ПОИСК
Україна

В Госслужбе занятости абитуриентам рассказали, как не ошибиться в выборе будущей профессии

6:30 1 червня 2017
Інф. «ФАКТІВ»

Чем ближе вступительная кампания, тем больше родители выпускников беспокоятся о будущем своих детей. Ведь ребенку нужно написать тесты, получить аттестат, изучить рейтинг вузов и статистику поступлений, посчитать конкурс, подать документы… И наконец, определиться с профессией.

Как же не ошибиться? Как правильно выбрать специальность, чтобы работа и деньги приносила, и была в радость? Об этом «ФАКТЫ» поговорили с начальником Управления профориентации, профобучения и учебных заведений Государственной службы занятости Марией Богуслав.

— Профориентация — основа здоровой экономики, — сразу вступила в диалог Мария Богуслав. — Часто бывает так: человек учится, получает диплом, работает, а потом в 35—40 лет вдруг понимает, что чем-то не тем занимается.

Многие, к сожалению, продолжают тянуть бремя нелюбимой работы. Кто-то начинает переучиваться, кто-то бросает все и уезжает жить в горы или в село, чтобы быть «поближе к земле». А государство из-за этого теряет опытного специалиста. И тогда приходит время задуматься: а почему я выбрал именно эту профессию?

РЕКЛАМА

— Наверное, так родители хотели. Аргументов много: престиж, институт расположен близко к дому, профессия передается «по династии», родителям есть куда потом устроить сына или дочь, нереализованная мечта отца или матери, можно поступить на контракт подешевле или вообще на бюджет, не заберут в армию…

— Да! Но время проходит: пять лет жизни обучения в институте, десятки лет работы по специальности — и потом выясняется, что все зря. К 40 годам человек осознает, что учился не тому, а работа его выматывает, не принося удовольствия. Но время уже ушло и начинать что-то новое поздно.

РЕКЛАМА

Если мы не хотим такой жизни для наших детей, то следует заранее определиться с профессией, принимая во внимание не только возможности семьи, но и желания и способности ребенка.

— Как это сделать?

РЕКЛАМА

— Вот именно для этого и существует профориентация, которую служба занятости сейчас активно развивает. У нас есть методики и специалисты, они помогут сделать выбор более осознанно.

— Профориентацию может пройти любой человек или это организовывается как-то специально, например, по направлению от школы?

— Мы, конечно, делаем выездные уроки в школах. Это так называемое групповое тестирование, которое проводится по инициативе родителей любого (необязательно выпускного) класса или по приглашению руководства учебного заведения. Для этого существует целый ряд современных методик, которые постоянно совершенствуются…

Также пройти профориентацию с участием наших специалистов может любой — в индивидуальном порядке непосредственно в центре занятости.

— Любой школьник?

— Любой человек, в том числе школьник или абитуриент.

— Сколько стоит такое тестирование?

— Нисколько. Услуги по профориентации Государственная служба занятости предоставляет бесплатно всем жителям Украины. Причем это касается и индивидуальных консультаций, и работы с группами.

— Ух ты! А что нужно сделать для того, чтобы попасть на тестирование?

— Будущие абитуриенты, если им не удалось пройти профориентацию в своей школе (а мы на протяжении года ездили по учебным заведениям и проводили такие занятия), могут записаться на тестирование в любом центре Государственной службы занятости.

— По телефону?

— По телефону или на нашем сайте dcz.gov.ua в разделе «Электронные услуги», там есть электронная очередь. Потом следует прийти в назначенное время вместе с родителями (поскольку школьники несовершеннолетние, по закону требуется присутствие папы или мамы).

— Родители будут сидеть рядом с ребенком на тестировании?

— Необязательно. Однако сопровождать школьника они должны. Кроме того, по желанию могут получить консультацию.

— А что дальше?

— Затем человек проходит тестирование: у нас есть целый набор специализированных программ и тестов.

— Что они определяют?

— Склонности к той или иной профессиональной сфере, эмоциональность, интровертность-экстравертность и так далее. Весь набор необходимых для работы качеств.

Когда склонности ребенка будут приблизительно определены, ему могут дать дополнительные задания-тесты либо задать уточняющие вопросы. Потом предстоит беседа с психологом, который расскажет, в каких сферах абитуриенту наиболее комфортно, а в каких — менее. И какие подводные камни ожидают молодого человека, если он выберет ту или иную сферу деятельности (если семья уже решила, куда тот будет поступать).

После тестов и собеседования специалисты службы выдают рекомендации с указанием отраслей, в которых способности раскроются максимально.

— Сколько времени занимает такое тестирование?

— От получаса до нескольких часов. Кроме того, в Украине уже есть онлайн-платформы, на которых можно пройти профориентационное тестирование: www.trud.gov.ua (Государственной службы занятости), www.mycareer.org.ua.

В частности, на Mycareer размещен международный тест «Магеллано». Он принят во многих странах мира и сейчас адаптирован для наших школьников в рамках международной помощи Украине. Пройдя это тестирование, там же, на сайте, можно выбрать себе консультанта в любом регионе страны и получить подробную информацию о профессиях.

— Так просто?

— Просто и очень эффективно. Могу сказать, что сегодня в Украине (как и во всем мире) бум профориентации. Похоже, мы наконец-то начинаем осознавать, в чем корень зла, когда говорим о нереализованном человеческом потенциале и о профессиональном выгорании.

— В неправильном выборе специальности?

— Конечно. Сейчас служба занятости работает над созданием своей технологии тестирования. Это будет не только профориентационная диагностика, появятся также тесты на коммуникабельность, инженерное и предпринимательское мышление, ориентацию на результат, адаптивность и многое другое. Те вещи, которые необходимо знать работодателю при приеме специалиста на работу.

И результаты такого тестирования будут отображаться в интерактивном профиле человека. Это будет своего рода онлайн-резюме, полезное для его трудоустройства. Оно также упростит для работодателей поиск наиболее подходящих сотрудников.

— Тем не менее родители часто выбирают будущую профессию ребенка, не учитывая его желаний. Они смотрят, какие профессии сейчас в топе, и думают, смогут ли устроить свое чадо на работу после института.

— И в этом их обвинять нельзя. Родители полагают, что синица в руке — надежнее. Кроме того, они не всегда осознают, насколько изменился мир за последние годы.

Например, сейчас многие подростки увлекаются геймерством. Папы и мамы считают это баловством, а дети в ответ показывают им, что призовой фонд в игре составляет десятки тысяч долларов.

— Но ведь играют тысячи, а побеждает только один!

— Это мы с вами знаем. Ребята же верят, что станут лучшими геймерами и заработают миллионы.

— Что в такой ситуации делать родителям?

— Найти золотую середину. С одной стороны, надо попытаться услышать ребенка и поговорить с ним на его языке. Узнать больше о геймерах, попробовать поиграть самим. С другой — показать ему иные варианты. Рассказать о разных профессиях, тех, в которых навыки геймеров пригодятся больше всего. Ведь геймификация сейчас тренд во многих индустриях: ІТ, образовании, маркетинге. Нужно проконсультироваться со специалистом, пройти тесты, узнать о наличии вакансий.

— А где?

— На сайтах крупных агентств по трудоустройству.

Говоря об оплате труда, следует учитывать, насколько востребованна у нас в стране выбранная профессия. Сейчас многие специалисты — дизайнеры, верстальщики, web-дизайнеры, редакторы, копирайтеры, разработчики программ, сотрудники техподдержки и так далее — работают на аутсорсинге (когда часть работ, услуг или функций отдается для внешнего исполнения или управления отдельно нанятым и не состоящим в штате фирмы специалистам. — Авт.). Часто — на иностранных работодателей, получая достаточно высокие зарплаты. Это тоже следует учесть.

— На что родителям необходимо обратить внимание, прежде чем обратиться к специалистам по профориентации?

— Можно попробовать пройти предварительное тестирование. В Интернете сейчас множество онлайн-методик и тестов. Поговорить с преподавателями в школе, классным руководителем.

— Когда лучше проводить профориентацию — в выпускном классе или раньше?

— У ребенка есть несколько фаз развития. И в каждой проявляются его способности и склонности. Например, дошкольник может охотно играть в продавца или доктора, собирать и разбирать машинки, лепить, рисовать… В начальной и средней школе наступает период ознакомления с разными профессиями.

На любом этапе, обращая внимание на увлечения ребенка, можно понять, что ему интересно и что можно и нужно развивать.

— А успехи в школе по какому-либо предмету являются показателем?

— Лишь отчасти. Поскольку, к сожалению, это во многом зависит не только от способностей ребенка, но и от внешних факторов. Например, от того, сумел ли преподаватель привить любовь к своему предмету. Вы же сами понимаете: если у ребенка конфликт с учителем физики или математики, то проявлять свои технические способности ему будет труднее. А если благодаря преподавателю ученик полюбил уроки истории, это не означает, что в будущем он станет специалистом в этой области.

Школьная программа, к сожалению, не совсем отвечает жизненным реалиям и не дает тех умений, которые могут пригодиться на рынке труда. На самом деле родителям следует обращать внимание на занятия, в которых себя проявляет ребенок, на его познавательные навыки и особенности.

— Например, какие?

— В частности, может ли он надолго сосредоточиться. Легко ли работает с текстами. Насколько вдумчиво читает задания и как тщательно анализирует их. Усидчив ли он, целеустремлен, настойчив… И если ничего такого у ребенка нет, то, например, юрист из него не получится. Несмотря на желание и возможности родителей впихнуть чадо на юрфак.

Более того, работа юристом будет его утомлять, поскольку ему придется иметь дело с большими объемами информации, с которыми он физически не способен работать. Эта профессия не сделает такого человека счастливым и быстро измотает.

— Вот они, «трудные деньги»!

— Да. И именно для того, чтобы такого не случилось, родителям нужно подходить к выбору будущей профессии своего ребенка более вдумчиво.

— Давайте и мы хотя бы вкратце расскажем, в чем состоит основа профориентации. Какие способности или умения выявляются и как?

— Фактически, она состоит из трех главных составляющих: это определение склонностей и способностей ребенка, его интереса к профессии, а также знакомство его с теми специальностями, которые сейчас существуют и наиболее востребованны.

— Зачем? Неужели есть какие-то неизвестные профессии?

— Вы знаете, что три самые популярные профессии, согласно рейтингу подачи документов и конкурсу на одно место (по данным одного из крупнейших вузов Украины), — это менеджер, юрист и филолог? Но, например, зарплата филолога — 3—4 тысячи гривен. Карьерный рост юриста — помощник нотариуса на ближайшие пять лет, а то и на всю жизнь.

Ну, а менеджер. Вы же сами понимаете: у нас искаженное понятие самой профессии. Менеджер — это управляющий, а в Украине это обычный клерк. И если человек не будет прилагать дополнительные усилия, учиться, развиваться, то он много лет просидит в какой-то третьесортной фирме и никогда не поднимется по карьерной лестнице до управляющей должности.

Вот вам среднестатистические перспективы трех наиболее популярных среди абитуриентов профессий. То есть люди, подающие документы на эти специальности, просто не задумываются о своем будущем.

— Ну, это скорее говорит о том, что наша система образования поставляет на рынок труда никому не нужных специалистов. С ненужными знаниями.

— Я бы не была так категорична. Все зависит от вуза, преподавателя и, конечно, студентов, которым нужно параллельно самим учиться и развиваться. Мы все искренне верим, что ситуация изменится к лучшему, и сейчас Министерство образования и науки активно работает над этим.

— Если посмотреть на западные страны, то у них основу профобразования составляют колледжи, в которых человек учится пару лет и выходит на рынок труда вполне востребованным специалистом. Тот же автомеханик, слесарь, электрик. А у нас, наоборот, все стремятся получить высшее образование, необходимое только для «наличия диплома», который все еще требуют работодатели.

— На самом деле именно сейчас настоящей основой успешного трудоустройства стали опыт и самообразование.

О том, как дополнить образование на онлайн-курсах, какие знания и умения сейчас ценятся больше всего и как заинтересовать ребенка в их получении, а также о профессиях, наиболее востребованных сегодня на рынке труда, мы расскажем в следующих номерах газеты.

2270

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів