Деньги

Придется сдать на разборку либо сжечь: почему легализовать большинство «евроблях» не получится

9:06 14 ноября 2018 21338
авто на еврономерах

Верховная Рада приняла долгожданные законы, которые наконец-то дадут возможность пользователям нерастаможенных автомобилей иностранной регистрации легализовать их в Украине. Впрочем, эти законы регулируют не только проблемы так называемых евроблях — один из них, изменяя порядок начисления акцизного налога, уже вскоре будет применяться ко всем ввозимым в нашу страну транспортным средствам. Другой закон устанавливает админответственность за нарушение правил временного ввоза и транзита транспорта в нашей стране — штрафы предусмотрены очень серьезные и в будущем уже не дадут возможности незаконно пользоваться нерастаможенными машинами. Принятые документы не понравились отечественным «евробляхерам», и они заявили, что обратятся к президенту Украины с просьбой ветировать законы. Какие же новшества они предполагают и почему не устроили «евробляхеров»?

Чем старше машина, тем дороже ее растаможка

8 ноября Верховная Рада приняла судьбоносные для «евробляхеров» законы № 8487 и № 8488.

Документ № 8487 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по налогообложению акцизным налогом легковых транспортных средств» устанавливает новый принцип начисления акцизного налога. Он будет определяться исходя из такой формулы: Ставка = Ставка базовая x Коэффициент двигателя x Возраст автомобиля.

Ставка базовая привязана к объему двигателя и его типу. Так, для бензиновых автомобилей с двигателем объемом до 3000 кубических сантиметров ставка
составляет 50 евро, а свыше — 100 евро. Для дизельных машин ставки побольше — на автомобили с мотором до 3500 кубических сантиметров — 75 евро, а свыше — 150 евро.

Коэффициент двигателя определяется делением объема двигателя на 1000. Например, если объем составляет 2000 кубических сантиметров, то коэффициент равен двум.

Коэффициент возраста автомобиля определяется числом полных календарных лет с года выпуска минус один. Предельный коэффициент — 15 лет, даже если автомобиль старше 16 лет. Благодаря этой норме отменяется привязка к экологическим стандартам, обязательным при ввозе подержанных машин в Украину. Напомним, что на сегодня импорт иномарок ограничен стандартом Евро-5, которому соответствуют двигатели автомобилей, выпущенных не ранее 2010 года.

Для примера рассчитаем акцизный налог на легковушку VW Passat 2012 года выпуска с дизельным мотором объемом 2,0 литра. Согласно формуле ставка акциза равна 75×2×5 = 750. То есть акциз на такой автомобиль составит 750 евро.
Важно понимать, что этот принцип начисления налога будет применяться не только к «евробляхам», но и ко всем транспортным средствам, ввозимым в Украину, в том числе и к новым.

Кроме того, закон № 8487 предусматривает также акцизный сбор для импорта электромобилей. Для легковушек он составит 1 евро за 1 киловатт/час емкости аккумуляторной батареи. К примеру, налог за 30-киловаттный Nissan Leaf составит 30 евро. А вот для более мощных электрических транспортных средств (микроавтобусов, автобусов, троллейбусов) акциз составит 100 евро. Напомним, что до нового года для ввоза электромобилей действует льгота и акциз на них не начисляется.

Переходные положения принятого закона предусматривают также скидку на уплату акцизного налога: так, на протяжении первых 90 дней после вступления в силу закона № 8487 уплачивается только 50 процентов от начисленного сбора, а в течение еще 90 дней — 75 процентов от ставки акциза (всего льготы будут действовать в течение 180 дней). Такой принцип будет применяться ко всем транспортным средствам, ввозимым в Украину для личного пользования, но в количестве не более одного автомобиля на человека. И этим бонусом смогут воспользоваться не только владельцы нерастаможенных автомобилей «на евробляхах», но и все украинцы, которые ввозят автомобили.

Примечательно, что в конечных положениях закона предлагается направить все поступления, полученные при растаможке машин с еврономерами, ввезенных на территорию Украины в период с 1 января 2015 года и до вступления в силу этого документа, в Пенсионный фонд.

