Олимпийская чемпионка по гребле инна осипенко-радомская: «порой в доме кроме пачки макарон и куска хлеба ничего не было. Хорошо еще, что бог помог мне выиграть игры»
В Китае на олимпийском турнире по гребле на байдарке-одиночке 25-летняя украинка Инна Осипенко-Радомская буквально на последней секунде 500-метровой дистанции вырвала «золото» у пятикратной олимпийской призерки 44-летней итальянки Жозефы Идем. Победительницу заезда определил только фотофиниш. Бронзовый призер Игр-2004 в Афинах и чемпионата мира-2007 Инна Осипенко-Радомская стала второй в истории олимпийского движения украинской спортсменкой, выигравшей золотую награду в индивидуальной гребле. Первой из наших атлеток в этом виде на высшую ступень пьедестала почета Игр — в далеком 1972 году в Мюнхене — поднималась одесситка Юлия Рябчинская
«Накануне заезда ворочалась полночи»
На следующий день после возвращения из Пекина «ФАКТЫ» позвонили в Винницу, куда переехала спортсменка после замужества.
— Прими, Инночка, наши искренние поздравления с победой на Олимпиаде. Ведь, наверное, чувствовала, что возьмешь медаль в Пекине?
— Спасибо. Если честно, то была твердо уверена, что стану второй или третьей. Но чтобы «золото»?.. Нет, такого даже в мыслях не было. Конкурентки в финале подобрались очень сильные. Среди них были многократная чемпионка мира венгерка Каталина Ковач, пятикратная олимпийская призерка Жозефа Идем
— Накануне решающего заезда удалось выспаться?
— Ой нет, ворочалась полночи. Участие в Олимпийских играх — это ведь такая ответственность! На тебя смотрит вся страна, весь мир. Напряжение невероятное. Я вышла в финальный заезд с лучшим результатом. Но мыслей о победе все равно не было. Просто знала, что надо отпахать на воде до последней доли секунды.
— Муж поддерживал тебя на Играх?
— Нет, Дима болел за меня дома вместе с нашей доченькой. Ульянушке 23 сентября исполнится два годика. А мой день рождения 20 сентября. Вот как мы с мужем подгадали! Два семейных праздника рядышком.
— Кому первому сообщила о медали?
— Никому не сообщала. Ведь все родные, друзья сидели в тот момент перед телевизорами, болели, переживали за меня. Так что мне все сами звонили. Просто завалили эсэмэсками с поздравлениями! Все село Ольговка Херсонской области, откуда я родом, ну просто на ушах стояло от радости!
— Ты вырвала победу у итальянки Жозефы Идем с тысячными долями секунды. Такое мизерное отставание часто бывает на соревнованиях по гребле?
— Да сплошь и рядом! На чемпионатах мира часто бывает, что не две-три лодки идут нос в нос, а все девять пересекают финиш практически одновременно, в одну секунду. На лицензионном мировом первенстве-2007 в Германии, где заняла четвертое место, от «призов» меня тоже отделили сотые доли секунды.
— Опережение в четыре тысячных секунды — это сколько по расстоянию?
— Сантиметр или даже еще меньше. Финиш определяется лазерным лучом. На старте установлены специальные «ловушки», чтобы все лодки стояли ровненько, в одну линию. Фотофиниш фиксирует лазерную черту. Мы ее не видим, конечно. Можно ориентироваться по буйкам в районе финиша. Но за многие годы занятий греблей я научилась профессионально оценивать расстояние на воде. Чувствую финиш буквально кожей.
— Твоя ближайшая соперница после финиша победно вскинула руки, кричала что-то. А ты до появления на табло результата была на удивление спокойна. Неужели не волновалась?
— Я отпахала на все 200 процентов. Такой накал! Во время заезда даже не смотрела по сторонам на своих соперниц. Дала себе установку: «Только вперед!» Может, поэтому и выиграла. После финиша сидела в лодке такая обессиленная В голове одна пустота.
— Скажи, сколько стоит хорошая байдарка?
— Моя лодка словацкой фирмы «Вайда» стоит примерно 2800 евро. Плюс 350 евро весло. Вот и считайте. Лодка отрабатывает примерно один соревновательный сезон. Это только мы от нашей бедности ездим на одной лодке по нескольку лет. А за границей спортсмены регулярно меняют байдарки.
Соревновательная байдарка должна весить 12 килограммов. Ни грамма меньше! Если не хватает веса, в лодке закрепляются грузики. Перед соревнованиями все команды проходят процедуру взвешивания лодок. После гонок — тоже взвешивание. Если вес не совпадает, могут дисквалифицировать. Так, например, на Играх в Афинах у польской спортсменки был «недовес» лодки в пять граммов. Так ее сняли с финала.
— Может, лодка «усохла» от солнца?
— Во избежание проблем стараюсь, чтобы моя лодка весила со 150-граммовым запасом. Свою «золотую» лодочку, на которой выиграла Олимпиаду, мы с мужем приобрели, когда я еще беременная была. Мой муж — тоже спортсмен, занимается гребным слаломом. Когда после Афин я ушла в декрет, Дима постоянно твердил, что я еще не до конца реализовала себя в спорте. Он знаком с производителем фирмы «Вайда». Супруг поехал в Словакию и заказал мне байдарку, весла.
Свою лодочку я ласково называю Вайдочка. Хочу поблагодарить за финансовую помощь в приобретении спортинвентаря директора киевской Школы высшего спортивного мастерства Маргариту Пугачевскую. Я тренируюсь на базе этой школы. Она за неделю решила этот вопрос. Перед этим я обращалась за помощью в федерацию, Олимпийский комитет. Мне, знаете, что сказали? «Вам никогда не видать этой лодки». Вот так. Правда, уже в олимпийский год помогли приобрести вторую гоночную лодку. На ней я и выиграла Олимпиаду.
