«Спит прямо на полу посольства»: подробности международного скандала вокруг похищения ребенка в Запорожье
Украинка Анастасия Могенсен десять суток простояла под посольством Дании в Киеве. Женщина требовала пустить ее к двухлетнему сыну Даниэлю (на фото в заголовке), которого, по словам Анастасии, похитил родной отец-датчанин и все это время удерживал прямо в здании посольства. Анастасия пикетировала посольство даже по ночам, но к сыну ее не пускали. Чтобы забрать ребенка, ее муж, по словам Анастасии, жестоко избил ее мать, которая гуляла с Даниэлем на улице. После чего хотел вывезти ребенка в Данию. А когда Анастасия обратилась в полицию по поводу похищения сына, Ян Ког Могенсен (так зовут отца Даниэля) спрятал мальчика на территории датского посольства.
Подробности нашумевшей истории, которая грозит обернуться дипломатическим скандалом между Киевом и Копенгагеном, выяснили «ФАКТЫ».
Анастасия Могенсен в браке с датчанином Яном Ког Могенсеном прожила три года, у них родился сын. Примерно год назад женщина вернулась в родное Запорожье. Ребенка привезла с собой. Анастасия прилетела в Украину погостить, но потом решила в Данию не возвращаться.
- Сначала дочка действительно собиралась в Украину ненадолго, — рассказала «ФАКТАМ» мама Анастасии Елена Малапура. — Когда она уезжала, у них с мужем еще были нормальные отношения, она собиралась вернуться. Настя приехала в первую очередь из-за проблем медицинского характера, которые нужно было решать оперативным путем. Сначала думали, что это на месяц, но потом стало ясно, что лечение продлится минимум три с половиной месяца. Настя сказала Яну, что приехать через месяц, как обещала, не сможет. Ему это не понравилось: «Ты что? Немедленно приезжай!» Дочка объясняла, что ей нужно продолжать лечение, но Ян этого не понимал. В результате заявил: «Я забираю ребенка. А ты оставайся, лечись». Настя не согласилась. С тех пор начались конфликты, бесконечные споры. Он постоянно спрашивал — мол, на каком основании ты не даешь мне сына. Настя предлагала ему приехать в Украину и проводить с сыном время здесь. Ян не соглашался: «Мне нужно работать. Я просто уеду с ребенком». Дочка ответила ему категорическим отказом. А он, очевидно, воспринял это так, как будто у него украли сына…
— До того, как Ян Ког Могенсен забрал ребенка, вы знали, что он приехал в Украину?
— Нет. Ни я, ни дочь даже не догадывались, что он прилетел. Домой к нам он не приходил.
- Он вообще не выходил на связь?
- Дело в том, что, когда начался этот конфликт, дочка отключила телефон и удалилась из всех социальных сетей, чтобы Ян ее не преследовал. Хотя место жительства мы не меняли. Если бы он хотел, мог бы к нам прийти. Но он пошел другим путем — вместе с неизвестными напал на меня на улице, избил и забрал ребенка.
— Когда это произошло?
- 2 мая около пяти часов вечера. Я гуляла с ребенком возле дома. Даниэль катался на велосипеде. Они напали на меня сзади. Кто-то схватил меня за шею и начал душить. А Даниэля тут же оттянули и затолкали в машину. Ребенок начал кричать. Ян (я его узнала) отшвырнул меня в сторону. Я бросилась в ту машину, чтобы не дать им увезти внука. Неизвестные, которые там находились, начали меня оттуда выталкивать. Вышвырнули так, что я ударилась головой о бордюр. Все это было на глазах у Даниэля, который плакал и громко кричал. Как назло, рядом не было людей, и мне некому было помочь. Некоторые соседи видели эту сцену из своих окон.
Мы тут же вызвали полицию, начали разыскивать Яна. Звонили его родителям, всем его друзьям, но бесполезно. Потом решили поехать в посольство Дании. Запорожская полиция тогда уже объявила Даниэля в розыск, и мы подумали, что его отец может прятаться в посольстве. Так и оказалось. Он был там с Даниэлем. Настю за все эти десять дней ни разу к сыну не пустили. Мы всей семьей простояли там десять суток. Ночевали в машине, боялись отлучиться даже на пять минут — Ян мог этим воспользоваться и уехать в месте с Даниэлем. В каких условиях находился Даниэль, нам никто не говорил. Но только представьте — десять суток он провел взаперти в административном учреждении. Ведь это не отель! До нас дошла информация, что спал он прямо на полу, ходил босиком по холодном кафелю. Из еды ему давали кефир и йогурты. Вчера, 10 мая, у него поднялась температура…
Почему Ян Ког Могенсен, забрав у Анастасии ребенка, оказался в посольстве, а не повез его сразу в Данию? По словам адвоката Анастасии Жанны Светличной, у ребенка были проблемы с документами.
- Вероятнее всего, он сначала поехал в посольство, потому что паспорт Даниэля уже был недействительным, и ему нужно было оформить ребенку новый документ, — объяснила «ФАКТАМ» Жанна Светличная. — Кстати, когда Ян примчался в посольство (а то, как он в спешке забегал в здание с ребенком на руках, видели люди), там уже находилась его родная сестра, которая тоже приехала из Дании.
То, что двухлетнего Даниэля десять суток удерживали в посольстве, адвокат считает нарушением прав ребенка.
- О подобных случаях в Украине я еще не слышала, — говорит Жанна Светличная. — Все эти десять суток Анастасия день и ночь стояла под зданием посольства, но ребенка ей так и не показали. Опасаясь за его состояние, Анастасия вызывала «скорую», но врачей к Даниэлю тоже не допустили. Датская сторона при этом заверила, что, если ребенку понадобится медицинская помощь, они тут же вызовут ему врача. А вчера, 10 мая, мы узнали, что мальчику все-таки стало плохо. Еще 9 мая у него поднялась температура. Утром 10 мая ее сбили, но к обеду она поднялась опять. А еще у ребенка красное горло. И он остается в таких условиях, на территории учреждения! Я считаю, что посольство Дании не должно было таким образом вмешиваться в этот конфликт. Тем более, что Даниэль — гражданин не только Дании, но и Украины.
Читайте также: «Адвокат мужа сообщил, что я имею право видеть сына только два раза в месяц, и то в Швейцарии»
В соответствии с законодательством Украины, гражданство ребенок может получить не только по месту рождения, но и по гражданству одного из родителей. И у Даниэля есть два гражданства: датское и украинское (последнее подтверждает выданная Миграционной службой Украины справка). Получается, что у мальчика двойное гражданство. Наша страна, как известно, признает только одно гражданство, и этого ребенка, как гражданина Украины, она должна защищать.
— Анастасия вывезла ребенка из Дании по согласию его отца?
— Конечно. Но только в Дании, в отличие от Украины, заверенного нотариусом документа не требовалось. Это было просто письменное согласие. И сколько времени ребенок может провести в Украине с матерью, там не оговаривалось.
- Вечером 10 мая стало известно, что Анастасия и Ян наконец начали договариваться. В чем суть их договоренностей?
- Они готовы подписать мировое соглашение, по которому сейчас ребенка все-таки заберет Анастасия. Заберет на месяц — чтобы мальчик пришел в себя после пережитого. Потом Даниэль на четыре месяца уедет в Данию вместе с отцом. А потом еще на восемь месяцев вернется в Украину. И так будет происходить до тех пор, пока Даниэлю не исполнится три с половиной года. После этого ребенок будет проводить по шесть месяцев с каждым родителем. И так до шести лет, пока не начнется школа.
— Мирового соглашения достаточно? Или решение все-таки должен принимать суд?
— Если на этом соглашении будет апостиль посольства, этого будет вполне достаточно. Мировое соглашение действительно может решить проблему. Конечно, в том случае, если условия соглашения будут выполняться.
Ранее «ФАКТЫ» сообщали, что в эту ситуацию вмешался министр иностранных дел Украины Павел Климкин. Он заявил, что «похищенного в Запорожье украинского мальчика Даниэля вопреки всем правилам и нормам удерживают в Посольстве Дании в Украине». На своей странице в Facebook Климкин сообщил, что уже несколько раз разговаривал со своим датским коллегой Андерсом Самуэльсеном, который заверил, что дело должно сдвинуться с мертвой точки.
Ранее «ФАКТЫ» сообщили о похищении девочки в Киеве, из-за чего полицией был объявлен план «Перехват». Также «ФАКТЫ» сообщали о скандале в Харькове, где отец-иностранец похитил малолетнюю дочь. Кроме того, недавно сообщалось о проблемах в семье известного российского блогера Юрия Дудя, где его родной брат Игорь не мог поделить маленького сына с бывшей женой Юлией. В результате суд признал Юлию Дудь виновной в избиении бывшего мужа и свекрови.
3562Читайте нас у Facebook