«в украине меня покусал рой пчел, но это пустяки по сравнению с малярией и гепатитом, которые я подхватил в африке»
С 52-летним Люком Коммюно, несколько лет назад обогнувшим на велосипеде земной шар, мы беседовали возле Владимирского собора — через пару часов после того, как неугомонный француз добрался до столицы Украины. Небрит, в запыленной одежде, но со счастливой улыбкой на лице. Велосипед обвешан шестью баулами. К раме прикреплены литровые бутыли с водой. Из багажника торчит длинная люминесцентная трубка, похожая на антенну. Она светится по ночам для того, чтобы водителям автомобилей легче было заметить велосипедиста.
«В жару выпиваю по восемь литров жидкости»
— Совершаю трансевропейское путешествие Дижон — Москва — Дижон с заездом не менее чем в десять столиц, — говорит Люк Коммюно. — Уже побывал в Амстердаме, Брюсселе, Берлине, Варшаве, Вильнюсе, Таллине, Риге, Москве.
Люк стартовал 24 апреля. За два с половиной месяца он уже «накрутил» 6700 километров, преодолевая по 100-150 в день. В самых крупных городах велосипедист делает привал на несколько суток.
— В большинстве случаев ночую в палатке, забравшись в спальный мешок, — рассказывает путешественник. — Ведь останавливаться в гостиницах мне не по карману — тратить больше десяти евро в сутки я не могу себе позволить. Из посуды вожу с собой маленькую кастрюльку, кружку и чайную ложку. Готовлю на миниатюрном бензиновом примусе либо макароны, либо суп быстрого приготовления. Других продуктов не беру. В кафе покупаю первые блюда, салаты. Кстати, мне очень по вкусу пришлись ваши борщ и солянка. В жару за день выпиваю литров по восемь жидкости, в том числе пол-литра колы. Ведь в ней есть кофеин, а при больших физических нагрузках он мне необходим.
— А жители украинских деревень вас угощали?
— В Киев ехал по лесным дорогам Черниговской области. Села там встречаются очень редко. Но на ночлег остановился в одном из них, разбил палатку во дворе пожилых крестьян. Хозяева упрашивали меня заночевать в доме, но я не хотел их стеснять. От простой крестьянской еды — хлеба, картошки, компота, — конечно же, не отказался. А перед этим произошла трагикомическая история. Подъезжаю к какому-то подворью, а там пасека. Пчелы меня учуяли — и бросились в атаку. Искусали. Еле удрал. Впрочем, это пустяки по сравнению с малярией и гепатитом, которые я подхватил в Африке. Кстати, в моей походной аптечке лекарства против диареи, простуды, обезболивающие, антибиотики, витамины. Но пока я ими не пользовался, кроме витаминов — пью их с чаем.
Экстремальными путешествиями Люк увлекся в 1980 году. Тогда ему было 25 лет, он только окончил университет, получил диплом инженера-строителя. А накануне прочел книгу одного путешественника, который за семь лет обошел пешком земной шар.
— Мне ужасно захотелось последовать его примеру, вот только растягивать одиссею на годы не мог тогда и не могу сейчас — нужно зарабатывать на жизнь, — продолжает Люк. — Остановился на велосипеде — на нем передвигаться быстрее и легче, чем на своих двоих. Сначала решил проехать всю Африку, с запада на восток, к острову Мадагаскар. Чтобы не «изжариться» под африканским солнцем, стартовал поздней осенью. По дороге видел пасущиеся стада зебр, антилоп, буйволов, слонов. Заезжая под вечер в очередную деревню, шел знакомиться с вождем. Прежде всего просил воды, чтобы смыть пот и грязь. Никто из них не отказывал, более того, предлагали разделить с ними ужин. Так что всяческих местных блюд, как правило, очень острых, напробовался вдоволь. Особенно сложно было с питьевой водой. Приходилось прибегать к специальным таблеткам. Бросишь такую в воду, подождешь около часа, чтобы опасные микробы были убиты наверняка, и только затем пьешь.
«В Алтайском крае велосипед у меня украл 13-летний мальчишка»
За семь месяцев Люк добрался до Дар-эс-Салама (столицы Танзании). Оставалось пересечь Мозамбикский пролив и достичь цели путешествия — острова Мадагаскар. Но у него украли велосипед и весь багаж — 30 килограммов. Денег почти не было. Пришлось подрабатывать, чтобы купить старый велосипед, а затем — дешевый билет на корабль, идущий во Францию.
— Через несколько лет я еще раз попытался пересечь Африку, — говорит путешественник, — но нужно было экстренно возвращаться с полпути из-за того, что заразился гепатитом. Однако от экстрима не отказался. Занялся освоением других континентов. В 1997 году проехал через всю Европу и Азию — от родного города Дижона до Пекина. А когда в 2002 году мне исполнилось 47 лет, обогнул на велосипеде земной шар по 47-й параллели — через Америку, Европу, Азию — и финишировал на Дальнем Востоке. Кстати, во время кругосветки я проезжал по югу Украины. А когда добрался до Алтайского края России, у меня вновь стащили велосипед. Поставил в лесу палатку и лег спать. Велосипед был на улице. Утром оказалось, что его кто-то увел. Пришлось обращаться в милицию.
Власти устроили в ближайшем селе собрание, и люди выдали воришку — 13-летнего местного пацана. После успешного раскрытия кражи кортеж правоохранителей сопровождал Люка до административной границы Алтайского края.
— А глава местной милиции подарил мне на память карманные часы с символикой МВД России, — продолжает Люк Коммюно, демонстрируя презент.
— Что у вас за велосипед?
— Он из особо прочной стали, изготовлен специально для меня еще в 1997 году. Пережил и путешествие из Франции в Китай, и кругосветку. Думаю, что нынешний пробег по столицам Европы его не доконает. Хотя поломки, конечно, бывают. Например, на подъезде к Пекину лопнул металлический обод заднего колеса, из-за этого я еле доехал до города. А в Польше сломалось приспособление, на котором крепится багаж. Мой брат Ноэль оперативно выслал из Франции запасное. Каждые два дня я отправляю ему отчет о том, как проходит путешествие. Эта информация доступна каждому, ведь Ноэль размещает ее на моем сайте в интернете.
— Сколько у вас комплектов одежды?
— И в зной, и в дождь еду в костюме, что на мне. За эти два с половиной месяца дважды его стирал. Он сделан из особого синтетического материала, прекрасно защищает и от палящих лучей солнца, и от непогоды. К тому же в дождь надеваю непромокаемую накидку. Обязательны солнцезащитные очки и шапочка. А перчатки я уже стер до дыр. У меня две пары обуви — велосипедные кроссовки и босоножки, — две пары носков. Стираю их при первом же удобном случае. Чтобы защитить шею от солнечных лучей, повязываю на нее платок из хлопка.
— Во Франции у вас есть работа?
— Я преподаю в ремесленном училище. Для путешествий использую каникулы и беру отпуск. В дорогу меня зовет стремление увидеть мир и встретиться с новыми людьми. Собственным примером я демонстрирую своим ученикам, что все зависит от тебя самого. Хочешь увидеть другие страны — садись на велосипед и езжай.
— Вам не бывает страшно?
— Боюсь попасть в аварию. Скажем, на трассе Санкт-Петербург — Москва еле успевал уворачиваться от несущихся на бешеной скорости фур дальнобойщиков. Опасаюсь встреч с плохими людьми, дикими животными. Но стараюсь на этом не зацикливаться и решать проблемы по мере их возникновения. Далеко не всегда придерживаюсь первоначально разработанного маршрута. Скажем, по дороге в Пекин сделал огромный крюк — в Пакистан, Индию и Лаос.
— А как готовитесь к путешествию?
— Поддерживаю физическую форму, занимаясь бегом и альпинизмом. Поднимался даже на Монблан, высочайшую гору Западной Европы.
355
Читайте нас у Facebook