«в одно мгновение огромное заднее колесо трактора отдавило мне ноги, а затем меня развернуло и затянуло под прицеп со свеклой»
Руслан Недял учился на механизатора в аграрном лицее и проходил производственную практику на ферме частного сельскохозяйственного предприятия «Агрофирма «Обрiй» села Голоскив Летичевского района Хмельницкой области. Он по неосторожности оказался под движущимся трехтонным трактором с прицепом, груженным свеклой. На стон несчастного сбежалась вся ферма. Мало кто верил, что мужчина выживет.
«Машина бешено неслась по коровнику, а в кабине никого не было!»
— Как обычно, во время обеденной кормежки скота я заехал в коровник трактором с прицепом, груженным свеклой, — рассказывает 35-летний житель села Лысогирка Летичевского района Хмельницкой области Руслан Недял. — Грузчиков, сбрасывающих с прицепа свеклу в кормушки для скота, еще не было, и, ожидая их, мы с напарником Сашей Мельником, вышли покурить во двор фермы. А спустя несколько минут я возвратился к своему «железному коню». Ручного стартера в кабине трактора не было, вот я и стал заводить его с помощью специальной бечевки, которая находится у заднего колеса. Намотал бечевку на шкив да дернул. Мотор, слышу, завелся. Вот только трактор тут же сдвинулся с места. «Передача включена, и выключить ее уже не успею!» — мелькнуло в голове.
Бежать было некуда, ведь я стоял в небольшом проеме между огромным задним колесом железной махины и кормушкой для скота. А тем временем заднее колесо трактора отдавило мне ноги, сильно прижало к кормушке, затем развернуло и потащило под прицеп. Жуткая боль пронзила все тело — напрасно пытался привстать, поднять руки, ноги Помню склонившихся надо мной ветеринаров, кажется, уколовших обезболивающее. Затем докторшу «скорой помощи», сетовавшую, что вряд ли меня возьмет укол, потому что я выпивший. Теряя сознание, слышал, как директор нашего предприятия распоряжался везти меня не в районную больницу, а в Хмельницкий. По дороге «скорую» ужасно трясло. Помню, как в больнице что-то ласковое и утешительное шептала мне бывшая жена. Удивился — почему она здесь? Или померещилось?
— А я заехал в коровник с другой стороны, — вспоминает механизатор частного сельскохозяйственного предприятия «Агрофирма «Обрiй» села Голоскив Летичевского района Хмельницкой области Александр Мельник. — Обычно мы с Русланом медленно едем на тракторах по двум параллельным рядам четырехрядного, еще советских времен, коровника. Ведь скотники в это время должны успевать бросать с прицепа в кормушки коровам силос или свеклу.
А тут вдруг трактор, на котором работал Руслан, стал меня обгонять! Да что там обгонять — машина бешено неслась по проходу, хоть в кабине никого не было, а грузчики, стоявшие на мотавшемся сзади прицепе, что-то кричали! Остановив свой трактор, я выскочил из кабины и бросился навстречу двигавшейся машине. Перескакивал через кормушки, цеплялся за ограды! Сам не пойму, как удалось перехватить мчавшийся трактор. Он остановился, немного не доехав до прохода, по которому обычно ходили люди! Слава Богу, что там в тот момент никого не было!
Помню, кто-то из рабочих фермы решил, что Руслан погиб. Но вскоре мы услышали его жалобный стон. Жутко было смотреть на лицо пострадавшего, превратившееся в сплошное кровавое месиво, на пропитанные кровью порванные брюки и куртку, разбросанные туфли. Мы не решились доставать его из-под прицепа до приезда «скорой». Ведь известно, что человека с переломами двигать нельзя. Когда же приехали медики, мы осторожно, вшестером, переложили сильно травмировавшегося Руслана на носилки Настоящее чудо, что он остался жив.
Пострадавший сознался — в тот день за обедом на ферме «раздавил» бутылочку. Мужчина сетует, что с тех пор как развелся с женой, забравшей сына Мишу в Хмельницкий, именно чаркой самогона он спасался от одиночества и тоски по семье. Так постепенно и пристрастился к горячительным напиткам, хоть все время был за рулем. Работал водителем у частного предпринимателя — развозил продукты питания по сельским магазинам, потом слесарем на ферме, а вскоре пошел механизатором на ферму.
Сельчане говорят, Руслан — добрый и компанейский мужик. И трудяга — никогда не прогуливал работу. Вряд ли случилось бы с ним такое несчастье, если бы не самогон Как-то минувшей зимой директор сельхозпредприятия Виктор Приказюк не выдержал: собрал пьющих мужиков и, вместе с родственниками усадив их в автобус, повез в Винницу, к доктору Александру Овсянюку, который помогает избавиться от алкогольной зависимости. Высадившись в Виннице, удальцы надумали отметить будущее предприятие и чуть ли не штурмом решили взять пивной ларек — сопровождающие еле их оттуда оттащили! В общем, после лечения продержались мужики кто три месяца, кто полгода, а кто целый год. Лишь немногие сумели полностью отказаться от допинга. Хотя в селе уже немало таких любителей ушло из жизни, выпив некачественный паленый продукт, который местные умельцы научились делать даже из карбида и резины!
«Спасибо докторам — сложили меня заново!»
В крайне тяжелом состоянии Руслана Недяла госпитализировали в Хмельницкую городскую больницу. Принимавшие его работники травмпункта разрезали и сняли пропитавшуюся кровью одежду и сразу отправили в операционную. Там врачи-травматологи в считанные минуты обследовали больного, параллельно проведя комплекс противошоковых мероприятий. Пациента осмотрели хирург, невропатолог и другие специалисты. Не прошло и часа, как многочисленные переломы Руслана были стабилизированы. Во время оказания помощи таким больным, говорят врачи, дорога каждая минута, ведь любое промедление чревато возникновением необратимых процессов.
— Вследствие сильных болевых ощущений и кровопотери у пациента возник травматический шок третьей степени, — сообщил лечащий врач Руслана ортопед-травматолог Хмельницкой городской больницы Петр Сухолиткий. — Его артериальное давление упало до критических границ, наблюдалось учащенное сердцебиение. У пострадавшего была диагностирована серьезная политравма: закрытые осколочные переломы правой голени, переломы пяти ребер и левой лопаточной кости (что повлекло повреждение легких), переломы фаланг пальцев левой ступни, вывих с переломом левой половины таза, ушибы и ссадины лица, а также верхних и нижних конечностей, закрытая черепно-мозговая травма с ушибом головного мозга
Целая бригада политравматологов — Петр Сухолиткий, Николай Липовский и Виктор Жуков — трудились над пациентом. Сначала вправили вывих бедра и стабилизировали поломанные кости таза специальным аппаратом, затем зафиксировали кости голени, сшили раны на лице Более недели Руслан провел в реанимации. Хоть врачам и удалось стабилизировать состояние больного, но оно долго оставалось тяжелым. Что же касается выявленной у механизатора легкой степени опьянения, в данном случае это пошло ему на пользу — алкоголь притормозил развитие осложнений. Медики говорят, что тяжело травмированные больные, в крови которых обнаруживают алкоголь, чаще выживают
— Очнувшись весь в бинтах в больничной палате, я только и подумал: слава Богу, жив, а все остальное уж как-то уладится! — продолжает Руслан. — А потом от боли, да еще обнаружив потерю нескольких зубов, снова расстроился Впрочем, ненадолго. Доктора были очень внимательные и заботливые, они поддерживали меня, не давали пасть духом. Рассказали, что им пришлось заново сложить меня по частям, и похвалили, дескать, молодец, выдержал. Еще говорили, что у меня крепкое сердце. Вспоминаю, как вскоре после перевода в травматологическое отделение мне с правой ноги снимали стержневой фиксационный аппарат и ставили аппарат Илизарова. Конечно же, малоприятная процедура! Эта операция проводилась под местным обезболиванием. Когда врачи крепили металлическую конструкцию с помощью гаечек и болтиков, я пошутил: дескать, сейчас сбегаю на ферму и принесу им гаечный ключ от трактора.
Удивительно, но после двухмесячного курса лечения выписываться из больницы мне совершенно не хотелось! Очень благодарен и спасшим меня медикам, и работникам фермы, и своим односельчанам, которые, услышав о произошедшем несчастье, сдали кровь, помогли материально. Спасибо директору сельхозпредприятия Виктору Брониславовичу Приказюку, выделившему на лечение пять тысяч гривен. Хотя он мог бы этого и не делать. Ведь производственная травма, признаю, произошла по моей вине. И более того, я не числился механизатором — проходил производственную практику на ферме, учась в местном аграрном лицее
На «строптивом» тракторе Руслана за год сменились четыре механизатора
Седьмого апреля исполнится год после случившегося с Русланом несчастья. Этот день мужчина считает своим вторым днем рождения. Сейчас он ходит, опираясь на палочку, которую на время одолжил у своего старенького дедушки. Периодически отец везет его в больницу на контрольное обследование. Последние рентген-снимки показали, что все поломанные кости уже срослись, осталась лишь небольшая щель в голени. Доктора советуют мужчине пока поберечься от резких движений и физических нагрузок. И он следует их рекомендациям. Вот только не удержался — попробовал ездить на велосипеде. Получилось! Самым же весомым достижением после пережитого Руслан считает то, что к горячительным напиткам совершенно охладел!
В большом доме отца Руслан живет один. Радуется, что сынишка время от времени приезжает к нему из Хмельницкого. Приятели не забывают навестить и поведать о сельских новостях. Они и рассказали, что в кабинах всех работающих на ферме тракторов уже поставили стартеры, и теперь механизаторам не приходится дергать за бечевку. А еще Руслан недоумевает: на «строптивом» тракторе, на котором он работал, никто долго не удерживается — после него уже четвертый механизатор сменился!
На досуге мужчина любит почитать, посмотреть телевизор. Научился самостоятельно готовить, топить печку. Несмотря на свою инвалидность, любит потрудится в огороде — уже подготовил грядки к посадке. Скоро, надеется Руслан, он почувствует себя совсем здоровым Правда, нервы никудышные, вздыхает: частенько снится прокативший по нему трактор
— Пострадавшему необходима длительная реабилитация, ведь тяжелая физическая травма повлекла и сильную психическую, справиться с которой зачастую еще тяжелее, — отмечает заведующий травматологическим отделением Хмельницкой городской больницы Алексей Стефанчук. — Пациент проходит курс лечения у невропатолога (кстати, на Западе уже давно в каждой травматологической клинике работает психолог, который помогает пациентам справиться с пережитым). Мы рады, что в нашей больнице летальность при политравме за последние годы уменьшилась почти вдвое — благодаря более совершенным методикам лечения.
— Наши доктора заимствуют опыт западных коллег, проводят уникальные для нашего региона операции, — констатирует главный врач Хмельницкой городской больницы Владимир Розгонюк. — Они научились восстанавливать сосуды и нервы, сшивать сухожилия, сохранять конечности, которые травмированы или пострадали в результате болезни. Имея таких специалистов, мы вынашиваем идею создания на базе травматологического отделения центра реконструктивной травматологии и микрохирургии позвоночника, суставов и костно-мышечной системы (пока это рабочее название). Хотелось бы, чтобы нас поддержали и помогли воплотить эту идею.
579Читайте нас у Facebook