ПОИСК
Події

«катерина ющенко умеет вышивать. Это видно по тому, как она держит иголку, кладет стежки. Она посетовала, что у нее получается не так складно, как у меня», -

0:00 28 травня 2008
рассказывает мастерица Татьяна Протчева. Татьяна, ее муж и сын стали победителями в номинации «Семья года», организованной Киевской городской госадминистрацией

Об известной киевской вышивальщице Татьяне Протчевой «ФАКТЫ» уже писали. Заведующая бюро приватизации Деснянского района, превратившая свое детское увлечение в настоящее искусство, теперь нарасхват. Ее уникальные вышитые галстуки украшают гардеробы Виктора Ющенко и Анатолия Кинаха, Александра Омельченко и Игоря Завадского. Искусство украинской мастерицы по достоинству оценили в Японии, Америке, Израиле и Великобритании. За минувший год Татьяна Протчева вышила один рушник вместе с женой Президента, организовала выставку, приуроченную к 20-летию Деснянского района, в котором она работает с первых дней его основания. На нашу встречу вышивальщица пришла в традиционном для себя наряде: потрясающей вышиванке с мережкой на рукавах.

«Ночью я увидела, как светится стул, и испугалась. Потом поняла, что это сияют подаренные в Японии золотые нитки»

- Здесь собраны практически все виды моего творчества, — улыбается Татьяна Ивановна, приглашая нас на свою небольшую выставку.  — Картины с пейзажами и цветами, галстуки, бабочки, а главное — иконы…

 — Вышивкой икон вы, кажется, увлеклись совсем недавно?

 — Иконы мне давно нравились, но вот вышивать их не бралась, — объясняет Протчева.  — Ведь для этого необходимо особое душевное состояние, на это даже нужно получить благословение у священника. А два года назад произошел случай, который все поменял. Экспоцентр Глушкова пригласил меня оформить стенд на агровыставке в Израиле украинскими работами, чтобы привлечь посетителей. После чего организаторы подарили нам с сыном недельную экскурсию по Святым местам. Я вернулась домой и почувствовала: вроде крылья выросли. Такое ощущение, что меня, чуть ли не помимо моего желания, кто-то в спину толкает вышивать иконы! Я пошла во Фроловский монастырь, получила благословение на это благое дело. Перед этим случилось еще одно знаменательное событие. Когда я была в Японии, то встретилась там с местной мастерицей-вышивальщицей. Мы разговорились. Хотя беседой это сложно назвать, — смеется.  — Она английского не знает, я — японского. Но как две рукодельницы мы друг друга поняли. Я объяснила коллеге, что очень люблю хохлому и гжель (знаменитые русские народные промыслы, славящиеся росписью керамических и деревянных изделий.  — Авт). И хотела бы вышивать гжельские и хохломские рисунки и орнаменты на своих полотнах, но в Украине нет ниток, которые бы ровненько ложились и достойно отображали оригинал. Наша золотая нить ребристая, смотрится грубо. На следующий день японка принесла мне узел ниток золотого люрексового шелка! Во-первых, это огромная редкость, во-вторых, безумно дорогой материал. У меня комок подошел к горлу, я расплакалась, расцеловала ее. Той же ночью, проснувшись, с ужасом заметила, что у меня на стуле что-то ярко светится! Я испугалась. Когда же подошла ближе, увидела, что это те самые подаренные нитки! Оказалось, они пропитаны каким-то особым составом, светящимся в темноте. Этот свет не блекнет и не тускнеет. Теперь этой самой ниточкой я вышиваю нимбы на иконах. А на изображении Христа в терновом венце — самой дорогостоящей на сегодняшний день своей работе — светятся лик Иисуса, его венец и пряди волос… Смотрится божестве

РЕКЛАМА

нно.

 — Ваши картины покупают, наверное, в основном ВИП-персоны?

РЕКЛАМА

 — Да нет, не всегда, — пожимает плечами мастерица.  — Конечно, я подстраиваюсь под желание заказчика. Могу украшать работы и фианитами, и стразами Сваровски, и даже бриллиантами. Иногда люди хотят сделать что-нибудь совместно. Например, жена одного банкира попросила меня вышить на открытке зеленую крону дерева, а потом сама декорировала ее золотым ключиком, солнышком, монетками… Получилось «Денежное дерево» — подарок для ее мужа.

«В Шотландии сын носил вышитый галстук вместе с килтом. Только под «юбку» все-таки надевал нижнее белье»

 — Откуда берете идеи для своих шедевров?

РЕКЛАМА

 — О, у меня много источников, — мечтательно улыбается Татьяна Ивановна.  — Во-первых, использую домашние архивы мамы: именно она научила меня вышивать. Во-вторых, черпаю рисунки из старых советских журналов «Работница» и «Крестьянка» и адаптирую их, чтобы они смотрелись свежо и интересно. Ну и, в-третьих, сама придумываю орнаменты и сюжеты. Раньше рисовала карандашом на бумаге в клеточку. Сейчас для меня огромное удовольствие делать это в специальной компьютерной программе. Там можно сразу придать рисунку всю цветовую гамму, посмотреть, что-то поменять. Это потрясающе!

 — Ваше ноу-хау — это все-таки не картины, а вышитые галстуки. Как родилась эта идея?

 — Из-за сына, — признается вышивальщица.  — Мне хотелось, чтобы Шурик носил что-то национальное. Но в школу украинскую сорочку не наденешь — неправильно поймут. Я раздумывала о каком-нибудь необычном ярком аксессуаре. И тут возникла мысль сделать галстук. Первый раз сын надел его из уважения ко мне и моему труду. Но пришел со школы и с порога закричал: «Супер! Мама, у тебя будут заказчики среди моих одноклассников!» Оказалось, что все его друзья были в восторге, да и экзамен в моем подарке он сдал на пять. Теперь это стало традицией. Сейчас Саша сдает вступительные в медицинский институт, и на все экзамены надевает вышитый галстук. А когда учился в Шотландии, носил его вместе с… килтом! Только под эту «юбку» надевал белье, так что вы не подумайте, — смеется.

 — Я знаю, что один из этих шедевров вы подарили известному аккордеонисту Игорю Завадскому.

 — Это был не просто галстук, а «бабочка», — уточняет Татьяна Ивановна.  — Мы — поклонники творчества Игоря, и на 40-летие я решила сделать ему такой подарок, принести во Дворец «Украина» плод своей фантазии и труда. Ему очень понравилось!

 — Подарок Президенту вы тоже передали лично?

 — Нет. Это сделала Марина Кинах. С женой известного политика мы познакомились случайно. Я сидела на пляже в санатории, как всегда, с вышивкой. Вдруг ко мне подошла женщина и запросто начала расспрашивать, что и как, интересоваться моей работой. Мы разговорились. Оказалось, ее мама тоже была мастерицей вышивки, даже отправляла свою дочь среди ночи покупать нитки. И только позже мне сказали, что моя новая знакомая — жена Анатолия Кинаха. Во время «оранжевой революции» я попросила передать Виктору Андреевичу вышитый мною галстук, и Марина согласилась помочь.

 — Расскажите о том, как вы вышивали вместе с Катериной Ющенко.

 — Это был масштабнейший проект — «Рушник хдностч». Тысяча сто мастериц из разных областей Украины целый год вышивали 9-метровое полотно. Киев представляли семеро человек, среди которых были пани Катерина и я. Скажу честно, перед встречей с женой Президента волновалась. Щеки горели. Но первая леди такая приветливая, коммуникабельная, и это у нее естественное, а не для телекамер. Порадовало также то, что вышивать она умеет. Это видно по тому, как женщина держит иголку, как кладет стежки. Она посетовала, что у нее не получается так хорошо, как у меня. Но я успокоила пани Катерину, объяснила, что у меня просто намного больше опыта. Она рассказала, что увлекаться чем-то у нее не получается. За детьми и общественной работой времени на хобби совсем не остается. От нашей встречи и совместной работы у меня самые добрые и светлые воспоминания.

«Я чувствовала себя Золушкой. За ночь мне нужно было придумать, вышить и декорировать открытку ко дню рождения Виктора Ющенко»

 — Кроме вышивки галстуков, вы ведь еще и куклами занимаетесь? Чего только стоит фигурка премьер-министра Украины!

 — Ой, куклой Юлей ее окрестили уже после того, как я закончила работу, — смеется Татьяна Ивановна.  — А получилось так. В декабре Тимошенко появилась на публике в интересном украинском костюме. Я нашла в одной из книг орнамент ее платья, на домотканом полотне вышила узор и одела куколку. У ляльки были длинные волосы, которые мне захотелось красиво уложить. Решила заплести обруч-косичку. Так и родилась наша премьер-министр!

 — В Киеве вашу семью назвали «Семьей года». Расскажите о вашем муже и сыне.

 — Это — мой тыл, мои поддержка и опора. Они помогают мне, подсказывают, советуют. Например, оставлять в своих картинах под стеклом иголку с вдетой ниточкой (это стало моей визитной карточкой) — идея супруга. Он терапевт, имеет собственную частную клинику. Там же, даст Бог, будет работать и сын. У обоих страсть к авиамоделированию. Первый самолет они сконструировали из ящика из-под апельсинов, мотор сделали из банки «Нескафе». Конечно, сейчас другие технологии, более совершенные материалы. Я вместе с ними выезжаю на полеты. Это так захватывающе! Кстати, сын, который раньше не особенно трепетно относился к моей работе, теперь совершенно изменился. Когда я вышивала мужу на день рождения самолет, Саша тоже подключился, сделал пару десятков стежков. У нас дома вообще весело. Одна комната — мастерская авиамодельного спорта, другая — вышивки, а третья — спортзал. В каждой стоит софа, так что гостей нам принимать негде. За каждым из членов семьи распределены обязанности, но большинство делают мои мальчики, за что огромная им благодарность. Сын убирает, муж готовит. Причем не яичницу и макароны, а полноценные обеды и ужины! Даже Шурик иногда может сотворить такой кулинарный шедевр, что я просто диву даюсь: сама бы такого в жизни не сделала!

 — Есть ли у вас табу в вышивке?

 — Я не люблю делать работы на заказ. Легче продавать уже готовое, но то, что захотелось придумать и создать самой. Наотрез отказываюсь вышивать копии с фотографий и портреты конкретных людей. Это не мое. Вышивка — состояние души, фантазия, творчество: загонять себя в рамки очень тяжело.

 — Как же в вас уживаются творческая личность мастерицы-вышивальщицы и заведующая бюро приватизации?

 — К сожалению, даже эксклюзивной ручной работой на жизнь не заработаешь. У нас в стране не та платежеспособность, чтобы люди могли покупать себе вещи и украшения, которые я делаю. Сделать свое искусство дешевым невозможно, оно потеряет всякую рентабельность. А для людей среднего достатка доступны скорее вещи, вышитые на машинках, а не вручную. Но я этим не занимаюсь. Поэтому совмещаю свою должность в администрации с любимым занятием. Кстати, даже на рабочем месте меня окружают мои картины. Они греют и создают уют. И посетители приятно удивляются, когда заходят ко мне.

 — Вспомните самую необычную историю, связанную с вашей вышивкой?

 — Накануне 23 февраля мне позвонили из Секретариата Президента и сказали: на завтра нужна открытка с вышивкой для Виктора Ющенко. Я растерялась. Достать чуть ли не среди ночи саму открытку, придумать рисунок, сделать да еще и привезти… Почувствовала себя чуть ли не Золушкой. Но все получилось. Знакомая из типографии привезла мне открытку, я быстро вышила украинский орнамент, слово «Вчтаю!», украсила его малюсеньким карандашиком и понеслась в Секретариат. Слава Богу, успела. И я думаю, именинник остался доволен.

540

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів