалось, ничто не предвещало беды…
Но девушка не подала никакой весточки ни утром, ни днем, ни вечером. Студенты и преподаватели обратились к правоохранителям. Начался поиск — поначалу, судя по всему, «поверхностный»: надеялись, что Катя вот-вот даст о себе знать. Прошло двое суток, а на третьи нашли… тело девушки, обезображенное до неузнаваемости. Место, где оно находилось, — лесополосу в пригороде Одессы, — указал, как гласит официальная версия, задержанный к тому времени подозреваемый в преступлении таксист. Тот, что ночью вез Катю.
— Мы все в шоке, — говорит сокурсник погибшей Дмитрий Лисица. — Катя — добрый, улыбчивый человек. Милосердная по натуре, она постоянно помогала ребятишкам из детского дома.
— Сказать, что эта новость сразила всех нас, — не сказать ничего, — признается Николай Стоянов, декан факультета адвокатуры Одесской юридической академии. — Катя была активной, доброжелательной, порядочной девушкой. Успешно совмещала учебу с общественной деятельностью — входила в профком факультета. Занималась спортом, была постоянной участницей наших «воскресных пробежек». 12 лет занималась танцами. Очень тяжело дался звонок родным, в Житомир. Принимать такие сообщения самому доводилось, а вот приносить кому-то такую весть — впервые… Родители до последнего не могли поверить в случившееся. До самого опознания тела. Мне искренне их жаль, очень порядочная семья. Отец — военнослужащий, находился в зоне АТО, сразу приехал в Одессу.
Случившееся всколыхнуло Украину. Тем не менее правоохранители предпочли занять «круговую оборону», напрочь отгородившись от СМИ. Более того, ни на одном из официальных сайтов правоохранительных структур не появилось даже сообщения об этом преступлении, даже скупой выдержки из сводки. Не говоря уже о факте задержания подозреваемого, открытии уголовного производства (только Киевский районный суд сообщил 22 мая на своем сайте о том, что к ним «должно поступить ходатайство об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого в убийстве 17-летней студентки НУ «Одесская юридическая академия»).
Чем большую тайну делали из этой страшной истории, тем большими слухами, сплетнями и домыслами она обрастала. Дошло до того, что тиражировалась, со ссылкой на якобы показания задержанного, версия чуть ли не об их (убийцы и жертвы) дружеских взаимоотношениях.
Правоохранители продолжали отмалчиваться, ссылаясь на «тайну следствия» либо заявляя: «Тело убитой в морге, идут экспертизы и нам категорически запрещено о чем-либо сообщать» (как стало известно позже, еще 22 мая тело девушки из судебно-медицинского морга забрал отец, а на следующий день с ней попрощались на родине).
«Прорыв» в информационном плане случился на брифинге прокурора области Олега Жученко 23 мая. Хотя тема пресс-конференции была абсолютно иная, главу надзорного ведомства журналисты буквально приперли к стенке вопросами об убийстве девушки.
— Мы сейчас уточняем факты, проводим анализ схожих преступлений, — сказал Олег Жученко. — Не исключено, что задержанный, 26-летний уроженец Ананьевского района Одесской области, причастен и к ним. Во всяком случае, они похожи по почерку и стилю исполнения. Пока что информацию об убийстве студентки мы знаем лишь со слов фигуранта, но есть большие сомнения в правдивости его показаний. Например, что он убил из-за денежного долга.
При этом прокурор заметил, что, помимо самого факта убийства, «имеются еще и отягчающие обстоятельства».
— Установлены обстоятельства преступления, а мотив может рассказать, конечно, только подозреваемый, — подчеркнул он.
При этом Жученко заметил, что пояснения задержанного таксиста о попытках сжечь тело жертвы считает нелогичными, и подчеркнул: прокуратура будет настаивать на максимальной мере наказания для виновного.
Касательно упомянутого выше «денежного долга». Это также одна из версий подозреваемого. Он рассказал, что в ту ночь подвез пассажирку по указанному адресу. Однако денег при девушке не оказалось, и она попросила подождать, пока зайдет в здание и возьмет необходимую сумму у друга. Вскоре вернулась, сообщив, что денег взять не сумела. Это так разозлило водителя, что он убил клиентку.
В тот же день, 23 мая, начальник регионального главка Нацполиции генерал Дмитрий Головин заявил, что задержанный подозревается в совершении еще ряда аналогичных особо тяжких преступлений на территории Одесской области. В настоящий момент правоохранители проверяют его действия, начиная с 2010 года.
— Я уверен, что подозреваемый будет арестован без всяких домашних арестов, без залога, как модно сейчас в Одессе, — сказал Головин. — Над расследованием этого дела работают наиболее подготовленные сотрудники.
Генерал заметил, что для оценки психического состояния задержанного будет назначена специальная экспертиза.
