ПОИСК

Чтобы спасти жизнь четырехмесячной киевлянке, донецкие врачи ввели ей в сердце 20 миллионов стволовых клеток, выращенных из ее собственного костного мозга в лаборатории

0:00 21 березня 2008
Маленьким пациентам операций с применением такой клеточной технологии не делали еще нигде в мире. Каким будет результат лечения, врачи пока сказать не берутся

Сделав УЗИ на 24-й неделе беременности, Валентина узнала, что у ее будущего ребенка сердце очень большое и это говорит о серьезном пороке. Врачи не скрывали: малышка может погибнуть еще до родов или умереть сразу после них. Заболевание не лечится, а пересадку сердца в таком раннем возрасте не делают даже в других странах. Безусловно, родившегося ребенка без помощи не оставили. Девочка сразу поступила под наблюдение кардиологов киевского Научно-практического медицинского центра детской кардиологии и кардиохирургии, где ее поддерживали с помощью медикаментов. Под наблюдением этих специалистов ребенок находится и сейчас.

 — Когда я прочла в «ФАКТАХ» статью о донецких специалистах, научившихся выращивать из клеток костного мозга кардиомиоциты — особые клетки сердечной мышцы, отвечающие за ее способность сокращаться, — говорит мама девочки, — подумала, что это, возможно, шанс для моего ребенка, и обратилась в Донецкий институт неотложной и восстановительной хирургии. Врачи согласились пойти на эксперимент. После того как дочке в четыре с половиной месяца ввели клетки, прошло семь недель. В прессе уже появились сообщения о сенсации. Но и я, и врачи очень осторожны в оценках. Живу одним днем, боюсь загадывать наперед и не хочу огласки. Если будут ощутимые изменения к лучшему в состоянии моего ребенка, готова кричать об этом на весь мир…

Врачи, делая впервые какую-либо операцию, всегда идут на риск. Таких примеров в медицине немало. Но в стране есть люди, для которых даже информация о новом методе лечения дает надежду. Вот почему мы попросили донецких специалистов подробнее рассказать о клеточной терапии.

 — У нашей маленькой пациентки из Киева врожденное нарушение сократительной способности мышцы сердца (фиброэластоз), — рассказал руководитель лаборатории клеточного и тканевого культивирования и Международного центра биотехнологий «Биостем» (структурного подразделения Донецкого института неотложной и восстановительной хирургии Академии медицинских наук Украины) доктор медицинских наук Андрей Попандопуло.  — Организм недополучал кислород, малышка задыхалась, синела, страдали все органы. Потому, наверное, родители, узнав о том, что мы освоили технологию выращивания так называемых пульсирующих клеток сердечной мышцы из стромальных клеток (клеток костного мозга), обратились к нам за помощью. Мы объяснили, что для нас это будет первая операция, что ничего подобного маленьким детям пока нигде в мире не делали, но отважились на эксперимент.

РЕКЛАМА

За месяц до операции родители привезли ребенка в Донецк, где у крошечной пациентки взяли из грудины порцию стволовых клеток — главного строительного материала для всего организма. Понадобилось лишь несколько миллилитров костного мозга, чтобы в лаборатории эта порция увеличилась в 480 раз!

 — Из нее удалось вырастить 120 миллионов стволовых клеток, абсолютно аутентичных, родных для организма пациентки, — продолжает Андрей Попандопуло.  — Для операции потребовалось 20 миллионов клеток. Их вживили в сердце, чтобы они сами начали создавать здоровые ткани. То есть 100 миллионов клеток остались в резерве. Они хранятся в нашем банке, и их можно при необходимости ввести ребенку в любой момент.

РЕКЛАМА

 — Процесс восстановления сердечной ткани может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет: это, в частности, зависит и от индивидуальных особенностей организма пациента, — объяснил директор Донецкого института неотложной и восстановительной хирургии АМН Украины Владислав Гринь.  — Только если по прошествии этого времени постоянно растущее вместе с другими органами сердце ребенка будет работать нормально, можно говорить о том, что болезнь удалось победить.

 — Слишком юный возраст пациентки и малый размер ее сердечка не позволял вводить стволовые клетки через периферийные сосуды, — рассказал Андрей Попандопуло.  — Малышке пришлось делать разрез, как для операции на открытом сердце, и в сердечную сумку подсаживать клетки. Для взрослых мы приобрели специальную навигационную систему. Достаточно ввести катетер в бедренную артерию или вену, чтобы донести стволовые клетки до сердца. В экспериментах на животных были получены поразительные результаты: благодаря инъекции стволовых клеток у крысы исчезали последствия перенесенного инфаркта. За этим методом будущее. В нашем институте существует круглосуточная служба лечения острых инфарктов миокарда, в которой широко применяется клеточная терапия. А вот операцию, сделанную ребенку, можно считать уникальной. Мы очень надеемся, что она даст хороший результат.

РЕКЛАМА

 

288

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів