«достаточно исследовать пару волосков на собственной голове, чтобы понять: история украины — это совсем не то, что вам рассказывали в школе»
Каждый из нас — носитель информации о своих предках. Белорусские исследователи Алексей Новиков и Оксана Маслова умеют всего по нескольким волоскам определить генетическое родство любого человека с народами, которые веками мигрировали по территории Украины. Наши деды и бабушки, кто они? Чья кровь согревала их сердца? Чтобы получить ответ на этот вопрос, достаточно просто купить билет, согласившись таким образом поучаствовать в проекте «Генетика этносов».
«Возьмите четверых украинцев — получите признаки 6, а то и 12 типов народностей»
— На 24 миллиона человек только у двоих могут совпасть отпечатки пальцев, — рассказывает биолог Алексей Новиков. — В отличие от пальцев, волосы не индивидуальны, зато несут признаки этносов. Волосы китайцев отличаются от волос корейцев и японцев, например. У чехов, словаков, поляков принцип структуры волос одинаков, но у белорусов есть существенные отличия от этой славянской группы, они ближе к германскому типу.
— А что можно сказать про украинцев?
— О! Тут такая смесь! Огромное движение происходило на вашей нынешней территории, ее заселяли народы из Европы, Азии, так что найти однородное, более-менее одинаковое у украинцев очень трудно. Достаточно отдать на исследование пару волосков с собственной головы, чтобы понять: ваша история — совсем не то, что вам рассказывают в школе. Давайте уточним один момент: понятие «этнос» — это то, как тот или иной человек себя воспринимает. Темнокожий африканец может чувствовать себя стопроцентным украинцем. Мы же говорим о суперэтносах по их происхождению, применяя генетический метод. Иногда подтверждаем, но чаще всего опровергаем генетическое родство с определенными народами, вернее, то, как оно конкретному человеку представлялось.
— Объясните на примере.
— Однажды ко мне пришел человек, который знал свою родословную за последние 700(!) лет, это редкий случай. «Вот здесь, — показывал он мне свое семейное древо, — у нас сплошь грузины, а в таком-то колене появились иранцы, тут влилась еврейская кровь». Представьте, исследование волос все это подтвердило. Чаще бывает иначе. «Я — русский, — утверждает человек, — и все мои предки из России». Начинаем выяснять — ничего такого и близко нет: корни кавказские, много иранской родни Человек разочарован.
— Вы помещаете волосок человека под микроскоп, и что происходит дальше?
— Нет, состригаем у человека не один, а несколько волосков с пяти разных частей головы, обезжириваем, укладываем на предметное стекло, а уж потом — под микроскоп. Волосок, как рыба, покрыт чешуйками. Комбинация узоров клеток у каждого человека своя. Вот и сравниваем ее с уже известными образцами узоров, присущих каждому этносу. Таким образом определяется родственная связь индивидуума с различными группами народов. Если какой-то тип узора обнаруживается в подавляющем количестве образцов одного и того же испытуемого, он признается доминирующим.
— А как украинцы реагируют на результаты ваших исследований?
— Криминалисты не первое десятилетие используют метод сравнительного анализа данных волос человека, но применять его к определению этнических корней научились недавно. Первые исследования на эту тему появились только в 1987 году. Несколько российских ученых из Университета Патриса Лумумбы 12 лет назад опубликовали серьезный труд, исследовав волосы африканцев. Мы этим направлением занимаемся три года. В Украину приезжаем не первый раз: привозили свой проект в Днепропетровск, Полтаву, Запорожье, Мариуполь. Приходит однажды крестьянин. «Тут, — говорит, — и любопытствовать нечего, все сам знаю: и деды, и прадеды, и сколько ни всматривайся вглубь веков — сплошь крестьяне, гречкосчщ. А теперь пусть и документ об этом будет, по науке чтобы все!»
— Мы за свое исследование берем
40 долларов, это обстоятельство дядьку не остановило, — продолжает Алексей Новиков. — Но каким же было его разочарование, когда получил результат! Чуть не матерился. Чистого украинства нет ни у кого, понимаете? Возьми четырех украинцев — получишь 4, 6, а то и 12 признаков со всего света. В сельских, более замкнутых регионах, эта цифра чуть меньше.
«Нации, в которых много метисов, по характеру более мягкие»
- Наверное, именно потому украинцев считают толерантной нацией.
— Безусловно. Нации, в которых много метисов, по характеру более мягкие. Вот посмотрите: в арабских странах не принято смешиваться с другими народами, там более-менее однородные типы. Или даже возьмем Белоруссию: пройдитесь по улицам городов и сел — светловолосые, похожие друг на друга люди. А пройдите по Херсону. Каких только нет! Это видно без микроскопа.
— Много людей к вам обращается, чтобы больше узнать о своем происхождении?
— Как сказать В Херсоне за две недели пришло человек 30. А большее количество образцов волос мы и не можем пропустить через микроскопы, ведь на обследование одного участника проекта уходит много времени — как минимум сутки. Кто, спрашиваете, приходит? В основном, историки, которые знают, что происходило на территории, где они живут сейчас, на протяжении веков. Люди, в чьих судьбах есть какая-то загадка: хотят раскрыть семейную тайну. Нужно сказать, что я веду полевые исследования, результаты отправляю в Симферополь коллегам-историкам, антропологам. Вместе мы пытаемся найти ответ на вопрос, кто такие крымские татары, изучаем их корни, а также пытаемся понять, кто такие крымские русские, поэтому жители Крыма в эксперименте участвуют бесплатно. На сегодняшний день эта группа участников наиболее многочисленна: волосы крымских русских мы начали изучать с октября 2007 года. По тем образцам, которые у нас сейчас есть, можно предполагать, что, по всей вероятности, базисным антропологическим типом современных крымских русских может оказаться малая уральская раса (финно-угорские народы). Если это верно, то около 25 процентов русского населения Крыма, не имея реального отношения к русскому этносу, идентифицировало себя с ним по каким-то личностным основаниям. Однако необходимо отметить и наличие значительной доли славянского типа — почти у двух третей крымских русских. Турецко-малазийский дал тоже много, чуть меньше — греческий.
— В какие регионы Украины вы планируете отправиться?
— Пока не могу сказать. Мне, например, было бы интересно поработать в Западной Украине. Возможно, из-за того, что большая часть наших респондентов была из Восточной Украины (потомки запорожских казаков, носителей в том числе и тюркских генов), мне украинский тип узора пока очень напоминает тот, который характерен для тюрко-кыпчакской группы. Удивляет, что в исследованных нами в Украине образцах часто встречаются типы восточного происхождения: китайский, японский, корейский. Откуда они? Объяснить это можно только тем, что Восточная Европа была подвержена частым вторжениям народов из степной части Азии.
— В новейшей истории Украины акценты расставляются таким образом, что прародина украинцев — Триполье, это шесть-семь тысяч лет назад. Что на этот счет говорят ваши исследования?
— Трипольцы по внешнему виду черепа больше напоминают переднеазиатский тип. По строению клеток этот народ имеет много общего с турками. Я же вам говорю: найти «свое» современному украинцу очень сложно.
350Читайте нас у Facebook