«мне позвонил генерал пукач и попросил на пару дней выйти на работу, чтобы задержать одного человека и доставить его в милицию »
Чтение приговора убийцам журналиста Георгия Гонгадзе продолжалось около пяти часов. Судья Киевского апелляционного суда Ирина Григорьева, председательствующая на процессе, огласила подробности преступления бывших офицеров наружной разведки МВД, о которых в течение двух лет (пока шел закрытый суд) не упоминалось в открытом режиме. 16 сентября 2000 года Георгий Гонгадзе, возвращаясь домой, сел в «подставленное» сотрудниками милиции такси, на переднем пассажирском сиденье которого находился шеф криминальной разведки генерал Алексей Пукач. Николай Протасов и Валерий Костенко заломили журналисту руки. Жертву отвезли в лес близ села Сухолесы Белоцерковского района и там, несмотря на отчаянные мольбы 31-летнего Георгия не убивать его, задушили брючным ремнем. Из слов подсудимых следовало, что душил несчастного именно организатор и руководитель слежки и задержания журналиста — Пукач. Протасов и Костенко удерживали Георгия, а водитель генеральского авто Александр Попович выкопал ему могилу и затем активно помогал своему шефу, избивая журналиста ногами по груди — чтобы побыстрее прекратил дышать.
Судебный процесс над убийцами продолжался более двух лет. Все это время Валерий Костенко и Николай Протасов находились под арестом, а Александр Попович — на подписке о невыезде, за то что первым написал явку с повинной. В итоге суд приговорил Протасова к 13 годам лишения свободы, Поповича и Костенко — к 12 годам каждого. (Таким образом суд продемонстрировал гуманность, слегка уменьшив сроки, запрошенные прокурором: Протасову — 14 лет, Поповичу — 13, Костенко — 12 лет лишения свободы. ) На Поповича надели наручники прямо в зале суда, и в результате он оказался в худшем, чем его подельники, положении: те уже отсидели по три года из назначенного им срока.
Кроме того, суд, подчеркнув, что подсудимые вскоре после убийства получили досрочные звания (подполковник Протасов и старший лейтенант Костенко стали полковниками, а старший лейтенант Попович — майором), получали медали и ведомственные награды, обратился к главе МВД с требованием лишить их незаслуженных наград. Также по приговору подсудимые лишены милицейских званий и возможности после освобождения занимать должности в органах власти.
Убийцы слушали приговор, низко опустив головы. Напомним, что накануне в предоставленном им последнем слове они извинялись перед матерью убитого журналиста. Леся Гонгадзе, в свою очередь, говорила, что не держит зла на людей, которые действовали не по своей воле, а лишь «выполняли незаконный приказ».
С помощью адвоката Виктора Чевгуза «ФАКТАМ» удалось взять небольшое интервью у одного из осужденных — Николая Протасова. По мнению бывшего офицера милиции, самый большой срок среди всех троих он получил незаслуженно, не говоря уже о том, что одна из статей (превышение служебных полномочий) применена к нему незаконно, так как в день убийства он находился в отпуске, а следовательно, не обладал никакими полномочиями.
— Мне позвонил генерал Пукач и попросил на пару дней неофициально выйти на работу, чтобы помочь ему в одном деле, — рассказал Николай Протасов. — Сказал, что надо будет задержать одного человека, чтобы доставить его в милицию. Поэтому я находился в машине как частное лицо — рабочая сила для реализации планов Пукача, которых никто не знал.
По мнению осужденного, его бывший начальник Алексей Пукач являлся профессионалом высочайшего класса. «ФАКТЫ» полностью согласны с этим мнением. С тех пор как тот же Апелляционный суд Киева выпустил подозреваемого в убийстве генерала из-под стражи, он бесследно исчез. И вот уже в течение пяти лет находится в безуспешном розыске, демонстрируя бывшим коллегам лишь слабоуловимые следы своего пребывания — то в Израиле, то в России. Последняя «весточка» от беглого генерала была из Донецкой области. В прошлом году к правоохранителям обратился некий дед, во двор к которому неизвестные поставили джип «на хранение» на несколько дней, и за ним не явились. Номера автомобиля оказались принадлежащими Пукачу, да и по предъявленной фотографии дед опознал таинственного посетителя. Что бы значил этот явный след, оставленный суперпрофессионалом, остается только догадываться. Возможно, давая о себе знать, генерал не дает расслабиться истинным заказчикам убийства? Генеральный прокурор Украины Александр Медведько, будучи в гостях редакции «ФАКТОВ», подтвердил, что Пукача видели в Луганско-Донецком регионе, и выразил уверенность в том, что генерал и его сожительница сейчас находятся в Украине.
После приговора преступников увезли. Костенко и Поповича ждал СИЗО-13, а вот Протасова повезли в обычную гражданскую больницу, где он лечится в течение последних трех месяцев (естественно, больничную палату охраняет стража). 54-летний осужденный лежит в онкологическом отделении, поскольку недавно у него обнаружили злокачественное заболевание крови.
721Читайте нас у Facebook