«вторая беременность — это ваш смертный приговор! « — предупреждали врачи молодую женщину. А через 18 лет, вопреки страшному вердикту медиков, в семье сельского священника отпраздновали рождение уже четырнадцатого ребенка
Когда 18 лет назад Лидия подарила своему 22-летнему мужу Саше Ткаленко первого ребенка — дочурку Машеньку, врачи строго предупредили молодую женщину: «Следующая беременность — это ваш смертный приговор!» Прошли годы. Сегодня в семье настоятеля храма Святого Николая в райцентре Володарское Донецкой области протоиерея Александра и матушки Лидии уже 14 детей. Отец Александр, с которым мы встретились накануне светлого праздника — Троицы, рассказал корреспонденту «ФАКТОВ» удивительную историю, которая заставляет усомниться во многом, что нам рекомендует официальная медицина.
«В юности я, как и мои сверстники, гонял на мопеде. Так лихачил, что вспомнить страшно»
— Это был огромный риск, ваша жена могла умереть, а дочка — остаться наполовину сиротой. И все же вы решились, как говорится, продолжить род человеческий
— Но ведь дети — это дар Божий, — говорит отец Александр. — Тогда, 18 лет назад, мы посоветовались со своими духовными наставниками и пришли к выводу, что промысел Божий не подвластен законам, придуманным людьми. И — словно по Божьему Завету: «Плодитесь и размножайтесь!» — начали появляться на свет наши славные детки.
Когда мы с матушкой Лидией только поженились, планировали так: детей у нас будет двое — мальчик и девочка. А сегодня у нас семь мальчиков и семь девочек. Может, это от родителей передалось: в семье моего папы было
11 детей, у мамы — шестеро братьев и сестер. В то время хоть и жили не в роскоши, но деток рожали. На этом стояла сила веры и мощь державы. Дети были основным богатством.
Как-то беседовал с известным мариупольским доктором. Он говорит: «Батюшка! Что-то неладное происходит в нашем обществе. Спрашиваю у своих пациенток: «Будете рожать?» Ответ убивает наповал: «Евроремонт надо сделать, квартиру обставить, прибарахлиться, а потом уже и о ребенке подумаем». А ведь отцы церкви говорили: «Еще дитя не родилось, а для него уже все есть!»
— А как вы познакомились со своей будущей женой?
— После окончания училища Лида (тогда еще Лиля) проходила практику на Снежнянской швейной фабрике, а я работал там водителем и развозил швейные изделия практически по всему Донбассу. Как и мои сверстники, гонял на мопеде, потом приобрел мотоцикл. Я так лихачил, что вспомнить страшно. Затем выучился на водителя-профессионала, работал дальнобойщиком на КамАЗах.
Но вскоре к нам пришла беда. Вся семья начала болеть, угасать на глазах. Врачи только руками разводили, причины найти не могли. Не помогли знахарки, ворожки, целительницы. Оставалась последняя надежда — обратиться к Богу. И чудо свершилось! Все поправились. После этого я уверовал в Господа. По настоянию моих духовных пастырей поехал учиться в Киевскую духовную семинарию. Окончив ее, получил приход на Соленых озерах под Славянском. А с 1990 года и по сей день служу настоятелем храма в Володарском.
«Я не против компьютера, но вначале нужна стиральная машина для матушки»
— Рассказывают, что вам несладко пришлось на первых порах.
— Мы прошли и через эти испытания, которые уготовил Господь. Поселились в ветхом домике при старой церкви. На такую большую семью всего четыре комнатки было. Завели корову. И, слава Богу, выжили. Дети у нас замечательные, одаренные. Вы слушали, как они поют на клиросе в церковном хоре. Мальчики пономарями служат. Со школой проблем у нас нет, дети послушные и хорошо учатся. У хлопцев все комнаты увешаны дипломами и грамотами за достижения в учебе и спорте. Боксом занимаются, дзюдо, баскетболом, футболом. Девочки — рукодельницы, музыканты, журналисты.
— Отец Александр, я знаю, что сегодня ваше семейство живет уже в новом просторном доме.
— Благодаря молитвам, хлопотам районных властей и помощи областных властей нам выделили 200 тысяч гривен на покупку нового дома.
— У ваших детей компьютер есть или вы противник такой техники?
— Нет, не противник. Просто пока он нам не по карману, а компьютерная грамота детям позарез нужна. Но мы решили, что сначала купим для матушки стиральную машину-автомат. Старенькая машина уже не тянет, барахлит. А стирать приходится ой как много.
— О своей прежней профессии вспоминаете? Увлечение машинами не прошло с годами?
— В моих водительских правах открыты все категории. Долгие годы нам обещали дать для храма микроавтобус. Одно мариупольское предприятие даже выделило «Фольксваген», потом, правда, забрало обратно. Но Господь нас не оставляет. Благодаря хорошим людям мы все-таки купили на Западной Украине недорогой грузовичок «Мерседес», переоборудовали его в 15-местный грузопассажирский микроавтобус, и теперь он нам хорошая подмога. Вы уже сами убедились, что после каждого богослужения мы накрываем в трапезной нашего храма столы и даем бесплатный обед для всех прихожан. Теперь уже своим транспортом ежедневно доставляем продукты. Кроме того, ребятишек летом можем вывезти на море. А на прежнем семиместном «Фольксвагене» детей приходилось возить в багажнике.
— Дети вам помогают по хозяйству?
— Как и во всякой многодетной семье: старшие нянчат младших, младшие донашивают одежду старших. Они — первые помощники матушки и моя надежная опора, вера в то, что жизнь на этой земле проживу не зря.
— Через неделю начинается Петров пост. Вы в своей проповеди говорили, что для больных и страждущих поста нет. Расскажите, как же правильно поститься.
— Человек должен соизмерить свои силы и посоветоваться с духовником. Бывает, что воздержание от высококалорийной пищи только наносит вред. Вот, скажем, металлург каждую смену выдерживает огромные физические нагрузки. Как ему сидеть на хлебе и воде? Это относится и к шахтерам, которые работают в очень трудных условиях. С особой осторожностью надо, а может, и вовсе не нужно соблюдать пост беременным женщинам и кормящим матерям. А тем, кто говеет, похваляться не следует. Чтобы искренне служить Богу, надо делать это скромно.
486Читайте нас у Facebook