ПОИСК
Події

«я считал, если мне удалят почку, то придется только образ жизни изменить: ну, меньше пива пить», — заявил суду несостоявшийся донор, надеявшийся получить от продажи органа 10 тысяч долларов

0:00 27 серпня 2008
Прокуратура собирается обжаловать оправдательный приговор суда Ворошиловского района Донецка израильскому трансплантологу Михаэлю Зису

Как уже сообщали «ФАКТЫ», 53-летний израильский хирург Михаэль Зис, обвиняемый в Украине в подготовке к проведению незаконных операций по трансплантации донорских органов, а также водитель Руслан С. , помогавший Зису вербовать доноров, были оправданы судом Ворошиловского района города Донецка.

Состава преступления в действиях доктора и его сообщника нет

Задержанному в Донецке в октябре прошлого года Михаэлю Зису украинские правоохранительные органы предъявили обвинение по статье 149 часть 2 Уголовного кодекса Украины (эксплуатация и незаконная сделка в отношении человека, вербовка человека, который находился в уязвимом состоянии, с целью изъятия у него органов). Под уязвимым состоянием подразумевается и материальная зависимость. Водителю, которого израильский доктор нанял в Донецкой области, вменяли пособничество Зису в вербовке доноров. В частности, что он завербовал своего знакомого Сергея Ф.

Однако уже в ходе рассмотрения дела в суде прокуратура пришла к выводу, что состава преступления в действиях Зиса и его сообщника нет.

В своих комментариях «ФАКТАМ» рассматривающая это уголовное дело судья Ирина Бухтиярова предвидела оправдательный приговор. Ведь доказать «уязвимое состояние» — материальную зависимость доноров от вербовщиков, да и саму вербовку в соответствии с существующим в Украине законодательством обвинению вряд ли удастся.

РЕКЛАМА

По закону потенциального донора о возможных негативных последствиях операции предупреждает лечащий врач, консилиум медиков того учреждения, где будет произведена операция, а также этическая комиссия, перед которой предстают и донор, и реципиент. Доктор Зис, убедительно доказывавший суду, что не уговаривал жителя Донецкой области на трансплантацию, не входил в число тех, кто должен предупреждать потенциальных доноров об осложнениях и ограничениях в жизни после операции. А до официальных лиц, обязанных разъяснить Сергею возможные последствия оперативного вмешательства, дело просто не дошло.

Последствия операции потенциальный донор представлял себе так: «Я считал, если мне удалят почку, то придется только образ жизни изменить: ну, меньше пива пить».

РЕКЛАМА

По показаниям Руслана С. , которого обвинение считает пособником Зиса в вербовке потенциальных доноров, получалось, что его друг Сергей сам напрашивался в доноры. «Единственная моя ошибка в том, что я за бутылкой пива рассказал другу о донорстве», — заявил суду житель Донбасса.

«Я был заинтересован в деньгах и только о них думал»

Версию сообщника Зиса горячо поддерживал на суде и сам… потерпевший! Сергей Ф. , мечтавший получить за свою почку 10 тысяч долларов, подтвердил, что три месяца уговаривал друга, работавшего водителем у Зиса, а потом и самого доктора, купить у него почку. Деньги были необходимы ему для покупки дома в России, где живут его гражданская жена и ребенок. Участвуя в прениях, потенциальный донор признался, что не вникал, какие последствия могут быть после операции по изъятию почки. «Меня интересовали лишь деньги! Я только о них и думал», — признался 25-летний мужчина.

РЕКЛАМА

Сергей прошел медицинское обследование на предмет донорства, но до операции дело не дошло. Зис, его водитель, знакомый из Молдовы, а также потенциальные доноры были задержаны в Донецке 12 октября прошлого года. Оказалось, доктор находился в международном розыске и подлежал экстрадиции в Молдову, где его подозревают в незаконных операциях по трансплантации.

Похоже, Сергей был так расстроен «утраченной выгодой», что частенько игнорировал повестки в суд, а на оглашение приговора и вовсе не пришел.

То, что операции по изъятию почек у жителя Донбасса Сергея Ф. , а также жителя России Александра К. не состоялись, дало подсудимому Зису возможность блестяще защититься. «Он мог быть донором, но возможно, и нет, — заявил израильский трансплантолог.  — Если бы Сергей стал донором, операция была бы проведена в той стране, где это разрешено. Я оплатил его поездку в Одессу, разве это нарушение? Закон запрещает ему проходить медицинское обследование? Кто может запретить мне кормить его? Нет такой статьи! Я принуждал его дать добровольное согласие на дачу почки? Как вообще можно «принудить дать добровольное согласие»? Это какой-то набор слов!»

От знакомства с потерпевшим россиянином подсудимый отказался, объяснив, что донор из России и реципиент из Одессы сами договорились об операции. А Зиса пригласили как консультирующего врача и… посредника. Израильский хирург якобы не знал, что донор из Карелии и реципиент из Одессы не являются родственниками. Взявшись передать шесть тысяч долларов гонорара от «дяди» из Одессы «племяннику» из России, а также нотариально удостоверить обоюдное согласие на операцию, Зис просто хотел избавить родню от «неудобных денежных разборок».

Как следует из материалов суда, ни у доктора Зиса, ни у этической комиссии Донецкого центра трансплантации почки не возникло сомнений в том, что донор и реципиент — не родственники. А принуждать кого бы то ни было отдать свой орган ни один дорожащий своим именем врач не будет. «Донор может на любом этапе отказаться от операции, даже находясь на операционном столе», — заверил заведующий отделением трансплантологии Донецкого центра трансплантации почки Вадим Захаров, вызванный в суд в качестве эксперта. Он подчеркнул, что операция по даче почки не является для донора заведомо «калечащей». Осложнения могут наступить у человека после любого вмешательства: даже после удаления зуба. О возможных последствиях, по информации Захарова, и донора, и реципиента предупреждают на всех этапах подготовки к операции.

Находясь в Донецке, Зис содействовал 17 пациентам в проведении операций по трансплантации почки. По свидетельствам сотрудников Донецкого центра трансплантологии почки, он выступал в роли сопровождающего лица и переводчика, а не лечащего или оперирующего врача. Все операции прошли успешно. Незаконность действий израильского хирурга на территории Украины доказать не удалось. Смогут ли это сделать в более высоких инстанциях, неизвестно.

«Ни Молдова, ни Израиль не отказались от своих претензий к Зису»

В украинском законодательстве декларировано обязательное родство между донором и пациентом, но при этом, как выяснилось, не указано, кто (какая инстанция) и как (по каким документам) должен проверять родственные связи. Если реципиент и донор объявят себя родней и оформят свое обоюдное согласие на операцию нотариально, то фактически проверить их родство, оказывается, невозможно! По мнению выступавших в суде в качестве свидетелей и экспертов сотрудников Донецкого центра трансплантации почки, закон, ограничивающий круг доноров (можно использовать только органы родственников или погибших — притом, с согласия близких умершего.  — Авт. ), лишь уменьшает возможности для спасения жизни человека.

«ФАКТЫ» писали о молодой семье из Макеевки Донецкой области, которая нашла для своего малыша, нуждающегося в пересадке, единственного подходящего добровольного донора, но вынуждена была оперировать сына в Бельгии. Для этого родителям ребенка пришлось собирать 85 тысяч евро. Донор не являлся родственником, поэтому в Украине трансплантация была незаконной, хотя и обошлась бы в несколько раз дешевле. Запреты, с точки зрения Вадима Захарова, ограничивают в правах и самого донора. Он должен иметь право хотя бы на компенсацию за то, что вынужден на время оставить работу, чтобы пройти обследование и реабилитацию даже после успешной операции. Трудно не согласиться с этими доводами.

Адвокат Зиса Олег Куринный, разумеется, удовлетворен решением суда. Он заявил прессе: «Этот приговор заставит задуматься по поводу экстрадиции и Генеральную прокуратуру Украины, и правоохранительные органы Молдовы. Потому что в Молдове Зис обвиняется в аналогичных действиях. А теперь он оправдан».

Собкор «ФАКТОВ» обратилась к начальнику Департамента по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми МВД Украины Михаилу Андриенко с вопросом, будет ли решение Генпрокуратуры об экстрадиции Зиса.

 — Ни Молдова, ни Израиль не отказались от своих претензий к Зису, — ответил Михаил Иванович.  — Буквально неделю назад на Международном семинаре мы обсуждали дело Зиса с коллегами из Израиля, которые подтвердили, что израильское правосудие по-прежнему обвиняет его в организации незаконных трансплантаций на территории этой страны.

Напомним, что в декабре прошлого года Окружной суд израильского города Хайфа вынес первый в истории израильской юриспруденции обвинительный приговор торговцам человеческими органами. По сообщению израильской газеты «Гаарец», Мухаммад Джет и Хассан Захалка путем шантажа и вымогательств поставляли доноров почек. Операции производились в Украине. Суд приговорил Джета к 4 годам лишения свободы и выплате денежной компенсации пострадавшим, а Захалку — к 20 месяцам тюрьмы.

Согласно материалам расследования, двое осужденных через объявления в израильской прессе выбирали обездоленных и малоимущих людей и просили их «пожертвовать почку». Затем доноров отправляли на операцию в Украину, где невозможно проверить родство донора и реципиента. После операции Джет и Захалка выплачивали донорам символическое вознаграждение или даже изымали уже выплаченный аванс. Хирурга Михаэля Зиса израильская прокуратура называет «лидером сети» по организации незаконных трансплантаций. Михаэль Зис, согласно данным следствия, получал от каждого реципиента до 135 тысяч долларов. Средства переводились на личный счет Зиса. В прокуратуре Израиля не исключают, что Зис вводил в заблуждение украинских медиков, предоставляя фиктивные документы о родстве доноров и реципиентов. Таким образом, операции проходили в соответствии с действующим законодательством Украины.

720

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів