ПОИСК
Політика

Юрий бойко: «у нас раньше и в помине не было такого понятия, как штрафы за недобор газа»

0:00 26 грудня 2009
Інф. «ФАКТІВ»
Министр топлива и энергетики в оппозиционном правительстве считает, что голубое топливо для украинских предприятий в следующем году подорожает на 30 процентов, и это приведет к росту цен на продукцию и товары отечественной промышленности

Традиционная новогодняя газовая война пока, похоже, не намечается. Украина договорилась с Россией о переносе срока платежей за потребленный в декабре газ на 11 января. Цена голубого топлива для Украины в первом квартале 2010 года, по заявлению «Газпрома», составит 300-310 долларов за тысячу кубометров. В то же время украинское правительство заявляет о достижении баланса с Россией в газовых отношениях.

Помочь разобраться в ситуации «ФАКТЫ» попросили народного депутата, заместителя председателя Партии регионов, министра топлива и энергетики Украины с 2006-го по 2007 год Юрия Бойко.

«Необходимо возвращаться к системности в отношениях Украины с Россией»

- «Газпром» обещал не штрафовать НАК «Нефтегаз Украины» за недобор российского природного газа. Можно ли сегодня говорить о каких-либо достижениях в газовых отношениях с Россией?

- В сфере поставок энергоносителей принципиально важны две вещи. Первое — цена газа, который входит в страну, второе — гарантии его поставки. О каких достижениях можно говорить, если в 2009 году мы получили энергоноситель значительно дороже, чем в прошлом? В страну поступил газ по неподъемной для нашей промышленности цене. В 2008 году он стоил 179 долларов, а в первом квартале нынешнего года цена на границе составила 360 долларов за тысячу кубометров. При этом Европе газ почему-то обходится дешевле. Кроме того, у нас раньше и в помине не было такого понятия, как штрафы за недобор газа. Это нововведение, к сожалению, допустило нынешнее правительство при составлении контракта 19 января 2009 года. «Благодаря» этому документу мы также транспортируем российский газ в Европу в два раза дешевле, чем наши ближайшие соседи за рубежом. То есть если транзит газа через Украину стоит менее двух долларов за тысячу кубометров, то через территорию Словакии и Венгрии — четыре доллара, Германии — около шести, Дании — девять.

РЕКЛАМА

- Как вы считаете, чего ждать простым гражданам в следующем году? Будет ли дорожать газ?

- Газ для населения поставляется из собственной добычи и до президентских выборов, естественно, дорожать не будет. Но если энергоноситель станет дороже для промышленности, то возрастет стоимость тех товаров, которые выпускают отечественные предприятия. А газ для украинских промышленных предприятий подорожает в следующем году примерно на 30 процентов.

РЕКЛАМА

- Как президентские выборы могут повлиять на отношения Украины и России в газовой сфере?

- Надеюсь, что с приходом к власти Виктора Януковича отношения Украины с Россией, которые сегодня находятся в стадии конвульсий, будут полностью пересмотрены, в том числе и в газовой сфере. Сейчас отношения между нашими странами строятся на уровне вопросов: заплатит ли Украина за энергоносители в этом месяце или нет, банкрот или не банкрот НАК «Нефтегаз» и так далее. Два года назад, при правительстве Виктора Януковича, подобных вопросов не возникало, скандалов не было и ситуация с поставками газа была спокойной. Но когда Президент Виктор Ющенко говорит одно, премьер-министр Юлия Тимошенко — другое, делегация переговорщиков из «Нефтегаза» — третье, то в условиях такой «согласованной» политики и появляется невыгодный для Украины газовый контракт. При этом какие-то масштабные совместные украинско-российские проекты сегодня даже не рассматриваются. Поэтому необходимо возвращаться к системности в отношениях Украины и России и выработке новых взаимовыгодных подходов.

РЕКЛАМА

«В стране полностью отсутствует кредитование реального сектора экономики»

- Юрий Анатольевич, как вы считаете, будет ли вторая волна кризиса?

- На самом деле у нас еще первая волна кризиса не прошла. Вот уже год, как страна живет в долг, благодаря внешним заимствованиям, и лихорадочный поиск денег по всему миру продолжается. Есть кризис и в головах наших правителей. Не нужно изобретать велосипед, достаточно просто посмотреть, как из финансового кризиса успешно выходят такие страны, как Китай, Канада или Германия. Они, во-первых, закрыли границы для импорта, во-вторых, снизили налоговую нагрузку на своего производителя и, в-третьих, дали деньги в реальный сектор экономики. Наши власти, наоборот, открыли границы и завалили страну импортными товарами.

В то время, когда весь мир снижает налоги для своих производителей, украинское правительство, наоборот, увеличивает их. К тому же в стране полностью отсутствует кредитование реального сектора экономики. Власть реагирует только на чрезвычайные происшествия вроде полной остановки химической промышленности. Но предвидеть проблемы и заранее оказывать помощь не умеет. Не говоря уже о том, чтобы лоббировать интересы отечественных предприятий на внешнем рынке и создавать комфортные условия для бизнеса.

- А что, по вашему мнению, будет с ценами на бензин?

- Цены на нефть в мире сегодня стабилизировались, и, думаю, резких скачков в ближайшее время не будет. Но для нашей страны крайне важно внимательно относиться к проблемам собственной нефтепереработки, а не закупать, как сейчас, импортный бензин. Нужно покупать нефть и производить топливо на отечественных предприятиях. Ведь это гарантия рабочих мест, качества продукции и поступления налогов в бюджет. Сегодня ситуацию просто пустили на самотек. Если с 2006-го по 2007 год, когда правительство возглавлял Виктор Янукович, импорт бензина составлял максимум 20 процентов, то за последние два года он увеличился до 50 процентов. Кроме того, мы, будучи у власти, создали стабилизационный фонд нефтепродуктов, с помощью которого в случае необходимости сбивали цены на рынке, а сейчас правительство этим вопросом вообще не интересуется.

308

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів