На въездах в населенные пункты "Укравтодор" начал строить "островки", принуждающие к снижению скорости движения
Пока Кабинет министров Украины раздумывает, стоит ли внедрять в жизнь проект «Укравтодора» о снижении скорости движения в городах до 50 километров в час, дорожное ведомство в конце сентября заявило об очередном предложении, достаточно неожиданном. Кроме того, глава «Укравтодора» сообщил, что в Украине уже начата реализация долгосрочного стратегического плана по строительству специальных инженерных сооружений, позволяющих снизить скорость движения. «ФАКТЫ» разбирались, каких сюрпризов следует ожидать в ближайшем будущем отечественным водителям.
Убытки от аварий на дорогах составляют 40 миллиардов гривен в год
«ФАКТЫ» уже сообщали о том, что инициатива главы «Укравтодора» Славомира Новака по снижению скорости движения в населенных пунктах до 50 километров в час получила одобрение всех профильных ведомств и готовится к вынесению на рассмотрение Кабмина (см. «ФАКТЫ»). С того времени прошел месяц, но правительство пока не приступило к рассмотрению этого предложения.
Дорожное ведомство в конце сентября распространило в СМИ заявление о намерении содействовать продвижению рекомендаций международной консалтинговой компании COWI по вопросам дорожной безопасности и Европейского инвестиционного банка, направленных на снижение аварийности на украинских автодорогах. В частности, «Укравтодор» сообщил, что Всемирный банк провел исследования, в ходе которых выяснилось, что в Украине очень низкий уровень безопасности и, как следствие, один из самых высоких в мире уровень травматизма и смертности на дорогах.
Так, в прошлом году в нашей стране в ДТП погибли 4003 человека и пострадали более 31 600 человек. Количество погибших на 100 тысяч населения в Украине составляет 13,5 человека, тогда как в Польше — 10,3, в Чехии — 6,1, в Германии — 4,3 человека. Совокупные годовые убытки от аварий в нашей стране достигают 40 миллиардов гривен.
В заявлении «Укравтодора» говорится: «Международные эксперты пришли к выводу, что основными проблемами на дорогах Украины остаются высокий лимит скорости в населенных пунктах (60, 90 и 110 километров час), высокая фактическая скорость, свободный доступ пешеходов к дорогам (даже на дорогах с 4—6 полосами), отсутствие в населенных пунктах тротуаров и движение пешеходов по обочине, большое количество переходов в одном уровне и мало переходов в разных уровнях. По заключению экспертов, пешеход, сбитый автомобилем на скорости 60 километров в час, имеет шанс выжить только в 30 процентах случаев, а при скорости 50 километров в час шанс выжить увеличивается вдвое — до 60 процентов».
Как утверждают зарубежные специалисты, чтобы застраховать пешеходов от наезда, следует дополнительно снижать скорость перед наземными пешеходными переходами. Таким образом, вполне возможно, что предложение дорожного ведомства вскоре будет воплощено в жизнь, и украинских водителей ждет не только снижение общей скорости движения в городах до 50 километров в час, но и еще более строгое ограничение скоростного режима перед «зебрами».
Есть и другие рекомендации от международных аудиторов по безопасности. Среди основных отметим сдерживание транспортного потока в населенных пунктах путем уменьшения количества и ширины полос, принятие принципиального решения по регулированию смешанного потока в населенных пунктах, определение приоритетности движения, отсутствие прямого доступа пешеходов к дорогам, строительство ограждений в населенных пунктах.
Пока Кабмин раздумывает, стоит ли снижать скорость движения в городах, «Укравтодор» уже начал внедрять в жизнь некоторые из предложений зарубежных специалистов. Так, по словам Славомира Новака, ведомство разработало стратегический план по строительству в нашей стране различных инженерных сооружений для снижения скорости на дорогах (Traffic calming measures).
— Такие инженерные решения, как «островки», кольцевые, красные «зебры» на пешеходных переходах, — наш стратегический план на три года по повышению безопасности движения, — сообщил глава «Укравтодора» Славомир Новак. — По Украине в течение этого срока хотим построить 500 новых кольцевых, тысячу красных надземных переходов, а также «островки». Сколько их необходимо, будем считать.
Построенный в Лохвице (Полтавская область) так называемый «островок», принуждающий снижать скорость движения, — это первый пример применения стратегии по повышению безопасности, сказал Славомир Новак. Всего в текущем году в Полтавской области запланировано строительство восьми таких развязок. «Островки» — это одно из множества инженерных решений, которое можно увидеть в странах Европейского союза. Они позволяют вполовину снизить скорость движения на въездах в населенные пункты.
Сужение городских полос может снизить скорость движения, повысив при этом аварийность?
«Укравтодор» собирается реализовать еще одну рекомендацию международных экспертов — по сужению ширины полос на городских автодорогах с 3,75 до 3 метров. Соответствующий проект сейчас находится на рассмотрении в Минрегионразвития.
Изначально полосы шириной 3,75 метра были позаимствованы из американской практики, где полосы движения в среднем равны 12 футам (3,65 метра). Для США это было обосновано: американцы всегда любили большие автомобили. Для киевских автомобилистов узкие полосы не станут диковинкой — такие уже имеются на улице Владимирской и на Московском мосту. Международные эксперты утверждают, что узкие полосы и близкое соседство по потоку не позволяют водителям излишне расслабляться, стимулируя их быть более сконцентрированными и внимательными на дороге.
В предыдущем материале, посвященном предложению «Укравтодора» по снижению скорости в городах до 50 километров в час, мы попросили отечественных экспертов в сфере безопасности дорожного движения и рядовых водителей дать оценку этой идее. Напомним, что в целом ее восприняли негативно. Эксперты спрогнозировали, что низкая скорость спровоцирует дорожный коллапс и неприменима для нашей городской среды (см. «ФАКТЫ» от 31.08.2017). Сегодня мы решили изучить общественное мнение и по поводу новых идей дорожного ведомства.
— Сужение ширины полос спровоцирует рост дорожных аварий, — считает Дмитрий, киевский водитель с 18-летним стажем. — Узкие полосы «нарисованы» на Московском мосту, и я стараюсь ездить по нему как можно реже. Чувствую себя некомфортно — машины идут слишком близко друг к другу, и одно неосторожное движение грозит бортовым зацеплением. Даже объехать яму не получится, а ведь качество наших дорог заставляет учитывать и такие варианты. Зато строительство развязок перед въездом в населенный пункт — отличное предложение. «Островки» действительно позволят снизить скорость движения. По себе знаю, что, проехав длинную дистанцию по загородным магистралям, даже в черте города по инерции продолжаешь держать высокую скорость. А «островок» вынудит перестроиться на городской темп езды.
Полностью одобрил предложения международных экспертов по строительству инженерных сооружений, вынуждающих снижать скорость, и столичный водитель Андрей, имеющий 10-летний стаж:
— Мне приходилось ездить на машине за рубежом. Там полосы на дорогах заметно уже, чем у нас, при этом все машины едут достаточно живо. Я чувствовал себя более собранным и сконцентрированным, что, в свою очередь, повышает безопасность — нет возможности зазеваться. Доказали свою эффективность и круговые развязки («островки») — когда их много, то особо не разгонишься, так как перед развязками приходится дополнительно снижать скорость. Нередко также приходилось встречать перед пешеходными переходами дорожные знаки, дополнительно ограничивающие скорость движения до 40 километров в час. Это существенно повышает безопасность людей на «зебре».
Известный украинский правозащитник и автор книги «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев тоже критикует рекомендации международных экспертов относительно сужения полос.
— Сужение полос уменьшает водителям пространство для маневра, — считает юрист. — То, что таким образом удастся снизить скорость движения в городах, — это однозначно. Но вместе с тем такое изменение повлечет за собой увеличение аварийности. В правилах дорожного движения существует понятие безопасного интервала между машинами. При сужении полос говорить о безопасном интервале не приходится, так как он будет отсутствовать. У водителя снижается возможность маневра, а при наших дорогах, где выступают канализационные люки, где множество ям, не иметь места для маневра очень плохо. Для идеальных дорог такой шаг можно рассматривать, но повсеместно это предложение применять не стоит.
494Читайте нас у Facebook