Бегство Януковича: на вертолете Ми-8 без бортовых номеров с советскими звездами на борту
В ходе допроса в Оболонском райсуде Киева, состоявшемся в четверг, 18 января, экс-охранник Виктора Януковича, действующий сотрудник Управления госохраны (УГО) Виктор Ризниченко рассказал подробности побега Януковича из Киева через Харьков и Донецк в Крым и дальше в Россию. При этом охранник опроверг заявления бывшего президента о том, что во время бегства из Украины машину Януковича обстреляли.
По словам охранника, около пяти вечера 21 февраля 2014 года Виктор Янукович приехал в Межигорье из Администрации президента, где находился до этого. А уже около десяти вечера, по словам свидетеля, он услышал по радиосвязи, что Янукович вылетел двумя вертолетами из Межигорья в неизвестном направлении. Через несколько часов после этого Ризниченко получил распоряжение от своего руководства выехать в составе передовой группы в Харьков. Они договорились, что выдвигаются в Харьков несколькими автомобилями и встречаются на 110-м километре трассы Киев — Харьков.
— В десять часов утра 22 февраля прибыли в харьковскую резиденцию, где уже находился Янукович. В этот же день, но после обеда Янукович поехал в аэропорт Харькова, там его уже ждали два вертолета. В один из них сел он вместе с несколькими охранниками. А во второй — начальник службы безопасности президента Константин Кобзарь, я и еще несколько сотрудников УГО. Полетели в неизвестном на тот момент направлении, — говорит экс-охранник Януковича. — Правда, через час полета экипажу нашего вертолета поступила команда от диспетчера «Украероруха» вернуться вместе с пассажирами назад в Харьков. Это была команда Александра Турчинова (на тот момент он был председателем Верховной Рады. — Авт.). Диспетчеру ответили, что до Харькова не хватит топлива, поэтому было принято решение приземляться в аэропорту Донецка.
Через пять минут после приземления в Донецке, по словам Виктора Ризниченко, начальник службы безопасности президента дал команду загружаться в два самолета, которые стояли неподалеку. В самолет «Фалькон» сели Янукович и руководитель его службы безопасности Кобзарь, а в другой погрузились сотрудники УГО. Но улететь им не дали представители Госпогранслужбы, которые через экипаж сообщили, что вылет запрещен из-за неоформления некоторых документов. Поэтому Янукович покинул самолет и, сев в автомобиль, уехал в неизвестном направлении. Немногим позже свидетель вместе с вещами экс-президента приехал в какой-то дом в Донецке, где уже находился Янукович. А через несколько часов после этого все они — Янукович и сопровождавшие его лица — на нескольких машинах выехали в сторону Крыма. Но до полуострова так и не доехали. В ночь на 23 февраля неподалеку от Бердянска автомобили остановились у поля, на которое приземлились два вертолета Ми-8 без бортовых номеров с советскими звездами на борту. По команде начальника охраны Кобзаря сотрудники УГО вместе с Януковичем пошли к ним.
«Пилоты мне не известны, они были в спецснаряжении, но без знаков различия на униформе. Я так думаю, что это были пилоты Российской Федерации», — отметил свидетель. Где-то через час, добавил он, вертолеты приземлились на неизвестном аэродроме. При этом он не знает, куда подевался Янукович, летевший в другом вертолете. А Ризниченко вместе с коллегами остались ночевать в вагончиках на летном поле. Утром 23 февраля их забрала машина и подвезла к самолету Ан-25. В салоне самолета уже находился Янукович, вместе с которым было несколько сотрудников госохраны, знакомых свидетелю, и группа вооруженных людей, которых он не знал.
Через час после взлета самолет по техническим причинам приземлился на неизвестном аэродроме. Пассажирам было сказано, что самолет дальше лететь не может. На аэродроме Ризниченко увидел автомобиль аэропортового обслуживания с надписью «Анапа», что дало возможность сделать преподложение о том, что они сели в российском городе Анапа. Через некоторое время они все, в том числе и Янукович, вылетели на другом самолете Ан-26. Правда, через час, уже вечером 23 февраля, самолет совершил посадку на неизвестном аэродроме. Там свидетель увидел российских военных и российские военные транспортные средства. Янукович и сопровождающие его лица сели в них и уехали в неизвестном направлении. Только через некоторое время Ризниченко понял, что он находится в Крыму. Он предположил, что это была база отдыха, принадлежащая РФ.
«Около десяти вечера от руководителя службы безопасности президента поступила команда срочно собраться, после чего все поехали на российских военных автомобилях в Севастополь. В Казачьей бухте Севастополя автомобили заехали на территорию российской воинской части. Руководитель службы безопасности Януковича Кобзарь собрал всех на плацу. К сотрудникам УГО подошел Янукович и предложил тем, кто желает, ехать с ним дальше. При этом не сказав, куда именно ехать», — говорит свидетель. При этом он добавил, что он и еще несколько сотрудников УГО отказались ехать с Януковичем. После этого Кобзарь сказал Януковичу, что он должен написать отказ от охраны УГО, что тот и сделал. Где сейчас находятся уехавшие с Януковичем коллеги, свидетель не знает. Оставшиеся сотрудники УГО, оставив свое оружие в крымском управлении госохраны, утром 24 февраля уехали в Киев.
«Мне лично не известно о фактах угрозы жизни Януковича, как и о планировании нападения на него. Фактов нападения на него в течение 21−23 февраля не было. Но когда передовая группа выехала в Харьков из Киева и когда мы встретились на 110-м километре трассы, Дмитрий Иванцов (сотрудник УГО) сообщил нам, что при выезде из Киева на одном из блокпостов его автомобиль был обстрелян. Пуля пробила водительскую дверь машины и застряла в табельном пистолете „Глок“, который находился в кобуре на левой стороне. Иванцов показывал нам поврежденный магазин пистолета, и я видел автомобиль с пробитой дверцей», — сказал Ризнеченко во время допроса.
При этом он добавил, что Януковича в этой машине не было и это авто ехало отдельно и совсем другой дорогой. Таким образом, подытожил свидетель, факт выстрела по автомобилю Иванцова нельзя считать попыткой покушения на Януковича. «Скорее всего, по автомобилю выстрелили, потому что он не остановился на блокпосту при выезде из Киева», — сказал свидетель. При этом добавил, что о других обстрелах кортежа Януковича ему не известно.
Как ранее сообщали fakty.ua, защита Януковича озвучила список своих свидетелей по делу о госизмене.
Фото РБК-Украина
875Читайте нас у Facebook