«Нибулон» разбивает скалы
В августе 2007 года в акватории порта города Каменское Днепропетровской области (тогда — Днепродзержинск) произошло чрезвычайное происшествие. Круизный лайнер «Принцесса Днепра» снесло с фарватера на скалистую мель, где он получил пробоину. Туристов пришлось эвакуировать в порт с видом на дымящие трубы меткомбината.
Сам себе дноуглубитель
Через десять лет, осенью 2017-го, компания «НИБУЛОН» именно в этом месте провела экспериментальные работы по углублению скалистого дна для улучшения судоходства по Днепру.
В компании «Укрводпуть», которая отвечает за содержание судового хода («трассы» для судов с максимальной глубиной), признают: акватория Каменского — самое опасное место на Днепре. Если илистое дно в районе от Киева до Кременчуга и ниже Запорожья легко можно почистить сравнительно несложными механизмами, то «пороги» между двумя дамбами ГЭС нужно дробить.
В советское время их взрывали динамитом. Однако сегодня такой способ дноуглубления невозможен: на берегу находится меткомбинат, другие сложные производства, хранилища и дамбы. Взрывы могут создать аварийные ситуации на предприятиях, вывести из строя технологические линии. Кроме того, они отрицательно влияют на экологию, в частности на фауну акватории. Для разработки таких грунтов в стране не было ни техники, ни специалистов. У предприятия «Укрводпуть», которое от имени государства отвечает за поддержание рабочих глубин на крупнейших реках страны, не было финансирования.
Компания «НИБУЛОН» начала возрождать грузовые перевозки по Днепру в 2009 году и поднимала вопрос дноуглубления еще тогда. Но дело уперлось в разрешения (десятки различных бумаг совместно с предприятием «Укрводпуть» получали около пяти лет), а после их оформления — в отсутствие техники.
Поискав в Европе и в странах СНГ и не найдя подходящих вариантов, в компании решили строить уникальное для Украины судно с мощным гидромолотом — на собственном судостроительном заводе в Николаеве. В проект (судно с двумя саморазгружающимися шаландами) вложили 14 миллионов долларов, которые выделил Европейский инвестиционный банк. Судно построили всего за пять месяцев и назвали «Николаевец». После этого появилась возможность вернуться к вопросу дноуглубления и на самом проблемном участке возле Каменского.
— Это уникальное событие, уникальное потому, что первое в Украине судно, построенное из украинского металла, разработанное украинскими конструкторами, на котором трудоустроены украинцы, проводит уникальные работы, никогда раньше не осуществлявшиеся на Днепре, — отметил генеральный директор компании «НИБУЛОН» Алексей Вадатурский. — Мы говорим: не нужно искать иностранные компании, китайцев, бельгийцев. Мы, украинцы, способны сделать это сами.
На экспериментальной площадке в акватории Каменского компания углубила всего 750 квадратных метров дна на 40 сантиметров. В общей сложности проблемные участки есть на 14 «воротах» на протяжении 47 километров. По оценкам «Укрводпути», нужно раздробить и поднять со дна порядка 20 тысяч кубических метров камня. Это примерно 760 вагонов. Породу используют для укрепления берегов в городе и окрестностях.
После проведения экспериментального дробления предприятие «Укрводпуть» сможет рассчитать реальную рыночную стоимость углубления 1 кубометра скальных пород. А после этого — объявить тендер на проведение таких работ, при наличии финансирования. По мнению специалистов, реальные шансы победить на тендере есть и у «НИБУЛОНа».
— Мы уверены, что сможем предоставить лучшую цену этой услуги, поскольку нам не нужно транспортировать флот из Европы, у нас уже есть собственный самый современный гидромолот, способный работать в условиях быстрого течения и с такими скальными породами, — заявил Алексей Вадатурский. — Это не только современный, но и экологически чистый способ дноуглубления.
Вернуть былую славу Днепру
Для судоходства и экономики страны эффект дноуглубления сложно переоценить. Во-первых, увеличить проходимость Днепра и поддерживать ее на определенном уровне (3,65 метра при нынешних 3,2 метра на дистанции от Киева до устья в Черном море) — это обязательства Украины перед Европейским союзом в рамках договоренностей о развитии важнейших внутренних водных путей. А Днепр — это часть европейской водной трассы Е40.
Во-вторых, углубление дна позволит повысить эффективность грузоперевозок. В «НИБУЛОНе» отмечают, что из-за мелкого скалистого дна грузоперевозчики и судовладельцы сегодня вынуждены на 30 процентов недогружать свои суда, следующие выше порогов в Запорожье. А это более дорогой фрахт и низкая конкурентоспособность речных перевозок по сравнению с железной дорогой.
По оценкам Алексея Вадатурского, если сегодня по Днепру за год перевозится не более 3—4 миллионов тонн грузов, то только благодаря углублению дна на проблемных скалистых участках уже в ближайшие несколько лет удастся увеличить эту цифру до 10 миллионов тонн. Если же подойти к проблеме более комплексно — наладить международные водные перевозки, например из Беларуси, а также решить вопрос об отмене высоких акцизных сборов, составляющих до 30 процентов стоимости топлива для водного транспорта украинских судоходных компаний, — то в среднесрочной перспективе вполне реально вернуть лучшие советские показатели грузоперевозок по Днепру — на уровне 60 миллионов тонн в год.
Однако, утверждает гендиректор «НИБУЛОНа», в правительстве не в восторге от идеи скального дноуглубления силами компании.
— Нашим проектом искренне интересуется только премьер-министр Владимир Гройсман. Он был на предприятии, видел, какие технологии мы планировали применить для строительства этого уникального судна, — рассказал Алексей Вадатурский. — Знает о проведении нами экспериментальных работ и приветствует такую деятельность. Однако в других министерствах, в частности в Мининфраструктуры, которое должно заниматься подобными проектами, никакой поддержки мы не чувствуем, а встречаем лишь противодействие и даже беспочвенные обвинения в якобы попытках монополизировать Днепр! Как можно объяснить министру, что, если дноуглубление будет выполнено «НИБУЛОНом», мы не поставим шлагбаум и не запретим другим субъектам хозяйствования пользоваться рекой. А разве при улучшении экономики фрахтования суда, в том числе иностранные, не активизируют перевозки по Днепру?
По словам гендиректора «НИБУЛОНа», правительства других государств, в отличие от исполнительной власти в Украине, живо интересуются возможностью использовать уникальный опыт и технологии «НИБУЛОНа» для решения аналогичных проблем на собственных внутренних реках. Так, запросы о работе «Николаевца» уже озвучили в правительствах Беларуси, Турции, Египта.
497Читайте нас у Facebook