За нарушения правил ввоза или транзита штрафы составят до 170 тысяч гривен

Второй принятый Верховной Радой документ № 8488 — «О внесении изменений в Таможенный кодекс» — устанавливает админответственность за нарушение таможенных правил при ввозе транспортных средств в Украину.

В частности, вводятся четкие требования, касающиеся временного ввоза и транзита транспорта. Из ключевых отметим такие:

  • временный ввоз автомобилей коммерческого назначения гражданами-резидентами при выполнении ими обязательств по трудовым договорам с иностранными компаниями разрешается на срок до 10 суток с внесением денежного обеспечения (залога), равного сумме растаможки аналогичного транспорта;
  • транспортное средство личного пользования в режиме транзита может находиться в Украине только с целью перемещения через таможенную территорию страны;
  • при временном ввозе автомобилей личного пользования на срок более чем на 30 суток таковые подлежат государственной регистрации;
  • временный ввоз гражданами-нерезидентам более чем одного личного автомобиля разрешается при наличии денежного обеспечения, равного сумме растаможки аналогичного транспорта;
  • транспортное средство, ввезенное в режиме транзита или временного ввоза, нельзя разукомплектовать или передать во владение, пользование или распоряжение другим лицам, а также использовать его в предпринимательской деятельности или для получения дохода, например, в такси.

За передачу нерастаможенного автомобиля во владение, пользование или распоряжение другим лицам и его использование в предпринимательской деятельности установлен штраф в размере 34 тысячи гривен.

Помимо этого, предусмотрен целый ряд штрафов за просрочку транзитного ввоза:

  • на сутки — 170 гривен;
  • более одних и до 10 суток — 3,4 тысячи гривен;
  • от 10 до 20 суток — 8,5 тысячи гривен;
  • от 20 до 30 суток — 85 тысяч гривен;
  • более 30 суток, а также в случае потери или разукомплектации автомобиля — 170 тысяч гривен или конфискация авто.

А вот при нарушении правил временного ввоза будут применяться несколько другие санкции:

  • при просрочке на срок не более трех суток — предупреждение или 850 гривен;
  • от трех до 10 суток — 5100 гривен;
  • от 10 до 20 суток — 17 тысяч гривен;
  • от 20 до 30 суток — 85 тысяч гривен;
  • более 30 суток, а также в случае потери или разукомплектации автомобиля — 170 тысяч гривен или конфискация авто.

Закон № 8488 прописывает и правила взаимодействия подразделений Государственной фискальной службы, Госпогранслужбы и Нацполиции. К примеру, если разрешенный срок пребывания автомобиля иностранной регистрации в Украине истек, а он так и не был вывезен за пределы страны, таможенники обязаны сообщить об этом нарушении полицейским и пограничникам.

Полицейские имеют право остановить такую машину на дороге и выяснить, не нарушены ли требования к ее управлению и сроки пребывания на территории Украины. Если выяснится, что управление авто было кому-то передано, полицейский должен сообщить об этом таможенникам и выписать штраф в размере 8,5 тысячи гривен, а при повторном таком же нарушении в течение одного года — штраф 17 тысяч гривен с лишением права управления на один год и с оплатным изъятием такого транспорта или без такового. Что любопытно, протокол о нарушении может быть составлен таможенником в отсутствие нарушителя и вручен ему при выезде из Украины. При этом пограничники не должны допустить выезд за пределы нашей страны автомобилистов, нарушивших правила временного ввоза или транзита без уплаты соответствующих штрафов.

За растаможку «евробляхерам» придется заплатить почти вдвое больше стоимости авто

Как видим, установлены достаточно жесткие правила, которые в будущем не позволят незаконно ввозить и использовать нерастаможенные автомобили. Это не устроило отечественных пользователей «евроблях», хоть им разрешили узаконить их транспорт, убрали ограничение, связанное с экологическими нормами, существенно снизили акцизный налог и ввели 50-процентную скидку на растаможку.

Лидер общественной организации «Авто Евро Сила» Олег Ярошевич пригрозил организовать всеукраинскую акцию протеста, чтобы вынудить президента ветировать закон. Более того, он сжег личный внедорожник Land Rover, записав акцию на видео и выложив его в YouTube. Так он выразил протест против принятия, по его словам, «антинародного закона», который совсем не разрешает проблему легализации нерастаможенных машин в Украине. Более того, по мнению Ярошевича, закон усложняет жизнь пользователям таких машин и вводит дорогую растаможку, которая многим «евробляхерам» не по силам.

«ФАКТЫ» решили подсчитать, действительно ли принятый закон устанавливает непомерные налоги для пользователей автомобилей с еврономерами. Возьмем, к примеру, одну из наиболее популярных в нашей стране Audi A6 2000 года выпуска с турбодизельным мотором объемом 2,5 литра и пробегом более 300 тысяч километров. В Литве или Польше такую машину реально купить за 1 тысячу евро. Согласно новой формуле акциза: 75 евро (базовая ставка) х 2,5 (коэффициент объема мотора) х 15 (коэффициент возраста) = налог на такое авто 2815 евро. Но если учесть 50-процентную льготу на уплату акциза в течение 90 дней со дня вступления закона в силу, получится 1407 евро. Для уплаты остальных необходимых таможенных платежей к этой сумме нужно приплюсовать ввозную пошлину размером 7 процентов стоимости авто (70 евро) и НДС — 20 процентов (495 евро). Итого общая сумма растаможки получается 1972 евро. То есть почти вдвое больше стоимости самого автомобиля за рубежом. И это явно противоречит желаниям «евробляхеров», которые настаивали на том, чтобы растаможка транспортных средств в Украине стоила не более 30—40 процентов его стоимости за рубежом. Хотя справедливости ради нужно отметить, что даже с такими налогами растаможка машин иностранной регистрации будет выгодной. Так, как та же Audi A6 2000 года выпуска в Украине стоит от 5,3 до 7,5 тысячи евро.

Но высокие ставки растаможки далеко не единственная проблема украинских пользователей «евроблях» — не меньше хлопот им доставит и легализация своего транспорта. Ведь в большинстве случаев они не являются его владельцами — де-юре это иностранцы (так называемые верблюды — перегонщики, которые ввезли их на территорию Украины, или зарубежные частные собственники или компании). «Евробляхерам» потребуется найти иностранцев, чтобы они сняли с учета их машины, переоформив на них купчую, и только после этого лично ввезти такой транспорт в нашу страну и уплатить растаможку. С учетом того, что многие «евробляхи» продавались подставными лицами и нередко фиктивными иностранными фирмами, найти таковых будет нереально. Более того, если машина давно вывезена из-за рубежа, у нее явно закончилась страховка или техосмотр и регистрация транспорта была аннулирована. В подобном случае при выезде такой машины за пределы Украины ее смогут задержать, отправив на штафплощадку, а ее водителя — оштрафовать за управление незарегистрированным транспортным средством.

Получается, что легализовать большинство «евроблях» не получится, а раз так, то их украинским пользователям придется либо так же пафосно сжечь их, как это сделал глава их общественной организации, либо — в лучшем случае — за копейки отдать на разборку, и подобных предложений у автобизнесменов явно будет предостаточно.

Из-за этого «евробляхеров» и не устраивают принятые законы. Какой будет реакция президента на их обращение — узнаем в ближайшее время.

Мы решили разобраться, уменьшился ли в связи с принятием закона акцизный сбор по сравнению с так называемым льготным акцизом, действующим до конца нынешнего года, подешевеет ли в связи с этим растаможка ввозимых в Украину автомобилей. Читайте об этом в ближайшем выпуске автополосы «ФАКТОВ».

Ранее «ФАКТЫ» подробно рассказывали о схемах, которые используют перегонщики «евроблях», чтобы ввезти автомобиль из-за рубежа в Украину.

* Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

Читайте также
Новости партнеров