«деньги на свою первую фирменную пластинку «битлз» я копил полгода, экономя на школьных обедах»
В Музее битломании даже воссоздана «зебра» (пешеходный переход) на лондонской улице Abbey Road. Ведь на ней сделан один из самых знаменитых фотоснимков участников «Битлз»: Пол Маккартни, Джон Леннон, Ринго Старр и Джордж Харрисон шествуют по «зебре». Кроме того, на Abbey Road находится знаменитая студия звукозаписи, с которой сотрудничали «Битлз».
«Дни рождения участников «Битлз» мы отмечали с их манекенами»
— Мы воссоздали комнату молодого битломана 70-80-х годов, — рассказал «ФАКТАМ» председатель киевского совета международного клуба «Битлз» 50-летний Вадим Легкоконец. — В импровизированной комнате поставили бобинный магнитофон 1971 года выпуска, гитару, ударную установку, также развесили черно-белые фотографии участников легендарной группы, самодельные пластинки. Их записывали на «костяшках» (рентгеновских пленках) или на фотобумаге, покрытой лаком. Недавно одну из таких пластинок показали популярному певцу Гарику Кричевскому. Он по образованию врач и однозначно заявил, что на рентгеновском снимке зафиксирован перелом у ребенка. Интересно, что особым шиком считались пластинки на засвеченных рентгеновских пленках — они непрозрачные, молочного цвета.
А вот любопытные фотографии: на них запечатлено, как мы, молодые битломаны (компания насчитывала человек 12-15), отмечали дни рождения участников «Битлз» и годовщины выхода их альбомов. Видите, кукла размером со взрослого человека и головой Пола Маккартни. Мы ее сделали на 40-летие музыканта в 1982 году. Получалось, что Маккартни как бы присутствует на вечеринке вместе с нами. Наливали ему бокал вина «Бчле мчцне» (мы его называли «биомицин»). Девчонки фотографировались, усаживаясь к манекену на колени, парни — по-дружески обняв за плечи, делая вид, что берут интервью.
В те времена киевские фаны ливерпульской четверки, как правило, находили друг друга в местах, где фарцовщики торговали пластинками, магнитофонными записями, фотографиями «Битлз», — возле магазина грамзаписей на площади Льва Толстого (напротив кинотеатра «Киев») и на проспекте Дружбы Народов (там был магазин пластинок, находившийся поблизости от нынешнего Дома мебели). Правда, денег на фирменную пластинку у меня и многих других наших ребят не было. Она стоила 50 рублей — почти половину месячной зарплаты моей мамы — врача. Поэтому все делали сами. Для записей использовали хитроумные аппараты, созданные народными умельцами. Опишу, как они работали. Включалась магнитофонная запись песни. Создаваемые при этом звуковые колебания устройство наносило патефонной иглой на пластинку. Так у кого-то одного появлялся «альбом», а все потом переписывали уже у него. Таких аппаратов на весь СССР было всего около 15 штук.
Первую свою фирменную пластинку я купил за 25 рублей в 14 лет (кстати, увлекся «Битлз», когда мне было десять). Деньги собирал, экономя на школьных обедах. Пластинка была старенькая, поцарапанная, поэтому продавалась относительно недорого. Сейчас она стоит около 100-150 долларов.
Купить нормальные фотоснимки участников «Битлз» тоже было не по карману. Приходилось перефотографировать. Качество снимков было ужасным, но тогда на это внимания не обращали.
«Подарим сэру Полу кобзу, изготовленную в 1956 году, когда он сочинил свою первую песню»
- Сколько сейчас стоит раритетная самодельная пластинка на рентгеновском снимке?
— 40-50 евро.
— А какова рыночная цена первых пластинок «Битлз»?
— Их отпечатали в Англии в 1963-м. Пластинка с монозаписью ныне стоит две тысячи долларов, стерео — пять-семь тысяч. Я мечтаю о таком приобретении для своей коллекции. А самое дорогое для каждого битломана — автограф Пола Маккартни. В последнее время сэр Пол все меньше дает автографов. На концерте в Питере в 2004-м никому не удалось взять, в Москве в 2003-м автографы получили семеро счастливчиков. Они застали певца выходящим из автобуса. Я, например, с друзьями дежурил под гостиницей, где он останавливался, но пробиться к музыканту так и не получилось.
На рынке автограф мэтра стоит 1200-1300 долларов, а если он именной (например, «Николаю от Маккартни») — 2300-2500, по сути, вдвое дороже. У меня его автографа нет, но в Киеве есть три счастливых обладателя такого раритета. Вообще-то, на аукционе мог бы купить и я, но ценен автограф, который я бы получил сам. Кроме того, покупая, можно нарваться на мастерскую подделку или на подпись, сделанную одним приятелем «Битлз»: пока Маккартни с товарищами развлекались, этот приятель подписывал за них пластинки и книги.
— У вас есть шанс взять автограф у Пола Маккартни в Киеве?
— Надеюсь. Например, когда в следующую субботу мы здесь будем вручать музыканту подарок — высококачественную бас-кобзу 1956 года выпуска (это год, когда Маккартни написал свою первую песню). Подарки обычно берет кто-то из охраны, а сэр Пол может пожать тебе руку. Кстати, львовские битломаны подарят ему рубашку-вышиванку, они специально заказали ее у мастеров. А кобзу мы нашли у торговца музыкальными инструментами на Андреевском спуске. Гитарный мастер Константин Караган сказал, что инструмент отличный, великолепно подобрано дерево. Константин сделает косметический ремонт и «перекинет» струны, чтобы левше Маккартни было удобно играть.
На концерте члены нашего клуба получат места в фан-зоне — возле самой сцены. А VIP-гости будут находиться за нами. Такой порядок установили на концерте в Москве. Тогда для важных персон поставили стулья сразу возле сцены, но директор туров музыканта — Барри Маршал — возмутился: мол, перед сценой должны быть люди, влюбленные в творчество Маккартни. И тогда фан-зону перенесли к сцене.
На фанах не будет ни одной кожаной вещи, ведь Пол Маккартни вегетарианец. Смотрите, у меня даже ремень на джинсах брезентовый, — улыбается Вадим, приподнимая майку с портретом музыканта. — Чехол для кобзы тоже будет брезентовым. Кстати, в кафе в PinchukArtCenter (находится на Бессарабской площади) сэра Пола обещают угостить омлетом, приготовленным без единого яйца. Вместо яиц используют нутовую муку. Ее делают из нута — турецкого горошка. И вот еще что: на концерте запрещено использовать древки, удочки или другие предметы для флагов и транспарантов. Их следует держать непосредственно в руках. Ведь транспаранты на древках мешают многим зрителям видеть сцену.
917Читайте нас у Facebook