Как сообщила пресс-секретарь прокуратуры Одесской области Инна Верба, задержанный по подозрению в преступлении гражданин работал таксистом неофициально.
В одесской фирме службы такси, обслуживающей клиентов в онлайн-режиме, отмечают, что проконтролировать, кем конкретно являются их водители, нормальная ли у них психика — просто нереально. Ведь в таких сервисах регистрируются тысячи автовладельцев.
— Фактически это то же самое, что зарегистрироваться в соцсети, — объясняет сотрудник сервиса такси Евгений Микидченко. — Нам неважно: придет ли водитель на фирму лично или заполнит заявку по Интернету.
Пока же известно, что задержали подозреваемого вовсе не по фиксации вызова такси, а, можно сказать, по счастливой случайности — при попытке продать на одесском радиорынке мобильный телефон убитой студентки и снять деньги с ее банковской карточки.
По данным следствия установлено, что 18 мая подозреваемый 26-летний мужчина прибыл по вызову, полученному через интернет-приложение сервиса такси. По пути следования он вошел в доверие к девушке и предложил ей совершить поездку в город Черноморск Одесской области.
— Во время движения по трассе, проходящей по территории Овидиопольского района области, водитель остановил автомобиль в неустановленном месте и под незначительным предлогом предложил девушке выйти из салона, на что она согласилась, — рассказал «ФАКТАМ» прокурор Денис Толпыго.
По версии следствия, после этого подозреваемый стал душить пассажирку. Катя потеряла сознание. Тогда липкой лентой злоумышленник связал руки жертве, положил в салон автомобиля и поехал в направлении урочища «Дальницкий лес». Прибыв около шести утра на место, он задушил девушку и завладел принадлежащим ей имуществом: мобильным телефоном Iphone 6, золотыми серьгами, золотым кольцом и банковской карточкой, на которой было 17,2 тысячи гривен. После этого, с целью сокрытия следов, злоумышленник поджег тело жертвы и покинул место преступления.
В зале заседания Киевского райсуда, состоявшегося 23 мая и решавшего вопрос избрания подозреваемому меры пресечения, председательствующий следственный судья Виктор Чаплицкий огласил ходатайство прокуратуры, настаивавшей на взятии фигуранта под стражу.
— Любая другая мера пресечения не может быть действенной в данном случае, — подчеркнул прокурор Денис Толпыго.
Суд удалился в совещательную комнату. И в этот момент задержанный разоткровенничался с присутствующими на заседании журналистами. Представившись Андреем Пенчевым, он поведал, что женат и имеет годовалого ребенка. А еще признал свою вину в убийстве девушки.
Судя по страничке подозреваемого в соцсети «ВКонтакте», он учился в Ананьевском аграрно-экономическом колледже, затем в Одесском медуниверситете и Запорожском юридическом институте Днепровского госуниверситета внутренних дел.
— Хочу просить у суда смертной казни — я недостоин жить дальше, — сказал подозреваемый. — Я пытался себя сдерживать, меня изнутри что-то толкало. Иногда не могу себя контролировать. Приступы ярости случаются с детства, когда издевался над животными и даже, если никого не оказывалось под рукой, наносил повреждения самому себе…
Короче говоря, каялся. Упоминал что-то еще об одной женщине, ставшей его жертвой… Чистосердечны ли эти признания или не более чем попытка сымитировать расстройство психики — покажет следствие.
Суд огласил вердикт: подозреваемый взят под стражу на 60 суток без права внесения залога. Из зала фигуранта выводили в шлеме, опасаясь за его жизнь.
В Житомире, на родине убитой, 23 мая прошла церемония прощания с ней. На похороны собрались сотни людей, в том числе учителя и одноклассники Кати.
— Школа потеряла одну из своих лучших выпускниц 2016 года, — рассказала «ФАКТАМ» Светлана Грушецкая, классный руководитель девушки, преподаватель украинского языка и литературы житомирской средней школы № 27. — Одаренная, талантливая, активная, жизнерадостная — такой она запомнилась всем, кто ее знал. Она никогда не жаловалась, все успевала. Казалось, проблем у Кати не было. Хотя, естественно, она, как и любой человек, сталкивалась с неприятностями, но воспринимала их с улыбкой.
Мы очень ждали встречи с выпускниками в нынешнем феврале. Однако Катя не сумела приехать из Одессы, где сдавала первую экзаменационную сессию в вузе. Я надеялась, что увидимся уже летом, соберемся все вместе… Встретились сейчас, на похоронах.
В эти дни я часто листаю фотоальбом того выпускного класса. Любимым цветом Кати был красный. Вот она — в красной блузке, вот — в великолепном ярко-красном платье на выпускном вечере. Она и сама была очень яркой, любила жизнь и хотела жить.
1416Читайте нас у Facebook