— В Пекине ты выступала в такой интересной квадратной шапочке. Это что — твой талисман?
— Да, эта шапочка действительно приносит мне удачу. Купила ее два года назад во время отдыха в Евпатории. С тех пор постоянно тренируюсь, надеваю ее на все соревнования.
Вообще, меня с детства тренеры научили, что нельзя выходить на воду без головного убора. Когда ты три-четыре часа находишься на воде, недолго и солнечный удар получить.
«Каждые сборы начинаются с лечения содранных мозолей. Мажу ладошки зеленкой и йодом»
— Какие еще травмы бывают в твоем виде спорта?
— Да любые, связанные с большими физическими нагрузками. Мы ведь не только гоняемся на воде. На тренировках я и бегаю, и прыгаю, и штангу тягаю, и плаваю. Наматываю в день до 20 километров на воде. В лодке запросто может судорога схватить. Есть еще одна проблема. У меня от природы кожа на ладонях нежная, но от бесконечных тренировок загрубела, мозоли кровавые появились. Любые сборы начинаются с лечения содранных мозолей. Как спасаюсь? Да самыми обычными средствами — йодом, зеленкой, мазями.
— Трагично сложилась судьба первой нашей олимпийской чемпионки по гребле одесситки Юлии Рябчинской. Она погибла во время тренировки в горной реке. Как могло такое произойти с опытной спортсменкой?
— Опыт опытом, но силы организма не беспредельны. Гребля — это очень тяжелый труд, высочайшие нагрузки. Круглогодичные тренировки на воде — и в снег, и в дождь. У Юлии Рябчинской не выдержало сердце. Инфаркт миокарда. Ей было всего 27 Незадолго до начала Игр в Китае умер двукратный олимпийский чемпион Дьердь Колонич. У 36-летнего венгра остановилось на тренировке сердце. Поэтому в Пекине вся венгерская команда каноистов выступала с черными ленточками.
— Как сложилась судьба твоих подруг по афинской команде?
— Лена Череватова вскоре после Игр ушла из спорта. Таня Семыкина погребла немного и ушла в декрет, родила дочку Варварушку. Я, кстати, ее крестная мама. Аня Балабанова тоже завершила карьеру.
Я столько напахалась за двадцать лет своей спортивной карьеры! И после Афин тоже собиралась уйти из спорта, но муж настоял, чтобы я продолжила тренироваться. «Возвращайся в спорт, у тебя все получится!» — говорил. Если бы не он и тренеры Сергей Дубинин и Маргарита Бобылева, то я бы не достигла такого результата на Олимпиаде в Пекине.
«В детстве была шустрой, энергичной. Пацанка, одним словом»
- После родов быстро возобновила тренировки?
— Через десять дней. А чего было тянуть? Столько сил и здоровья вложено на подготовку к Играм! Муж оградил меня от всех бытовых забот. Сидел дома с ребенком. Еще нам очень помогла бабушка моего мужа — Альбина Павловна.
Как выкручивались материально? Ох, лучше не вспоминать. Не жили, а выживали. У меня зарплата была крошечная. Порой дома кроме пачки макарон и куска хлеба ни-че-го не было. Хорошо еще, что Бог помог мне выиграть Олимпиаду. Надеюсь, обещанные призовые выплатят без проблем.
Если бы не получилось выиграть?.. Вон сколько наших спортсменов откровенно засудили в Пекине, не дали шанс побороться за медали! За что я люблю свой вид спорта — вышел, отпахал, и никакое судейство тебе не помешает. Все решает фотофиниш.
— Скажи, почему все-таки гребля, а не какой-то другой вид спорта тебя привлек?
— Село, в котором я родилась, недалеко от Каховки. Рядом ведь Днепр. Когда-то в моем родном селе была известная на весь Советский Союз олимпийская база по гребле. В Ольговку приезжали тренироваться спортсмены со всего Союза.
В детстве я была шустрой, энергичной. Пацанка, одним словом. Компанию водила только с мальчишками. Известный николаевский тренер Вадим Саблин дружил с моими родителями. Он часто останавливался у нас. Я с интересом слушала его рассказы о гребле. Мои родители до сих пор со смехом вспоминают такой случай. Мне было лет пять. Тренер спросил меня, кем я хочу стать. «Когда вырасту, стану санитаркой по байдаркам!» — отвечаю.
Мой двоюродный брат занимался в секции по гребле. «Пошли со мной на тренировку!» — говорит как-то. — «Ну пошли». Мне тогда было девять лет. На своей первой тренировке ни разу не упала в воду, вот только когда тренер громко крикнул, что заканчиваем, я от испуга и плюхнулась
Когда должна была идти в восьмой класс, мне предложили учиться в киевском спортинтернате. Родители не возражали. Понимали, что в большом городе у дочери будет больше возможностей для продвижения, чем в селе.
— С мужем где познакомилась?
— Ой, что называется на краю света! В Португалии, на океанском побережье. Мы одновременно проходили сбор к лицензионным перед Афинами турнирам. Дима родом из Винницы. Но правду говорят, что от судьбы не уйдешь.
— Как отдыхаешь, сил набираешься после соревнований?
— Все свободное время стараюсь отдавать семье. Мы с мужем увлекаемся туризмом. Ездили с палаткой и в Карпаты, и в Словакию. В выходные любим махнуть на ночевку с палаткой к речке. Даже когда я была беременная, мы с Димой целый месяц жили в палатке у воды. Здорово! Когда Ульяночка немного подросла, тоже стали брать ее в походы.
— В спорт дочку отдадите?
— НИ ЗА ЧТО! По себе знаю, какой это каторжный труд
705Читайте нас у Facebook