Квартиру участника АТО продали, пока он воевал на фронте, — история одной аферы
Когда началась эта история, Александр Шутин служил в составе 53-й отдельной механизированной бригады. На фронт ушел добровольцем в 2015 году. С тех пор однокомнатная квартира, которую Александр получил в наследство от покойной бабушки, пустовала.
Незнакомых людей в квартире Александра заметила его соседка Полина Андреевна.
— Вернее, эти люди сами ко мне пришли, — рассказала «ФАКТАМ» Полина Андреевна. — Мужчина и женщина, которых я прежде никогда не видела, сказали, что купили квартиру и хотят познакомиться с соседями. Я удивилась: когда это Саша успел продать квартиру, если он все время был в зоне АТО? Саша круглый сирота. Семнадцать лет назад потерял родителей, десять лет назад умерла его бабушка. С тех пор Саша, единственный наследник, жил в этой квартире. И не собирался ее продавать.
— Когда Полина Андреевна позвонила и спросила, продал ли я квартиру, решил, что это какой-то розыгрыш, — вспоминает Александр Шутин. — Отпросившись у командира, тут же приехал в Николаев. Не мог успокоиться, меня колотило от волнения. Ведь эта однокомнатная квартирка — все мое имущество. Когда умерла бабушка, я, как того и требует закон, в течение шести месяцев обратился к нотариусу, чтобы вступить в права наследования. Документы оформил. Единственное — не внес свою собственность в реестр недвижимости и не получил выписку, потому что за это нужно было доплачивать. А поскольку продавать квартиру я не собирался, мне эта выписка не требовалась.
Попасть в квартиру Александр не смог — там уже стояли другие замки. Но людей, которые якобы купили это жилье, не было.
— Я дозвонился им по телефону, который они оставили соседке, — продолжает Александр. — Сергей, представившийся новым хозяином, сказал, что купил эту квартиру у предыдущей владелицы — некой Ларисы Колинчук (фамилия изменена. — Авт.). Фамилию Колинчук я слышал впервые. Рассказал Сергею, что на самом деле квартира моя, что унаследовал ее от бабушки.
Документов у Александра Шутина при себе не было — они остались в его квартире.
— Я попросил Сергея разрешить мне зайти туда хотя бы для того, чтобы забрать вещи, — вспоминает Александр. — Но получил отказ. «Почему? — спросил я. — Ведь это мои вещи!» А Сергей начал рассказывать, что купил эту квартиру за 15 тысяч долларов и, дескать, сам ничего не может понять.
Александру удалось выяснить, что договор купли-продажи с некой Ларисой Колинчук новый владелец квартиры Сергей действительно заключил. И в реестре недвижимости Колинчук почему-то значилась как собственница.
— Оказалось, Лариса Колинчук заявила, что купила эту квартиру у моей бабушки еще в 1998 году, — говорит Александр. — Якобы сделала это через биржу и за 17 лет почему-то не зарегистрировала договор в БТИ. Более того, она вообще не объявлялась и не претендовала на квартиру, которую якобы купила. Но, как только я уехал в АТО, она вдруг обратилась в суд, подтвердила свое право собственности и таким образом стала владелицей жилья, зарегистрировавшись в реестре. Хотя я точно знаю: никакого биржевого договора моя бабушка не заключала.
Позже Александр смог это доказать.
— Мы видели этот биржевой договор, — рассказала «ФАКТАМ» николаевский волонтер Ольга Вербицкая, которая с первых дней помогает Александру добиться справедливости. — Невооруженным глазом видно, что это подделка. Но главное, что мы выяснили: в 1998 году биржи, на которой якобы заключалась сделка, вообще не существовало. Она появилась позже. Интересно, как при таких обстоятельствах мошенница смогла подтвердить липовый договор.
— По словам юристов, то, что при оформлении наследства я не стал вносить квартиру в реестр недвижимости, сыграло на руку аферистам, — объясняет Александр. — Не получив выписку из реестра, я, оказывается, так и не стал полноправным собственником имущества. Получилось, что владелица квартиры (моя бабушка) умерла, а я право собственности недооформил. Мошенники этим воспользовались и сделали липовый договор, оформив все так, как будто квартиру при жизни продала моя бабушка.
— Об этом случае мне рассказал Сашин командир, — продолжает Ольга Вербицкая. — Сам Саша в тот момент уже был на грани нервного срыва: единственную квартиру заняли чужие люди, а у него не было даже документов, доказывающих, что раньше это жилье принадлежало ему. Первым делом мы с Сашей обратились в полицию. Нам нужно было хотя бы попасть в квартиру. Новый собственник заверил Сашу, что является добросовестным покупателем. Дескать, откуда же он мог знать, что биржевой договор, который ему показала Лариса Колинчук, поддельный? Возможно, так и есть. Только почему этот Сергей не пустил Сашу в квартиру, не отдал ему вещи?
Как выяснилось, новый хозяин квартиры — бывший полицейский. Раньше он занимал должность оперуполномоченного уголовного розыска Очаковского райотдела. По словам Александра, вскоре Сергей пропал: в квартире не появлялся и перестал отвечать на звонки.
— В конце концов мы решили взломать в квартире замок, — рассказывает Александр. — Мне негде было ночевать. Мы открывали двери в присутствии сотрудников полиции, Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, юристов и журналистов. Были и понятые. Тогда же я увидел, что квартиру ограбили. Пропала моя техника: два телевизора, ноутбук и кожаная куртка. Что еще хуже — исчезли документы. Их украли. Я настоял, чтобы сотрудники полиции все это зафиксировали. Кроме того, на кухне была испорчена сантехника. Еще чуть-чуть, и мы затопили бы соседей.
* Чтобы зайти внутрь, Александр вынужден был в присутствии сотрудников полиции и ГСЧС вырезать замок
С тех пор Сергей с супругой в этой квартире, как ни странно, больше не появлялись. Александр добился открытия уголовного производства. Оно расследуется уже два с половиной года. Несколько дней назад задержали подозреваемую.
— Ту самую Колинчук, которая по документам якобы купила квартиру у бабушки Александра, — говорит Ольга Вербицкая. — Насколько я знаю, она не уезжала из города и даже не скрывалась. Очевидно, была уверена в своей безнаказанности. Перед ее задержанием следствие получило результаты почерковедческой экспертизы, которые ждали больше года. Они показали, что в биржевом договоре, по которому Колинчук завладела квартирой, покойная бабушка Александра не расписывалась. Эта экспертиза дала полицейским основания предъявить Колинчук подозрение в совершении преступления. Мы ждали этого момента больше двух лет.
— В деле только одна подозреваемая?
— Пока да. Хотя мы с Александром уверены, что тут действовала целая преступная группировка. Благодаря связям в жэке мошенники следят за квартирами, которые давно пустуют, и за теми, где живут одинокие пенсионеры. Пока Саша находился в зоне АТО, его девушка ходила в жэк, чтобы разобраться с долгом за электроэнергию и приносила справку, подтверждающую, что хозяин квартиры находится в зоне боевых действий. Наверное, с этой справки все и началось. Думаю, если бы Саша не уехал в зону АТО, подобного не произошло бы. Посудите сами: женщина, которая якобы купила квартиру по биржевому договору, не объявлялась 17 лет. Бывает, что люди покупают квартиры и не живут в них. Но она ведь даже туда не заходила! Не интересовалась, не оплачивала коммунальные услуги. Не обращалась в суд, чтобы выселить Сашу. И только когда он уехал на войну, вдруг обратилась в суд и тут же продала квартиру. Очевидно, кто-то сообщил аферистам, что хозяин жилья вернется нескоро.
Задержанная Александру абсолютно незнакома. Он ни разу ее не видел и до этой истории даже не слышал ее фамилии.
Сейчас Александр Шутин уже демобилизовался и вернулся в Николаев. Живет в этой же квартире, хотя по документам она ему пока не принадлежит.
— Квартира арестована, — объясняет Ольга Вербицкая. — Сейчас, когда у нас есть неопровержимые доказательства того, что жилье было продано по поддельному биржевому договору, Саша может обращаться в суд в гражданском порядке и отменить незаконные сделки. Бывший полицейский, который купил эту квартиру у мошенницы, на связь с нами не выходит. Где Сашины вещи, которые были в квартире, он так и не объяснил. Нас его поведение настораживает.
В пресс-службе полиции Николаевской области «ФАКТАМ» сообщили, что купивший у мошенницы квартиру бывший сотрудник правоохранительных органов — тоже потерпевший. Деталей о задержанной пока не разглашают, ссылаясь на тайну следствия.
— Хоть Александр уже и живет в этой квартире, до сих пор не может спокойно спать, — говорит Ольга Вербицкая. — История не закончена, и по документам квартира еще не принадлежит Александру. То, что сейчас аферистку задержали и арестовали, стало большой и приятной неожиданностью. Ведь большинство подобных дел расследуется годами, а подозрение никому не предъявляют. Надеемся, это только начало.
Догадки Александра Шутина о том, что теперь мошенники активно охотятся за жильем мобилизованных военнослужащих, подтверждает история участника АТО Ростислава Тихонова, о которой уже писали «ФАКТЫ». Вернувшись в 2016 году с фронта, Ростислав неожиданно узнал, что его квартира в Печерском районе Киева продана. Ростиславу удалось доказать, что жилье было продано по поддельным документам. Тем не менее человеку, завладевшему квартирой (это был сосед отца Ростислава), подозрение в совершении преступления пока не предъявили.
2004Читайте нас у Facebook