ПОИСК
Події

В киеве реальная угроза отключения электричества за долги осталась, причем для наименее защищенных категорий граждан

0:00 3 вересня 2008
Інф. «ФАКТІВ»
Однако все горожане могут побороться за свои права

Эпопея с долговыми платежками за электроэнергию, которые получили многие киевляне, вроде поутихла. Но, увы, не закончилась. От своей идеи пригнать весь город на сверку компания «Киевэнерго» так и не отказалась. Монополист попытался успокоить на своем официальном сайте возмущенных горожан, растянув период сверки до 1 ноября (в течение этого времени электричество ни у кого не отключат). И, видимо, просто забыл сообщить, что в эти сроки потребителям не нужно бежать в районные энергосбыты, поскольку сами сотрудники компании обязаны пройтись по домам и произвести сверку. Кроме всего прочего, реальная угроза отключения электричества осталась, причем для наименее защищенных категорий граждан.

«Ничего страшного, потребитель просто заплатил наперед»

Увидев возле своего счетчика на лестничной клетке контролера «Киевэнерго», я обрадовалась. Наконец-то пришли сделать сверку (как и многим другим киевлянам, в мой почтовый ящик положили уведомление о долгах).

 — И мне пришел долг, и начальнице моей тоже. Мы долго смеялись над этим, — поделилась впечатлениями от работы своей компании проверяющая.  — Вот сейчас снимаем показания счетчиков по нашему району. И если долг появился по ошибке, то уже в платежке на следующий месяц его не будет. Тем же, кто оплатил долг, а на самом деле, как показала сверка, его не было, сделают перерасчет. Так что ничего страшного — потребитель просто заплатил наперед…

Впрочем, нет никаких гарантий, что такие же контролеры пришли в каждый столичный дом. Пенсионер Виктор Федорович Королев, с которым я познакомилась в одной из очередей должников за электроэнергию, предоставил мне копию своего лицевого счета. Получил он ее у начальника районного энергосбыта. За восемь месяцев текущего года в его лицевом счете не зафиксировано ни одной контрольной сверки, зато в колонке «начисленное» исправно проставлено количество киловатт, за которые ему нужно заплатить, причем данные не совпадают с показаниями счетчика (документ находится в редакции).

РЕКЛАМА

Начальник центра по работе с бытовыми потребителями электроэнергии «Киевэнерго» Владимир Николаев не ответил редакции «ФАКТОВ» по конкретному случаю пенсионера Королева, сославшись на конфиденциальность информации. Однако письменно сообщил следующее: «Многих ошибок можно было бы избежать, если бы потребители сами хотя бы раз в год приходили в районные отделения «Энергосбыта» для сверки показаний. Компания должна предоставлять абоненту счет за электроэнергию. Если потребитель не согласен с начисленной суммой, он обращается в отделение энергопоставляющей компании и излагает свои возражения. Специалисты обязаны выслушать потребителя и объяснить причины, по которым начисление сделано именно так. После взаимной проверки, по требованию потребителя, энергосбыт предоставляет акт сверки, где детально расписан взаиморасчет потребителя с «Киевэнерго», начиная с даты последней проверки».

Виктор Федорович Королев ходил в энергосбыт Соломенского района уже 18 раз, но ему так и не ответили, почему не проводились сверки его счетчика. Он обратился с заявлением в Антимонопольный комитет и сейчас готовит документы для суда.

РЕКЛАМА

В телефонных переговорах с пресс-службой «Киевэнерго» неофициально мне не раз повторяли, что проверять каждый месяц миллион счетчиков, причем из них 300 тысяч — в квартирах, нереально. Иначе пришлось бы содержать целую «армию» контролеров, а расходы на нее включать в тариф.

Вот и получается, что пенсионер Виктор Королев, скорее всего, не исключение, а правило. Но ведь не потребители придумали, чтобы сотрудники «Киевэнерго» обходили дома с ежемесячной сверкой показателей счетчиков, а такой порядок утвердил Кабинет министров своим постановлением Ь 1357 от 26 июля 1999 года.

РЕКЛАМА

 — Потребители не обязаны приходить на сверку, — прояснила ситуацию адвокат Марина Лебедева.  — Если вам пришло уведомление о долге, нет нужды идти в энергосбыт. Вы можете написать письмо с требованием провести сверку и сообщить конкретно, какие суммы долга и за какие месяцы возникли. К письму приложите копии своих платежек и предупредите, что в случае отключения электроэнергии без сверки вы обратитесь в суд.

В постановлении четко прописан порядок отключения электроэнергии за долги. Чтобы иметь на это право, недостаточно прислать вам уведомление с информацией о долге. Его существование необходимо еще доказать. Есть всего два способа это сделать. Вы можете признать долг или подписать акт сверки с выставленной суммой, но не выполнять подписанный договор о реструктуризации и не платить. В таком случае у вас действительно имеют полное право отключить электроэнергию. Если же вы не согласны с долгом или с начисленной суммой, взыскать с вас деньги можно только через суд. Третьего не дано.

Если у вас нет долгов, а пришло уведомление с угрозой отключить электроэнергию, я бы лично еще и обратилась с заявлением в Антимонопольный комитет. К этому заявлению необходимо приложить копии платежных документов и уведомление о долге.

В энергосбыте требуйте документ — письменный акт о сверке

 — Если же вы все-таки решили прийти на сверку в энергосбыт, — объясняет Марина Лебедева, — помните: вам обязаны выдать письменный акт о сверке. Независимо от того, есть у вас долг или нет. Для этого необходимо иметь при себе паспорт и идентификационный код, чтобы операторы удостоверились, что подпись под актом ставит именно тот, кого зачислили в должники. Будет полезно заранее снять копии с уведомления о долге. Если вам откажутся выдать акт, то затребовать его можно, обратившись с письменным заявлением к начальнику энергосбыта вашего района. Письмо необходимо зарегистрировать в приемной начальника или отправить заказным письмом с уведомлением, приложив копию оповещения о долге. Документ о том, что вы прошли сверку и не являетесь должником, пригодится, если уведомление о долге придет повторно.

В связи с этой неразберихой с платежками в самой сложной ситуации оказались люди, которые, по идее, должны быть наиболее защищены государством — льготники. К нам в редакцию пришло письмо жителя Голосеевского района Александра Федоровича Бантышева. В этом месяце он получил уведомление о том, что за три года у него накопилось 446 гривен 28 копеек долга. Под угрозой отключения электричества ему предлагали срочно оплатить эту сумму. В уведомлении также объяснялось, откуда взялась такая сумма. Пенсионер оплачивал за электроэнергию по льготному тарифу, поскольку имеет на это право по закону Украины «О статусе ветеранов воинской службы, ветеранов органов внутренних дел и некоторых других лиц и их социальной защите» от 24 марта 1998 года Ь 203, 98-ВР. Но постановлением Кабинета министров Украины Ь 1357 от 26 июля 1999 года утверждены правила пользования электрической энергией, в которых указано, что потребителю недостаточно иметь право на льготы, установленные законом, чтобы ими пользоваться. Он, оказывается, в письменной форме обязан уведомить энергопоставщика о своем праве со ссылкой на соответствующий законодательный акт. Льготная оплата использованной электроэнергии осуществляется со дня подачи потребителем заявления.

В «Киевэнерго» подтвердили, что это не единичный случай. В пресс-службе сообщили, что льготников об этом постановлении Кабмина уведомляли объявлениями в жэках. Хотя в самом документе ничего не говорится о том, кто и каким образом должен оповестить людей о нововведении.

 — Объявление в жэке — это не уведомление, — комментирует Марина Лебедева.  — В этих правилах действительно есть пункт, что человек обязан сам сообщить поставщику электроэнергии о своих льготах, причем со ссылкой на закон, дающий право на льготу. То есть предполагается, что потребитель должен, во-первых, знать о необходимости написать такое заявление, а во-вторых, должен либо сам найти этот закон, либо заплатить деньги за консультацию юриста, чтобы правильно оформить заявление. Этим же постановлением утвержден и типовой договор, который «Киевэнерго» еще в 2000 году должно было подписать с каждым потребителем.

Так вот, не объявления развешивать нужно было в жэке, а пригласить каждого потребителя подписать такой типовой договор. В этом документе есть пункт, обязывающий оповещать поставщика коммунальной услуги о субсидии. Правда, пункта, согласно которому человек должен сообщать о льготах, нет. Так откуда тогда он должен был узнать о такой норме? По общему правилу, никакое постановление правительства не может ухудшить положение человека по отношению к уже действующему закону. Но постановление Кабмина, по сути, это как раз и делает. Люди получили право на льготы по закону Украины. Так что единственный вариант, который я вижу, — пытаться отстаивать свои права в суде. Грамотный судья разберется в этом вопросе.

433

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів