ПОИСК
Україна

«С каждым цивилизованным решением проблем наша Украина все больше будет становиться похожей на по-настоящему демократическое европейское государство»

7:00 27 вересня 2017
Інф. «ФАКТІВ»
После поста главного редактора «ФАКТОВ» об обмане, с которым сталкиваются клиенты паспортного сервиса, вице-премьер по вопросам евроинтеграции заявила, что это безобразие необходимо прекратить

Вот уже больше трех месяцев работает безвизовый режим со странами Шенгенской зоны. А это три месяца новых возможностей — можно съездить, к примеру, на выходные в миланскую оперу или венский музей, отдохнуть на теплом Средиземном море или прохладном Северном, посетить корриду или футбольный матч, не особенно заморачиваясь «процедурными вопросами»…

Но все эти, безусловно, приятнейшие опции доступны только счастливым обладателям биометрических паспортов. К моменту вступления в силу безвизового режима таковых оказалось не так много… Остальные желающие съездить в Европу встали в огромные очереди за биометрикой. Система оказалась не готова к такому наплыву, о чем мы уже не раз рассказывали нашим читателям.

Одним из тех, кто на себе ощутил услуги отечественного паспортного сервиса, оказался главный редактор «ФАКТОВ» Александр Швец, обратившийся в службу в августе, когда очереди за паспортами уже стали значительно короче и необходимость ночевать под сервисными центрами отпала. О том, с чем ему пришлось столкнуться, Александр Швец описал в двух постах в своем «Фейсбуке». Первый из них датирован 30 августа, второй — 23 сентября.

«Идете в ближайшую аптеку, покупаете мазь, три дня мажете ваши пальчики — и потом снова приходите к нам»

30 августа, среда

РЕКЛАМА

Все сложилось одно к одному. Как специально. Во-первых, вчера в столичном универмаге «Украина» наконец-то торжественно открыли широко разрекламированный (и нами в том числе) самый большой в Украине сервисный центр оформления новых зарубежных паспортов. Во-вторых, всевозможные эксперты на страницах всех газет (и нашей в том числе) авторитетно заявили: отпускной период закончился, два с половиной миллиона паспортов нового образца граждане получили, — значит, очередей теперь быть не должно. Но у нас ведь, сами знаете, быть не должно и нету совсем — две большие разницы. А дай-ка, думаю, проверю, как оно там на самом деле. Да к тому же в одном из двух моих действующих заграничных паспортов срок шенгенской визы через полтора месяца истекает. Так что всё равно скоро новый паспорт оформлять придется…


*Сервисный центр на третьем этаже столичного универмага «Украина» приятно поражает посетителей: много экранов, мягкие пуфики для посетителей, барные стойки с бутербродами… Даже представить невозможно, что здесь клиентов снова обманут — не стесняясь, не боясь наказания. Очень вежливо и очень ловко

РЕКЛАМА

Короче говоря, зарегистрировавшись предварительно в очереди в новом сервисном центре и получив соответствующий талончик под номером 262, направляюсь к назначенному времени в универмаг, так сказать, «Украина». Сразу отметил, что в последний раз я такое скопление народа наблюдал в вышеуказанном универмаге еще в советское время, когда люди сначала занимали очередь в любой из отделов и только потом спрашивали, за чем тут стоят. Сегодня и спрашивать не пришлось — практически все направлялись в новый сервисный центр на третий этаж. Увиденное там приятно поразило: новая блестящая керамическая плитка, много удобных экранов с указанием номеров, приближающихся к приему в 27 (!) отдельных кабинках, мягкие пуфики для желающих ожидать сидя, барная стойка с кофе-чаем-бутербродами для желающих ожидать стоя и перекусывая, кулеры с бесплатной (!) водой и стаканчики к ним в необходимом количестве (!)… Короче, все как в любом другом сервисном центре при зарубежных посольствах в Киеве. Только еще лучше — потому что теперь уже свое, то есть наше, то есть украинское, но уже практически на их западном уровне. Да, и еще. Чуть не забыл — невероятно вежливые сотрудницы. Настолько невероятно, что аж захотелось и тут хотя бы немножко чего-нибудь своего, то есть нашего, то есть простецкого, то есть такого, чтобы все встало на свои привычные места…

Долго ждать не пришлось. Нет, своей очереди как раз пришлось ждать все-таки долго, больше часа. А вот своего родного хуторянства долго ждать не пришлось. Заполнив все необходимые бумаги, заплатив за срочное изготовление паспорта (и тут же расписавшись в листике о том, что претензий за несвоевременное оформление паспорта вы ни к кому тут иметь не будете?!), мы перешли к процедуре сканирования пальчиков. Не пошла у нас эта процедура. Ну не пошла — и все. Перепробовали все имеющиеся у меня десять пальцев обеих рук — и ни один не отсканировался! Вы не поверите! Я и сам не поверил. «Может, у вас что-то с аппаратурой?» — спрашиваю. «Нет, это у вас что-то с вашими пальчиками», — вежливо так отвечают. «Да я с этими пальчиками почти сто стран проехал, — говорю. — Я уже тридцатый паспорт, наверное, получаю. И ни в одном посольстве ни одной страны такого сбоя с моими пальчиками еще не было, кроме нашей…» «А вы нашу страну не обижайте, — вежливо так попрекнули меня. — Она какая есть, но наша…» Это я и без них хорошо знаю.

РЕКЛАМА

Часа через полтора безуспешных попыток мне предложили письменно согласиться на выдачу паспорта без сканированных пальчиков. «Ну, а если у вас возникнет проблема, вы им там покажете справку, которую мы вам выдадим, о том, что у нас ваши пальчики не отсканировались. Или, если хотите, есть еще такой вариант. Идете в ближайшую аптеку, покупаете мазь (название я не запомнил), три дня мажете ваши пальчики — и потом снова приходите к нам. Может быть, тогда получится…» Не поверите, но я им не сказал: «Вы что, с ума сошли?! С какой стати я буду бегать по аптекам за мазями для одного места, если у вас тут сервисный центр паспортных услуг и никто не предусмотрел соответствующей процедуры на такой случай?!.» Ничего этого я им не сказал. Но не сказал так выразительно, что вдруг у девушек нашелся какой-то крем, которым мне смазали пальчики, и все получилось! «У кого же вы одолжили этот женский крем?» — обессиленно-счастливым голосом спросил я. Их простодушный ответ обескуражил меня окончательно: «Ни у кого мы не одалживали. И не женский это вовсе крем. Это гель. Специальный…» Знаете, так десятимесячный ребенок разводит руками, когда все неожиданное уже неожиданно случилось: ну вот так, ну получилось уже, ну не убивать же за это, ну с кем не бывает… И, знаете, как-то так очень вежливо у них это все получилось. Как на европейском уровне. Только с привкусом нашего, родного, хуторянского, долгоещетакого (одним словом)… Главное ведь — всё равно что-то делается. И в лучшую сторону. Наверное.

«Вы же сами подписали бумагу, что претензий к нам иметь не будете!..»

23 сентября, суббота

Я, конечно, предполагал, что широко разрекламированная система выдачи новых заграничных биометрических паспортов может быть построена на масштабном обмане, но верить в это не хотел. До последнего. Все-таки, когда к вопросу получения Украиной безвиза и всего, что с этим напрямую связано, было приковано столько внимания и высшего руководства нашей страны, и не высшего руководства Евросоюза, хотелось верить, что не обманут. Не посмеют. Побоятся. В очередной раз ошибся. Обманули, посмели, не побоялись.

Меня сейчас спрашивают знакомые и коллеги: неужели вы, с вашими-то возможностями, не могли получить новый паспорт по-быстрому и без проблем? Отвечаю им: мог. Но решил: хватит всем нам уже получать что-то, заходя то слева, то справа. Надо пытаться заходить прямо, как большинство, без блата и знакомств, на общих, так сказать, основаниях. Мы ведь сами каждый день пишем о том, что настоящая справедливость наступит только тогда, когда все будут ко всем относиться по закону. Вот я и решил в этом случае поступить, как все. И, конечно же, был беспощадно обманут. Как все.

Начнем с того, что заграничный паспорт у меня был с шенгенской визой, действующей до середины октября сего года. Вот почему, когда 30 августа, оформляя заказ на изготовление нового биометрического паспорта (происходило это, как я уже рассказывал, в самом крупном в Украине центре сервисных паспортных услуг на 3-м этаже универмага «Украина» в Киеве), мне дыроколом «погасили» старый заграничный паспорт с действующей европейской визой, я недоуменно поинтересовался: а нельзя ли это было сделать при выдаче нового? Действуем по инструкции — таким был ответ.

Ну хорошо, по инструкции, так по инструкции. Дальше — по инструкции — я заплатил 400 гривен за базовый пакет сервисных услуг на изготовление нового паспорта. «За срочное изготовление паспорта (в течение семи дней!) заплатить не желаете?» — эдак вкрадчиво поинтересовались у меня вежливые служительницы хорошо отлаженного механизма масштабной аферы. «Желаю», — ответил я, даже не подозревая, что становлюсь жертвой обмана. «Ну, тогда заплатите еще 810 гривен за срочность, — доверительно заглядывая в глаза (как обычно делают все аферисты), предложила мне служительница сервисного агентства и добавила: — Идите платите. Принесете квитанцию — продолжим оформление».

Принес квитанцию с оплатой за срочность — в течение семи дней. «Распишитесь вот здесь, здесь и здесь», — предложили мне. Я послушно расписался. На всякий случай уточнил: а что это я подписывал? «Отказ от претензий к нам в том случае, если ваш срочный заказ будет выполнен не вовремя», — уже другим, с нотками металлического безразличия, голосом ответила все еще подчеркнуто вежливая сотрудница аферистического сервиса. «То есть?..» — удивился я. «То есть через семь дней вы паспорт не получите, — спокойно сообщили мне. — И через десять дней не получите. И через пятнадцать дней тоже не получите свой новый паспорт». «А когда же получу?» — робко поинтересовался я. «Ну, дней через двадцать, не раньше…»

Вчера был 24-й день. На наш звонок в сервисную службу (самую лучшую в Украине, самую красивую, новую, четкую, европейскую… далее добавляйте сами услышанные в рекламе эпитеты) строго ответили: «Ваш паспорт еще не готов. И недели две еще точно готов не будет! — И сразу, упреждая любые вопросы и возмущенные реплики, заученно добавили: — Ну вы же сами подписали бумагу о том, что претензий к нам иметь не будете!..» Звучало это приблизительно так: ну что, идиоты, лоханулись? Ну, как мы вас сделали?.. Пенять теперь можете только на свою доверчивость.

Конечно, неприятно ощущать себя идиотом, что и говорить. Неприятно поверить широко разрекламированной первыми лицами государства (да еще и сознавая, что в этой рекламе, желая порадовать сограждан хоть какой-нибудь приятной новостью, участвовали и мы сами) — и быть в очередной раз нагло обманутым. Неприятно сознавать, что «по-левому» у нас можно, как и прежде, делать быстро и надежно, а типа «по-европейски» тебя снова обманут, глазом даже не моргнув.

В ближайшую среду с динамовцами, по давно сложившейся традиции, полететь на матч Лиги Европы уже не смогу. И это при том, что у меня был старый надежный паспорт с действующей шенгенской визой. Сервисные аферисты лишили меня такой возможности. А сколько еще сотен тысяч украинских граждан обманули они на сотни миллионов гривен, полученных таким же постыдным образом? Не стесняясь. Не боясь наказания. На глазах всей страны. Теперь уже на глазах всей Европы.

И мы после всего этого и многого другого подобного хотим, чтобы нам в мире верили?

Второй пост собрал сотни комментариев и 99 перепостов, что означает то, что тема зацепила многих. Одним из первым откликнулся руководитель пресс-службы ГП «Документ» Владимир Полищук.

Владимир Полищук. За законом громадяни можуть мати лише два діючих паспорти для виїзду за кордон.

О том, как обсуждение развивалось дальше, — читайте сами.

Александр Швец — Виталий Мигашко. Я согласен, чтобы гасили, как вы говорите, паспорт. Но логичнее (и правильнее!) было бы гасить при выдаче нового, а не при оформлении заказа на его изготовление. Тем более зная, что этот заказ может выполняться не один месяц.

Александр Швец — Анна Дзюба. Я о смысле этого поста расскажу вам чуть позже. Потому что, в отличие от тех, кто «сопли разводит», как вы интеллигентно тут выразились, я буду доступными мне законными методами добиваться изменения ситуации в системе выдачи новых паспортов. И должен заметить, что реакция на это сегодняшнее наше обсуждение в «Фейсбуке» уже последовала… Надеюсь, отмеченные мною и моими друзьями по ФБ не огульные, а грамотные и аргументированные замечания будут объективно восприняты руководством всей этой службы. Люди должны будут вскоре ощутить это на отношении к каждому.

«Чому тоді беруть гроші за семиденне оформлення і так обманюють людей?»

Иванна Климпуш-Цинцадзе (вице-премьер по вопросам евроинтеграции. — Ред.). Максим Соколюк, це питання ДМС чи якихось додаткових сервісних «присмоктувачів»? Подібні історії чую далеко не вперше!

Максим Соколюк (руководитель Государственной миграционной службы. — Ред.). Виробник завантажений на 1—1,5 місяця вперед.

Иванна Климпуш-Цинцадзе. Чому тоді беруть гроші за семиденне оформлення і так обманюють людей, прикриваючись папірцями про те, що людина не матиме претензій, якщо невчасно буде надана послуга? Якщо такої можливості нема, то це неподобство послугу пропонувати та брати кошти. Як це можна припинити зараз? Хто має понести покарання?

Инна Кузнецова. Наша колега теж сплатила за терміновість, вже місяць пройшов, доньці в Мадрид на змагання летіти, а паспорта нема.

Игорь Кошеватский. А интересно… Максим Соколюк… Вам и вашим родственникам, друзьям, влиятельным особам в АП, КМУ и ВР тоже приходилось ждать «по-срочному» более 24 дней? Не говоря уже, что «по-обычному» люди ждут вместо 20 более 60 дней… Может, в отставочку за такой провал подадите вместо смайликов???

Іван Жубіль — Владимир Полищук. Пане Володимире! Пані Іванна слушно зауважила. Чому берете кошти за послугу, зазделегідь знаючи, що її не надасте? Хай і не з вашої вини. Тоді не беріть кошти. І баста!

Александр Швец — Иванна Климпуш-Цинцадзе. Я дуже дякую вам, пані віце-прем'єр-міністр, за підтримку моєї позиції з цього питання. Мені здається, що ви чітко виокремили якраз головну претензію людей, з яких беруть гроші за терміновість, наперед знаючи, що ця оплачена людьми терміновість виконана не буде.

Саме це я вважаю невипадковим обманом… Навівши порядок у цілком цивілізованій справі, ми зможемо продемонструвати свою готовність виправляти очевидні помилки. І, на мій погляд, немає нічого образливого у тому, щоб декому з чиновників, визнавши помилку, виправити її і тим самим знайти розуміння серед людей.

Александр Швец — Максим Соколюк. Очевидно, пане Максиме, ситуація саме така. Та хіба це виправдовує тих, хто, знаючи напевно про таку ситуацію, продовжує брати з людей додаткові (чималі!) гроші «за терміновість виконання послуги»?!

Владимир Полищук. Ажіотаж зробив свою справу. До травня місяця терміни 7 та 20 рабочих днів суворо дотримувалися. Десь у червні поліграфкомбінат «Украина» був завалений замовленнями так, що його потужностей стало бракувати. Тому терміновий заказ друкується десь близько місяця, не терміновий — два-три. Це реальність. До речі, «Паспортний сервіс» не бере зайвих грошей за терміновість. Тариф однаковий.

Александр Швец — Владимир Полищук. А за що ж тоді бере? Якщо знає, що терміновості — в силу певних причин — забезпечити не може, а додаткові гроші у сумі 810 грн бере, тоді за що саме?! Можете популярно пояснити не тільки мені?


*На квитанциях четко указано: 810 гривен 32 копейки клиенты паспортного сервиса платят за изготовление документа в течение семи рабочих дней

Владимир Полищук. 810 грн 32 коп. Це адмінпослуга, бланк і його персоніфікація. Жодна копійка із цих грошей не залишається у підприємстві.

Иванна Климпуш-Цинцадзе. Звернулася до керівництва ДМС, щоб ще раз переглянули, як можна проблему вирішити, допоки є прогнозовані затримки. З пояснень розумію, що ситуація така може зберігатися до кінця року. Переконана, що необхідно принаймні активно це комунікувати, щоб громадяни могли планувати відповідно.

Оксана Панасівська (известный TV-менеджер. — Ред.). Да… Такая же история с моей сестрой и тремя племянницами: срочно, а в итоге нет. Но, Александр Ефимович, для меня самое ужасное в этом, что я даже не удивилась, даже не возмутилась и посоветовала: да ладно, плюньте, не расстраивайтесь. Вот эта обреченность наша — пугает.

Александр Швец. Честно говоря, Оксаночка, у меня к этому такое же отношение, как и у вас. А рассказать решил… Ну, это как моральная компенсация за нанесенный моральный же ущерб.

Михаил Корниенко (бывший первый заместитель министра внутренних дел Украины. — Ред.). А.Е., это уже не просто афера, это преступление! Направляйте заявление в полицию! И пусть реагируют по закону!

Александр Швец. Шутить изволите, Михаил Васильевич?

Михаил Корниенко. Да какие тут шутки, Александр Ефимович?! Пусть хоть зарегистрируют…

Эдуард Багиров (известный правозащитник. — Ред.). Поддерживаю предложение Михаила Васильевича! Необходимо подать исковое заявление с требованиями возместить материальный и моральный ущерб в размере минимум 1 000 000 гривен. Готов подготовить образец искового заявления для обманутых граждан Украины.

Александр Швец — Эдуард Багиров. Эдуард, я прошу вас не горячиться. Задача ведь не в том, чтобы организовать людей к массовому написанию исков. Это я считаю нерациональным и неправильным применением сил. Задача в том, чтобы поднимаемые нами проблемы (если их постановка законна и справедлива) решались государством на благо людей. В обсуждаемом нами случае, мне кажется, справедливого решения проблемы можно добиться цивилизованно и достойно. Без всяких массовых акций. И в данном конкретном случае мы сможем добиться исправления отмеченных ошибок. Вот увидите. Все вместе увидим. И с каждым таким цивилизованным решением проблем наша Украина все больше будет становиться похожей на по-настоящему демократическое европейское государство.

К сожалению, из-за дефицита газетных площадей опубликовать всю фейсбук-переписку по этому вопросу мы не можем. Но, поверьте (или проверьте), введенных в заблуждение чиновниками, придумавшими очередную схему — деньги берем за срочное изготовление, заранее зная, что такового не будет и прикрывшись распиской об отсутствии претензий, — очень много. Так что будем все-таки решать проблему или продолжать оправдывать эту аферу?!

1347

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів