«в данном случае механизм смерти уже был запущен»
«Парня с черепно-мозговой травмой и многими увечьями схватили за ноги и поволокли головой по земле»
- Приехавшие вскоре фельдшеры «скорой» сетовали, что добраться к несчастному в узком и грязном проходе туалета не могут, — рассказывает Любовь Горон, уборщица коммунального предприятия «Ямполькоммунтепло». — Тогда правоохранители, прибывшие вслед за медиками, организовали на эту работу «15-суточников» (правонарушителей, задержанных на 15 суток. — Авт. ), которые вытащили пострадавшего. Смотреть на него было невыносимо: голова превратилась в жуткое кровавое месиво, а после того, как ножницами разрезали одежду и сняли ее клочки, увидели, что тело кровоточит от ушибов и ссадин. Мужчину положили на устланные клеенкой носилки, а затем отмывали его теплой водой, которую в ведрах таскали из находящегося неподалеку детсада сердобольные нянечки. Видимо, чувствуя боль, пострадавший стонал, подгибал под себя ноги, шевелил руками.
- Многие из наших сотрудников побежали к туалету, чтобы узнать, может, какая-то помощь нужна, — говорит директор Ямпольского дома культуры Виктор Рудукан. — Они видели, как «добры молодцы» в лохмотьях и с синяками под глазами схватили бедолагу за ноги и поволокли головой по земле. Это человека с черепно-мозговой травмой и многими увечьями! Им-то все равно, но ведь рядом находились медики, которые их не остановили! Удивило, что не торопились они везти пациента в больницу — уж слишком много времени заняла возня с его санитарной обработкой! Помню, посмотрел на часы — было почти десять утра, а подчиненные все еще находились на месте происшествия. Вернулись на рабочие места, как только «скорая» уехала.
- Оказывали фельдшеры медицинскую помощь пострадавшему на месте происшествия или нет, я не видел, — отмечает старший оперуполномоченный группы криминальной милиции по делам несовершеннолетних Ямпольского РОВД УМВД Украины в Винницкой области Владимир Венглевский. — После того как «скорая» уехала, наши эксперты продолжали обследовать место происшествия, а мы с начальником уголовного розыска, чтобы установить личность пострадавшего, прошлись по расположенным рядом административным зданиям — райадминистрации, мэрии. Расспрашивали дежуривших там ночных сторожей, не заметили ли они ночью чего-нибудь подозрительного? Увы, ничего особенного выяснить не удалось. Тогда я предложил коллеге отправиться в больницу, чтобы узнать, как чувствует себя наш пострадавший.
Оказалось, не зря мучили меня тяжелые предчувствия. Открыв дверь приемного отделения больницы, я замер от неожиданности: несчастный лежал на той же клеенке и тех же носилках, на которых мы заносили его в «скорую», а ведь прошло минут сорок-пятьдесят! Рядом с ним стояла санитарка (по иронии судьбы, как вскоре установили, это была мать одного из избивших мужчину злоумышленников. — Авт. ). Спросил у нее, почему пострадавший еще здесь, и женщина растерянно обронила, дескать, никто ничего не делает, хоть она и слышала, как кто-то из врачей говорил, что ему следует сделать рентгеновский снимок. Я бросился в кабинет к рентгенологу. Там как раз находился его помощник. Спросил его, будут ли делать пострадавшему снимок, а он посоветовал успокоиться и объяснил, что у них… очередь.
Я совсем потерял самообладание — на все отделение кричал, чтобы медики наконец занялись этим бедолагой, ведь он еще жив! Помню, кого-то хватал за рукава халата, кому-то нахамил, кого-то сшиб с ног. Вместе с двумя санитарками мы подхватили носилки с неизвестным и понесли его в реанимационное отделение. «Он обязательно продержится, он придет в себя, его спасут!» — повторял я себе. Не скрою, мыслил тогда не только как человек, проникшийся состраданием к несчастному, но и как милиционер, ведь раскрыть это преступление без пострадавшего было бы чрезвычайно трудно! Прошло еще несколько минут, прежде чем на пороге показался врач и сообщил, что мужчина умер, не приходя в сознание…
«Прохожие видели той ночью и драку, и распластавшегося на асфальте истекающего кровью мужчину. Но все равнодушно проходили мимо»
- У меня в кабинете было совещание, когда позвонили и сообщили о найденном в общественном туалете избитом до неузнаваемости мужчине, — вспоминает городской голова Ямполя Лидия Петровская. — Через несколько минут я позвонила в приемное отделение районной больницы и спросила, доставили ли им пострадавшего? Ответ был краток: «Нет!» Тогда связалась с реанимацией, но и там сказали, что никто к ним не поступал. А ведь прошло уже достаточно времени, чтобы пациента госпитализировали! Спустя какое-то время я снова позвонила в приемное отделение и, наконец, узнала, что пострадавший доставлен к ним. Я спросила, жив ли он, и услышала в трубке: «Ну, если можно назвать это жизнью!»
Говорят, машина скорой помощи простояла у туалета дольше часа! Это видели многие люди, ведь трагедия произошла в самом центре нашего маленького городка. А ведь дорога была каждая минута, этого человека необходимо было срочно реанимировать! Если бы я была там, не постеснялась бы закатать рукава и сделать все возможное, чтобы побыстрее отправить его в больницу. Но ведь мне докладывали, что и «скорая», и милиция работают на месте происшествия! Когда же была установлена личность умершего и им оказался 33-летний житель Ямполя Валерий Фурсяк, все, кто его знал, недоумевали, почему с ним произошло это несчастье. Валерий был доброжелательным, улыбчивым и совершенно неконфликтным молодым человеком. Жил он на нашей улице…
Избитого молодого мужчину в больничном морге опознала только его мать Екатерина Владимировна. Сквозь слезы женщина рассказала правоохранителям, что накануне вечером сын ушел из дому навестить своего приятеля. А после этого, как вскоре установили правоохранители, Валерий в местном кафе «Роксолана» играл в бильярд. Затем его видели в компании двух посетителей кафе. Когда Валерий направился к выходу из заведения, те побежали за ним. Один прихватил с собой бутылку пива — именно ею и оглушил мужчину по голове. Затем, сняв с Валерия дорогую куртку и отобрав мобильный телефон, сообщники стали жестоко его избивать…
- Мы предположили, что поздно вечером в кафе могли находиться только жители Ямполя или ближних сел, — говорит начальник Ямпольского райотдела милиции УМВД Украины в Винницкой области Иван Чорноволюк. — Для установления личности подозреваемых в совершении этого тяжкого преступления нашим сотрудникам пришлось проверить всех ранее судимых, а также молодежь в возрасте от 16 до 25 лет. Отрабатывали и вполне приличных людей. Опросили около двух тысяч человек! Под подозрение попали 18-летний житель Ямполя, находившийся под следствием за изнасилование, и его 16-летний приятель из села Гальжбиевка. Обоим уже предъявлены обвинения, они арестованы. Старший сразу же признался в содеянном, посетовав, что, как только немного выпьет, перестает себя контролировать, становится злым и агрессивным. Рассказал, что они с приятелем, обратив внимание на прилично одетого мужчину, решили, что и деньги при нем есть. Забрали у него куртку, мобильный, только денег не нашли. Его сообщник помоложе продолжает молчать и воспринимает эту ситуацию так, будто его отправили под стражу за то, что прогуливал уроки. Даже возмущается: «Как же я, школьник, мог избить здорового дядьку?» Между тем у него дома изъята куртка потерпевшего, а его дружок подарил сестре принадлежавший Валерию мобильный телефон…
Но самое ужасное, что прохожие видели той ночью и драку, и распластавшегося на асфальте истекающего кровью мужчину. Но все равнодушно проходили мимо. Никто не вызвал ни милицию, ни скорую помощь! Злоумышленники протащили пострадавшего через городскую площадь, периодически его избивая, раздели, сняли кроссовки и еле живого бросили в общественный туалет.
Возбуждено уголовное дело по факту нанесения тяжких телесных повреждений, повлекших смерть, а также по факту ограбления группой лиц. Старшего из арестованных обвиняют еще и в вовлечении несовершеннолетнего в преступную деятельность. Кроме того, мать пострадавшего обратилась в правоохранительные органы с жалобой на то, что медики не оказали медицинскую помощь ее сыну. По этому факту проводится проверка.
Во время воспроизведения преступления старший злоумышленник рассказал, что уже после первого удара в затылок потерпевший не звал на помощь, не отбивался. Видимо, потерял сознание. Подхватив вместе с дружком свою жертву под руки, они попытались оттащить ее в безлюдное место. Когда какой-то прохожий спросил, зачем они волокут парня, отмахнулись, дескать, не вмешивайся, мы сами разберемся! На площади им пришлось остановиться: увидели приближавшегося в темноте прохожего (как окажется позже, это был приятель Валерия, который его не узнал). Бросив мужчину, юнцы спрятались за домами. Прохожий же, увидев несчастного, побежал за подмогой, но когда вернулся, человека на земле уже не было. Его успели оттащить в парк и там продолжали истязания.
К сожалению, патрульно-постовой службы милиции в Ямполе нет: по штату райотдела не положено. Впрочем, как заверили правоохранители, в вечернее и ночное время город периодически патрулируют и пешие наряды, и машины ГАИ. Но именно в тот вечер дежурная опергруппа уехала на вызов в отдаленное село района.
«Человек был буквально вывалян в нечистотах. И как сделать ему искусственное дыхание? Вот вы бы смогли?»
- Человека избили до смерти в центре города, раздели, бросили в общественный туалет, и вот теперь нас, медиков, пытаются сделать виноватыми в том, что он умер! — негодует заместитель главного врача Ямпольской центральной районной больницы по медицинскому обслуживанию населения Константин Леваковский. — А где была милиция, когда его избивали, почему продолжает работать кафе, в котором несовершеннолетним продают спиртные напитки?
Этот пациент попал к нам в состоянии агонии! Обычно в таких случаях, чтобы лечение дало положительный результат, необходимо знать, как помочь человеку, а для этого следовало сделать рентген! Ведь есть показания к любым медицинским назначениям, в том числе к медикаментозному лечению, к госпитализации в то или другое отделение! И решать это нам — медикам, а не людям, ничего не понимающим в медицине и насмотревшимся фильмов, в которых обвешанных капельницами пациентов на каталках быстро везут в реанимацию!
- Какие у человека могли быть шансы после такого зверского избиения? — продолжает Константин Леваковский. — Подключили бы мы ему сразу капельницу или нет, результат был бы такой же. Как показало вскрытие, которое делали два судмедэксперта, в результате жестокого избиения у потерпевшего произошло массивное кровоизлияние в головной мозг, множественные переломы ребер, кровоизлияние в грудную клетку… Столь тяжелая политравма несовместима с жизнью! Против потерпевшего сработал и фактор сильного переохлаждения! А то, что, находясь в таком состоянии, он еще подавал признаки жизни, так ведь молодой, крепкий организм…
- Человек буквально вывалян в нечистотах. И как к нему приступить, как сделать ему искусственное дыхание? Вот вы бы смогли? — сетует начмед больницы Анатолий Демко. — А как подключить ему капельницу? Прежде следовало произвести санобработку, иначе мы могли бы занести инфекцию! Фельдшеры скорой помощи не очень оперативно организовали частичную санобработку на месте происшествия, согласен. За это и получили выговоры. Спрашиваете, почему на этот вызов не выехал врач? Дело в том, что он как раз в это время не дежурил, ведь нашим штатным расписанием не предусмотрено круглосуточное дежурство врача «скорой». Потому что у нас не станция скорой помощи, а всего лишь небольшое отделение больницы! Когда этого человека привезли в приемное отделение, его снова пришлось отмывать. Но, пока санитарка этим занималась, хирург, травматолог и реаниматолог его осматривали. Также был вызван на консультацию невропатолог…
Пострадавшему не повезло, потому что от него исходил ужасный запах…
- В ванную больного погружать нельзя было, ведь он без сознания, захлебнулся бы, — неторопливо объясняет заведующий приемным отделением больницы Николай Пустовит. — Санитарка вытирала его тряпочкой. Артериальное давление у больного не прослушивалось, пульс на периферических кровеносных сосудах не определялся, дыхание было глубокое, клокочущее, с большими интервалами. Дежурный реаниматолог назначила ему стимуляторы сердечной деятельности и органов дыхания. Кстати, осматривавшие его специалисты оставили в медицинских документах записи, и время осмотра расписали буквально по минутам. Что касается рентгена, мы действительно хотели сделать ему рентгенографию черепа, но потом решили не терять времени и транспортировали его в реанимацию. А с возмущенным милиционером я столкнулся в коридоре. Он громко задал мне вопрос, почему пациенту не делают рентген. Я же спокойно ответил, что пока рентген делать не будем. Знаете, я ведь 22 года главврачом этой больницы работал и всегда одни только благодарности имел…
- В результате тяжелейшего травматического шока и переохлаждения у пострадавшего сузились вены, а в таких случаях, чтобы оказывать ему помощь, мы ищем центральную вену, — присоединяется к разговору дежурившая в тот день врач-реаниматолог Елена Ломейко. — Но это делается не на полу в приемном покое, а в стерильных условиях. Не успели… Мы ведь всегда надеемся, что больной будет жить, но в данном случае, как ни прискорбно об этом говорить, механизм смерти уже был запущен: давления у больного не было, мышечный тонус отсутствовал, сердечные сокращения не прослушивались! Мы сделали наружный массаж сердца, подключили аппарат искусственного дыхания, но, увы, чудо не произошло!
В общем врачи готовы ответить на любые вопросы, касающиеся оказания помощи пострадавшему. А вот фельдшеры Лилия Короленко и Виктория Больбот, выезжавшие на этот вызов, не могли припомнить, какое у пострадавшего было давление, какой пульс. Единственное, что вспомнили, — после частичной санобработки очистили ему полость рта от сгустков крови и других масс и положили голову набок. Сотрудники же приемного покоя больницы рассказали, что таких тяжелых больных «скорая» обычно привозит с капельницей. Или двумя. А бывает, капельницу подключают прямо в приемном отделении, чтобы не тратить время. Все необходимые медикаменты, препараты там всегда есть. Только этому пострадавшему не повезло, потому что от него исходил ужасный запах…
Два с половиной часа(!), по утверждению многочисленных свидетелей, умирающий человек находился в руках медиков, но, к сожалению, никакой помощи от них так и не дождался. Правда, врачи утверждают, что со времени выезда скорой помощи и до смерти молодого человека в реанимации прошел… лишь(!) один час.
«В последнее время мне часто снился грязный общественный туалет»
Оплакивающие Валерия его родители Екатерина Владимировна и Александр Степанович считают, что их сына убили дважды — сначала поиздевавшиеся над ним малолетние «отморозки», а затем медики районной больницы, проявившие полное равнодушие к больному. Кроме того, сетуют родители, после смерти сына прошло уже два месяца, а служебное расследование в больнице так и не проведено. И областное управление здравоохранения не отреагировало на происшедшее…
- Сын был таким чистюлей, какого еще поискать надо! — содрогается в рыданиях мать Валерия Екатерина Владимировна, местный предприниматель. — Всегда на нем свежая рубашечка, джинсы по последней моде. Он работал охранником одного из охранных предприятий столицы, хорошо зарабатывал, покупал себе добротные дорогие вещи. Дом в Ямполе купил — хотел жить в родном городе! Вот и подыскал новую работу, в райцентре Томашполь, неподалеку от Ямполя. Но устроиться не успел. Мы с мужем как раз затеяли ремонт в доме, сын нам помогал. Я так хотела, чтобы он женился, имел семью, детей… У него была девушка Тоня, но они расстались, и она вышла замуж за американца. Однажды сын посетовал, что, наверное, больше никогда не встретит девушку, которую так же сильно полюбит.
Я благодарна сотрудникам милиции, видела, как они самоотверженно сутками работали, чтобы раскрыть это преступление. А медикам можно ли простить халатность и равнодушие? Ведь они были обязаны помочь человеку, но не сделали этого!
Незадолго до смерти Валеры я заболела. Сын не отходил от меня — готовил целебные чаи, следил, чтобы вовремя принимала лекарства. А когда мне стало лучше, так обрадовался! Прижался к груди, будто маленький, обнял, расцеловал, назвал самой лучшей на свете мамой, которая скоро выздоровеет и никогда болеть не будет. Когда его не стало, я поняла: это был момент прощания… Многое сейчас вспоминается. Как-то Валера стал рассказывать о своих друзьях и зачем-то перечислял их, загибая пальцы. Это был еще один тревожный знак — все они на кладбище несли гроб с его телом. А не мистика ли то, что в последнее время мне часто снился грязный общественный туалет?.. Я гнала этот сон, после него чувствовала себя подавленной, разбитой. Если бы мы могли разгадывать сны…
- Не понимаю, как он позволил себя ударить? — сокрушается Александр Степанович, отец Валерия. — Недели за две до смерти сына местное хулиганье поиздевалось над жительницей Ямполя: женщине отрезали уши, ее поджигали, умерла она мученической смертью. Сын возмущался: как же носит земля этих изуверов? И вот получилось, что сам он умер от рук таких же зверенышей.
Мы с женой арендуем кафе в центре города. Готовим обеды и ужины, выпекаем торты и пирожные, но спиртное не продаем, так что кабацкого духа в нашем кафе нет. Зато частенько, возвращаясь домой поздно вечером, приходится подбирать по дороге подвыпивших мужчин, развозить их по домам. Почему же на пути нашего избитого нелюдями сына, из последних сил державшегося за жизнь, не встретились добрые люди, которые протянули бы ему руку помощи?
Валерий любил читать. В его личной библиотеке есть несколько томов философа Клизовского, ученика и последователя Рерихов. После смерти Валерия его мать и отец стали перечитывать книги и увидели, что некоторые отрывки подчеркнуты рукой Валерия. Среди них и этот: «Откуда мы пришли, куда идем, какая цель существования человека на земле? Есть ли жизнь, как сказал поэт, дар напрасный, дар случайный, или в беспрерывном, вечном круговороте жизни таится какой-нибудь глубокий смысл? Какой смысл в кратковременном человеческом существовании, завершением которого должна быть неизбежная, неотвратимая смерть? Убийственно тяжела для человека мысль о неизбежности смерти, ибо разум человеческий не мирится со смертью и не может признать разумности своего уничтожения… »
486Читайте нас у Facebook