ПОИСК
Події

«когда моя 74-летняя мама принялась стелить для гостьи постель, убийца, воспользовавшись моментом, хладнокровно нанесла ейвосемь ударов молотком по голове»

0:00 1 квітня 2008
Інф. «ФАКТІВ»
Харьковский апелляционный суд приговорил 54-летнюю Валентину Глухову, признанную виновной в убийстве четырех одиноких пенсионерок, к пожизненному заключению

Это уголовное дело парадоксальное: хотя на допросах в Харьковской областной прокуратуре подследственная сознавалась в убийствах 15 одиноких пенсионеров, пожизненный срок она получила лишь за… четыре преступления. По остальным 11 убийствам, как ни старались сыщики, так и не смогли найти достаточных доказательств вины сельской батрачки-алкоголички: ни свидетелей, ни крови, ни вещдоков… По мнению следователя прокуратуры, ловкая и умная убийца своими «лживыми признаниями» лишь запутывала дело. Но ведь трупы-то действительно были! Значит, харьковских пенсионеров убивал еще и кто-то другой?

«Больной раком дядя пытался помочь своей сестре, когда ее убивали: это усилие отняло у него жизнь… »

С жительницей Купянска Ниной Дмитриевной, дочерью одной из убитых пенсионерок, мы познакомились в Харьковском областном апелляционном суде за несколько минут до начала чтения приговора. В зале было почти пусто, мы сели рядом на одной скамье.

 — Как страшно умерла моя 74-летняя мама! — шепотом, с дрожью в голосе поделилась со мной собеседница.  — Убийца нанесла ей восемь ударов — сзади, молотком по голове! Бедная моя мамочка, пострадала за свою доверчивость…

Как было установлено в ходе судебного следствия в Харьковском апелляционном суде, Валентина Глухова (фамилия изменена, поскольку осужденная, скорее всего, будет оспаривать суровый приговор.  — Авт. ) приехала в Купянск, перед этим выпив бутылку водки и добавив самогон. Для нее, сельской батрачки ростом 180 сантиметров и весом более 100 килограммов, такое количество спиртного было обычной ежедневной порцией. Со своей будущей жертвой она познакомилась в магазине. Выяснив в разговоре, что 74-летняя женщина живет фактически одна, Глухова рассказала ей тут же придуманную легенду: якобы она хочет купить в Купянске дом, приехала осмотреться на предмет покупки, да опоздала на последнюю электричку. Сердобольная бабушка тут же предложила новой знакомой переночевать у нее. Накормив гостью ужином, пенсионерка принялась стелить для Глуховой постель. Однако, как только бабушка повернулась к гостье спиной, убийца схватила молоток и принялась бить старую женщину по голове.

РЕКЛАМА

 — На следующий день утром я, как обычно, позвонила маме и удивилась, что на звонок никто не ответил, — продолжает Нина Дмитриевна.  — В то время она ухаживала за нашим родственником — дядей, больным раком, который находился при смерти. Добежав до родительского дома, я увидела страшную картину: мама лежала в луже крови, ничком на постели. А на кровати напротив — мертвый дядя. Его ноги были поджаты к телу — по всей видимости, он пытался помочь сестре, которую убивали у него на глазах. Хотел сползти с кровати, чтобы заступиться за нее, и это последнее усилие отняло у него жизнь.

 — Потом, когда Глухову поймали, мне показали вещи, найденные у нее в доме, — горько вздыхает женщина.  — Я опознала мамин шарф и простыню…

РЕКЛАМА

По словам моей собеседницы, у нее нет сомнений в том, что на скамье подсудимых находится убийца ее матери:

 — В суде выступали соседки и родственники других убитых пенсионерок. С одной бабушкой подсудимую видели в автобусе, с другой — возле дома. Наутро этих бабушек находили мертвыми в их собственных жилищах. Фигура у Глуховой заметная, на нее нельзя не обратить внимание! Нашли даже женщину, которая купила у нее банку меда, похищенного в доме одной из убитых. Но Глухова все отрицала, препиралась с судьей и свидетелями, вела себя нагло и развязно.

РЕКЛАМА

«Когда я увидела в носовом платке, связанном узелком, купюры, у меня сразу возникла мысль завладеть бабкиными деньгами»

О поимке опасной преступницы, подозреваемой в убийствах 15 пенсионеров в разных селах Харьковщины и Луганщины, правоохранители сообщили в октябре 2006 года. Ею оказалась жительница Харьковской области 54-летняя Валентина Глухова — сельская алкоголичка, работавшая по найму у местных фермеров.

Ее задержали после двойного убийства в Бражниках, когда во дворе сельского дома нашли хозяина с проломленным черепом, а в доме на кровати — его истекающую кровью 90-летнюю мать. Через несколько дней женщина скончалась в больнице. Трагедию в Бражниках сопоставили с убийством бабушки-пенсионерки, которое накануне произошло в селе Терновая Харьковского района, а также аналогичными преступлениями еще в нескольких селах. Способ убийства был одинаковым: удар сзади по голове тяжелым предметом. Кроме того, во всех эпизодах «засветилась» высокая полная женщина. По словам соседей убитых, в день их гибели в селе многие видели такую женщину, ходившую по дворам и предлагающую себя в качестве наемной сельскохозяйственной работницы.

Отправившись в село Боровая, где собиралась стихийная биржа сельских батраков, оперативники расспросили ее завсегдатаев и выяснили: действительно, есть такая здоровячка по прозвищу Дюймовочка. Еще ее называли Лошадиной Мордой. В Украину приехала из Прибалтики, паспорт у нее еще советский. Имеет специальное зоотехническое образование. Жила в одном из сел Харьковского района, работала телятницей в небольшом частном хозяйстве.

Через полгода после ареста Глуховой сотрудники Харьковской областной прокуратуры уже заканчивали расследование многоэпизодного уголовного дела. С воодушевлением они поведали корреспонденту «ФАКТОВ» о том, что задержанная взяла на себя вину во всех инкриминируемых ей преступлениях.

 — Она охотно дает показания, — говорил старший следователь Вячеслав Слостин.  — Рассказывает, как подыскивала потенциальную жертву, втиралась к ней в доверие, заходила в дом. Затем, выждав удобный момент, обрушивала на голову несчастного несколько страшных ударов молотком или топором — что под руку подвернется. Забирала припрятанные «похоронные» деньги, не брезговала даже постельным и нижним бельем.

Вот, например, с 73-летней бабушкой Пчельниковой из села Терновая Чугуевского района Харьковской области они познакомились на Конном рынке в Харькове, где пенсионерка продавала овощи. Пожилая женщина пожаловалась, что недавно овдовела, трудно, мол, работать на участке одной. Валентина тоже посетовала на одиночество, поплакала о недавно утонувшем сыне. Предложила пенсионерке помощь по огороду. Сговорились, не откладывая, поехать посмотреть бабкино хозяйство. Валя подхватила чужие сумки, в автобусе сели рядом.

«Старуха стала копаться в сумке, — рассказывала следствию сама Валентина, — чтобы расплатиться за билет. Я увидела в носовом платке, связанном узелком, деньги, 50-, 20- и 10-гривневые купюры. У меня возникла мысль завладеть бабкиными деньгами, так как у меня был давнишний долг в 200 гривен, за который следовало расплатиться.

Когда мы пришли к бабке домой, она заманила собаку, гавкающую во дворе, в будку. Мы вместе прошли в дом. Как только бабка отвернулась, я сразу ударила ее по голове скалкой. Несильно, хотела только оглушить. Она удивленно повернулась ко мне, и тогда я раз за разом нанесла ей около пяти ударов. Старуха обмякла и свалилась на пол. Я взяла ее за ноги и положила на диван».

Из дома убитой Глухова вынесла мобильный телефон, несколько кофт и платьев, ночную рубашку, банку краски и две большие банки меда.

Рассказала подследственная и об эпизоде в селе Бражники. Она якобы шла по селу, услышала, как кто-то рубит дрова. Заглянула во двор, увидела мужчину — нестарого, к тому же держащего в руках топор. Но не смутилась. Спросила, как обычно, не нужна ли наемная работница для помощи в огороде. Когда он ответил, что узнает у мамы, и, направляясь в дом, повернулся к ней спиной, Глухова схватила оставленный возле поленницы колун и с размаху опустила мужчине на затылок. Затем она направилась в дом и, разделавшись с пожилой хозяйкой, забрала 700 гривен, прихватила простыню, мужскую шапку, юбку и блузку 80-летней хозяйки.

«Возможно, в кое-каких эпизодах, по которым есть явки с повинной Глуховой, убийца — не она», — говорит следователь

Казалось бы, в быстро раскрученном уголовном деле (при таком-то сотрудничестве с подследственной!) не может быть никаких осложнений. Ан нет! Каково было мое удивление, когда я узнала, что в суд направили только четыре эпизода. Куда же делась большая часть многотомного дела Глуховой, еще 11 убийств, в которых она призналась?

 — Остальные явки не подтвердились, — пояснила мне адвокат подсудимой.  — В следственных экспериментах направления ударов не совпали…

Выходит, подозреваемая на следствии признавалась в том, чего на самом деле не совершала. На мой взгляд, объяснение тут может быть только одно: эти признания были добыты незаконными методами. Об этом Глухова и заявила в суде — она полностью отказалась от всех своих добровольных признаний, заявив, что явки с повинной писала под давлением и угрозами.

Однако суд, учтя выступления свидетелей, все же признал женщину виновной в четырех убийствах одиноких пенсионеров, в том числе в Купянске и Терновой. А вот двойное убийство сына и матери в Бражниках так и осталось нераскрытым.

Позвонив старшему следователю Харьковской областной прокуратуры Слостину, направлявшему дело в суд, я также поинтересовалась у него, как же получилось, что из 15 убийств 11 куда-то потерялись…

 — Глухова умная и изворотливая женщина — своими ложными признаниями специально запутывала следствие, — объяснил Вячеслав Слостин.  — Например, один раз она рассказала об убийстве пенсионерки, якобы совершенном ею в доме, откуда после преступления исчезли бытовая техника, одеяла, ковры, два телевизора. На вопросы, как она одна могла их вынести из дома и куда дела эти вещи (поскольку в ее сторожке не нашлось ни одного из этих предметов), Глухова, не задумываясь, плела небылицы о том, что уносила вещи вместе со своим младшим сыном (который к тому моменту уже сидел в тюрьме в России). Затем, мол, обессилев, бросила похищенное на лесной дороге. По закону следователь, получив подобное признательное показание, обязан проверять все детали. Время и силы потрачены, а показание не подтвердилось.

Откуда было сельской батрачке знать об убийствах в разных концах области, чтобы писать лживые явки с повинной? Разве что кто-нибудь настойчиво ей подсказывал?

 — Стало ясно, что лучше направить в суд четыре эпизода с твердыми доказательствами, — продолжил Слостин, — чем все пятнадцать, среди которых есть довольно шаткие. Защита разбила бы их вдребезги.

 — Но убийства, о которых говорилось в признательных показаниях Глуховой, произошли в реальности. Пенсионеры-то погибли!

 — Согласен с вами, возможно, в кое-каких эпизодах, по которым есть ее явки с повинной, убийца — не она.

 — Значит, настоящий убийца гуляет на свободе!

 — Ну не надо пугать людей! После осуждения Глуховой расследование будет продолжаться.

(Кстати, на днях в Донецкой области задержали двух братьев, также «промышлявших» убийством одиноких пенсионерок. Не исключено, что вскоре уже они признаются в убийствах, ранее приписываемых Глуховой. )

В общем, темное это дело. Не зря судья Валентина Гук, председательствовавшая на процессе, категорически отказалась комментировать суровый приговор: «Это же не окончательное решение, будет еще апелляция».

Когда последние строки, объявляющие подсудимой о ее пожизненном сроке, были произнесены вслух, судья спросила у Глуховой, все ли ей понятно в приговоре. «Конечно, — развязно ухмыльнулась осужденная.  — Все понятно! Спасибо. Подскажите теперь адрес Верховного суда!».

Если Верховный суд оставит приговор в силе, Глухова станет 16-й женщиной в Украине, приговоренной к пожизненному заключению.

308

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів