Именем погибшего в зоне АТО грузинского добровольца Гиорги Саралидзе назвали звезду в созвездии Девы
Доброволец Вооруженных Сил Украины — боец 57-й отдельной мотопехотной бригады младший сержант Гиорги Саралидзе (позывной «Гюрза-2») — погиб от выстрела вражеского БТР утром 31 октября близ поселка Опытное Донецкой области. Прощались с ним в Запорожье, где остались близкие ему люди.
«Через несколько дней Гиорги признался своему побратиму: «Все, я пропал — женюсь»
«Якорем» на казацкой земле для уроженца Тбилиси Гиорги Саралидзе стала его любимая Оксана. Для нее Гия по прежнему жив, только теперь стал далекой звездой в ночном небе…
С журналистами женщина не общается, но для «ФАКТОВ» сделала исключение.
На столике — портрет бойца с траурной лентой, шевроны подразделений «Азов», где он служил, и его группы «Тайпан», накрытая стопка спиртного, обгоревшие толстые свечи — голубая и желтая, сертификат, подтверждающий, что отныне в созвездии Девы есть звезда с названием «Генерал Гиорги Саралидзе», и стеклянный шар, в котором она изображена.
— Но почему генерал, если в грузинской армии он был подполковником, а в украинской, невзирая на прошлые заслуги и звания, только младшим сержантом? — спрашиваю у Оксаны.
— Как говорил Гиорги, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, — печально улыбается Оксана Саралидзе. — Естественно, он как профессиональный военный рассчитывал служить и дальше и, наверное, мог дослужиться до генерала. Гия посвятил жизнь военному делу, хотя в Украину в октябре 2014-го приехал воевать не ради звания. Когда случилось это несчастье, я рыдала: «Ну как же, ты же хотел стать генералом…» Брат Алексей обнял меня и сказал: «Ксюшенька, он у нас будет генералом». И вот теперь есть звезда с именем мужа.
Оксана объясняет, что Гиорги родился в сентябре 1977 года, под созвездием Девы, — поэтому и звезду выбирали именно в этом созвездии.
— Он был единственным ребенком в семье, причем княжеской крови! — рассказывает Оксана. — Его мама происходила из древнего рода Багратиони, была судьей Конституционного суда Грузии. По отцовской линии у него все военные — и папа, и дедушка, и прадедушка. Отец погиб в борьбе за независимость Грузии в грузино-абхазской войне (1992—1993 годов), когда Гия был еще подростком. Он и сам в 13-летнем возрасте вступил в Легион грузинских соколов, а в 15 лет — в Нацгвардию, где служил его отец. Окончил разведывательный факультет военной академии в Тбилиси, факультет контрразведки военной академии в Стамбуле и заочно Тбилисский госуниверситет по специальности «право», получив диплом юриста. И стремился все свои знания передать тем, кто служил под его началом, называя их «мои сыны».
Оксана рассказывает, что Гиорги прекрасно пел и был очень образованным человеком: знал наизусть стихи Шиллера и Данте, фрагменты поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»… Он и сам писал стихи и прозу, а также рисовал. Несколько его картин теперь украшают стены квартиры. Однажды он продиктовал жене такие провидческие строчки: «От жизни до смерти — лишь секунда. У человека есть две жизни: одна — когда он родился и жил до смерти, вторая — когда он умер и оставил свое имя и воспоминания о нем. Если его помнят разные народы и о нем пишут песни, и в честь него называют детей, он живет во веки веков».
Судьба свела Оксану и Гиорги на территории Запорожской областной клинической больницы.
— Я ходила в больницу на курсы повышения квалификации по физиотерапии, хотела восстановить свой диплом медика, и прямо во дворе познакомилась с Гией, который находился на лечении, — вспоминает Оксана. — Оказалось, что 18 апреля 2015 года в Широкино в бою погиб его друг, земляк и тезка Георгий Джанелидзе с позывным «Сатана». А мой Гиорги был ранен. Об этих ребятах рассказано в документальном фильме «Брат за брата», который снял военкор «Азова» Руслан Ганущак. Ранение у Гии было очень тяжелое, он поначалу находился без сознания. Ну, а когда лежал в Запорожье, то нога у него «повисла», ходить он не мог. Но это была любовь с первого взгляда — у него и у меня! Прошло несколько дней, и он признался своему побратиму: «Все, я пропал — женюсь».
«Хирурги сказали: «Нужна операция — у вас осколки в поясничном отделе. А потом и лезгинку станцуете»
Несмотря на то что передвигался раненый только на костылях, а врачи пугали, что он вообще может потерять ногу, Гиорги рвался на передовую, тогда еще в полк «Азов», из которого он впоследствии перешел в 92-ю бригаду ВСУ, а незадолго до гибели — в 57-ю отдельную мотопехотную бригаду.
— У него такая сила духа была, такая энергия, что недуг был просто незаметен, он никогда не жаловался на недомогание и даже видом не показывал, что ему плохо, — рассказывает Оксана. — Но сосудистый хирург убеждал: «Вам опасны такие нагрузки». И я Гиорги упрашивала, чтобы он оставался уже дома и не воевал. А он ответил: «Ксюша, как я могу спокойно спать, когда знаю, что идет война? Как я смогу спокойно уснуть, если знаю, что там ребята в окопах, им нужна помощь и что профессионалов очень мало?!» Однажды он прислал мне на мобильный телефон фотографии разрушенных домов на линии фронта: «Вот видишь, Ксюша, что творится. Я не хочу, чтобы такое было с нашим домом. Я хочу, чтобы они не пришли сюда».
— Но лечение-то дало свои результаты?
— Это удивительная история! Я заметила, что никакого улучшения в плане здоровья нет, даже наоборот, ухудшение. Подруга посоветовала мне обратиться в нейрохирургию 5-й больницы. Там собрали консилиум. Врачи оказались не только замечательными специалистами, но и настоящими патриотами. Я благодарна всем им, и в частности заведующему нейрохирургическим отделением Дмитрию Ивахненко. Мужа обследовали и сказали: «Нужна операция — у вас осколки в поясничном отделе. А через год после операции станцуете лезгинку». И направили в Киев, где на это можно было привлечь средства Министерства обороны.
Мы поехали в столицу, сначала в Институт хирургии и трансплантологии имени Шалимова. Потом мужа перевели в Институт нейрохирургии, сделали операцию (у него к тому времени стопа уже вообще не двигалась и поменяла цвет, был поставлен диагноз парез стопы). Из тела Георги извлекли 14 маленьких осколков, которые не были видны на рентгенограмме. И на второй день после операции начал двигаться палец, а на четвертый день он мог ступать на эту ногу и ходить! Кстати, лезгинку он станцевал даже не через год, а раньше, и прислал мне это видео с передовой.
С болью в голосе Оксана рассказывает перипетии с подачей заявления в загс. Впервые они пытались официально оформить свои отношения в начале 2016 года. Но в районном Хортицком отделении документы не приняли, так как грузинский доброволец, находясь на передовой, просрочил визит в миграционную службу. После того как заплатили штраф, Гиорги получил вид на жительство. Оксана на росписи не настаивала, но законной женой ее хотел видеть Гиорги. Но и в следующий раз, когда боец ненадолго приехал к любимой с передовой, заведующая вновь дала «от ворот поворот». На этот раз не оказалось мокрой печати нотариуса на переводе паспорта иностранца. Заверения, что на следующий день все будет в норме, не подействовали. Дошло даже до конфликта.
— Гия тогда возмутился: «Вы можете хотя бы проявить уважение, ведь я сюда приехал не помидорами торговать, я тут свою жизнь отдаю за украинский народ и за Украину», — вспоминает ту ситуацию Оксана. — А он накануне получил медаль «За защиту Мариуполя». На что заведующая выдала: «Что вы говорите? От кого его надо было защищать? Никакого там нападения не было». То есть спустя два года войны человек имеет такую позицию! Гиорги возмутился: «Что вы говорите? Вы только что оскорбили всех ребят, которые там погибли…» После этого я вообще сказала, что расписываться не будем.
И тогда они решили обвенчаться. Но в храме сообщили, что это невозможно без свидетельства о браке. Грузин отчаялся: «Богу что, свидетельство нужно?» Лишь осенью третья попытка, уже в Центральном загсе, увенчалась успехом. Здесь еще и поблагодарили: «Спасибо за все, что вы делаете для Украины».
*На свадьбу Оксана и Гиорги надели вышиванки, привезенные из Ивано-Франковска. Фото из семейного альбома
— Пришли мы 6 сентября, а 8 сентября у Гии день рождения, — продолжает Оксана. — И он сказал, что хотел бы на свой день рождения расписаться. Мы всего за полтора дня сами себе подготовили праздник, закупили продуктов и всю ночь на кухне под грузинскую музыку готовили национальные блюда. Отмечали свадьбу дома, в компании 25 самых близких людей — моих родных, его боевых побратимов и наших общих друзей. Вопрос с праздничной одеждой тоже решили быстро. Гиорги предложил надеть вышиванки, привезенные из Ивано-Франковска. «Но они же черные!» — засомневалась я. — «А в стране война, Ксюша» — прозвучало в ответ. Вместо фаты он купил мне украинский веночек.
«Можно поминать родного человека у могилы. А можно смотреть вверх, в небо»
Документальный фильм «Брат за брата», о котором упоминала Оксана, длится меньше получаса и выстроенного сюжета не имеет — это фронтовые будни добровольческого подразделения. В один из моментов в кадре у вечернего костра сослуживцы пьют чай, беседуют о независимости держав, грузины поют национальную песню… И тут Саралидзе говорит: «Мы — адский экипаж для Путина (перечисляя позывные соотечественников): „Сатана“, „Скорпион“, „Гюрза“… Наше братство круглосуточное. Вместе с этим адским экипажем есть наш брат „Скрипач“ — отлично играет на пулемете (весело добавляет) разные симфонии». В конце фильма погибает «Сатана», и Гиорги говорит о нем добрые слова. А теперь вот нет и «Гюрзы». Точнее, «Гюрзы-2», потому что боец с таким позывным уже был в «Азове», пришлось добавлять цифру «2».
Во время траурной церемонии в Запорожье командир 57-й бригады передал Оксане четыре знака отличия Гиорги, которые тот не успел получить при жизни, в частности «Памятный знак участнику АТО» и «Награду военнослужащего разведывательного подразделения». При этом сложно представить, что за все время службы статус участника боевых действий Гиорги так и не получил. А недавно кто-то бесцеремонно заявил вдове: «Вам уже и не надо». Удивительно, но Гиорги с трудом удалось подписать контракт с ВСУ, странным образом терялись документы. Зарплатную карточку он получил незадолго до гибели, и деньги на нее поступить уже не успели…
— Есть люди, которые твердят: «Вот там наемники воюют за деньги», — говорит Оксана. — Муж никогда не был наемником, и денег мы не видели, на лечение тратили свои средства. Когда любимый погиб, у нас оставался долг около 20 тысяч гривен. Спасибо всем друзьям, однополчанам, неравнодушным людям, которые сбросились и помогли мне его отдать. Волонтеры знают, что я не взяла и не потратила ни одной лишней копейки! Так что пусть не думают, что я обогатилась.
…Девятого декабря, на 40-й день после гибели Гиорги, в городском Дворце детского и юношеского творчества состоялся вечер памяти грузинского добровольца, погибшего в зоне АТО. Там и презентовали его именную звезду в созвездии Девы.
— Понятно, что можно поминать родного человека у могилы, — поясняет «ФАКТАМ» брат Оксаны Алексей Лященко. — А можно смотреть вверх, в небо, и знать, что он там, что там есть звезда. Идея с названием была спонтанной, подсказала заставка на мобильном телефоне, похожая на звездное небо. И вдруг меня осенило: «Надо назвать его именем звезду! И мы сможем тогда его видеть и направлять к нему наши мысли».
На сайте Международного звездного каталога «Космос-Земля», в котором официально регистрируются названия светил, я нашел звезду шестой величины, которую можно увидеть невооруженным глазом, другие видно только в бинокль или в телескоп. Заявку я подал на следующий день после похорон Гиорги, и уже к девятому дню нам прислали сертификат наименования звезды, участок карты звездного неба с указанием ее расположения, фотографию звезды и стеклянный шар с 3D-окрестностью звезды.
— Вот только увидеть звезду Генерала Гиорги Саралидзе пока невозможно, — поясняет руководитель Запорожского городского планетария Евгений Петриченко. — Она расположена в созвездии Девы, которое сейчас находится недалеко от Солнца. Но уже с апреля и до осени можно попытаться увидеть звезду возле «колена» Девы, если представить рисунок созвездия.
1431Не каждый человек сможет определить и разглядеть на темном небе именно его звезду. Но почувствует сердцем обязательно! Координаты звезды: # 13 33 09.18 # +05 51 10 86.
Читайте нас у Facebook