- 24.04 22:25 «Хочу, щоб цього взагалі не було»: відома українська акторка розповіла про спілкування з колишнім чоловіком-нардепом
- 24.04 22:01 Дуже смачні кальмари: приготуйте на Великдень
- 24.04 21:32 Готуємо «пляжне тіло»: ефективні поради, як швидко схуднути до літа
- 24.04 21:03 Не викидайте скошену траву: готуємо ідеальне добриво з кульбаби
- 24.04 20:35 Бундесвер не в змозі забезпечити бронетехнікою Україну: що сталося
- 24.04 20:17 Смачніше м’яса: приголомшлива й ніжна запіканка з капустою на сковороді
- 24.04 20:02 Найближчим часом окупанти активізують удари по Україні, — аналітики ISW
- 24.04 19:53 Виявився ще тим забіякою: Артем Пивоваров зламав ніс своїй шанувальниці
- 24.04 19:50 Пенсія в разі втрати годувальника: хто може отримувати щомісяця не менше ніж 7800 грн
- 24.04 19:20 Не псуйте одяг і не вбивайте пралку: вчені назвали найкращий режим для прання
- 24.04 18:58 Гурт SESTRA представив новий трек та кліп
- 24.04 18:55 Телефонувала — і привозили гроші: співачка TAYANNA зізналася, на які кошти живе
Страна: Испания
Мануфактура: Lladro
Год создания: 1987
Скульптор: José Puche
Высота: 15 cm
Із експозиції «Shvets Museum»
В киевском музее русского искусства среди множества прекрасных картин меня всегда особенно привлекали работы Владимира Боровиковского. В основном мы знаем его как замечательного портретиста. Умение передать тонкие вдохновлённые черты женского лица, лёгкая дымка романтичности, словно мягко обволакивающая задумчивый образ — всё это делает картины Боровиковского узнаваемыми и не сравнимыми ни с какими другими.
Многими принято считать Боровиковского художником русским. Все российские источники называют малой его родиной Малороссию (или Гетьманщину), входившую ко времени его рождения — 4 августа 1757 года — в состав Российской империи. Тут хотелось бы с ними поспорить. Ибо на самом деле родившегося в украинском Миргороде и ставшего именно там профессиональным художником Владимира Лукича Боровиковского я бы всё-таки не отрывал от истории украинской живописи.
Отец будущего знаменитого художника и академика казак Лука Боровиковский, как, впрочем, и дядя, и братья Владимира, был иконописцем. И мастерству иконописи сына обучил как раз Лука Боровиковский. Даже служа в Миргородском казачьем полку, Владимир не оставлял занятий живописью. И, выйдя в отставку в чине поручика, продолжил ею заниматься уже профессионально. Сначала писал образа для местных храмов. Позже, выполнив росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы, был замечен Екатериной II и лично ею приглашён в Петербург.
Не стану утомлять вас длинным перечислением замечательных работ, написанных им в период пребывания в столице империи. Именно там он прославился своими парадными портретами, демонстрирующими совершенное владение художника кистью в передаче мельчайших деталей лиц героев и интерьера. Но всё же особенно удавались ему портреты женские, исполненные в сентиментальной манере, передающей многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей.
Правда, не обошлось тут без некоей мистики. В 1797 году Боровиковский написал портрет княгини Марии Лопухиной, загадочно красивой молодой девушки. И что вы думаете? Вскоре после этого у княгини начались проблемы со здоровьем. Доктора поставили страшный диагноз — чахотка (туберкулёз лёгких). В 18 веке болезнь эта была неизлечимой. И через короткое время княгиня умерла. Но и через 100 лет портрет Лопухиной продолжал вызывать восторженные отклики. Поэт Полонский почти через столетие посвятил Марии такие стихи:
''Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали,
Страданье — тень любви, и мысли — тень
печали,
Но красоту её Боровиковский спас…
Завтра мне хотелось бы продолжить рассказ о мистике в творчестве украинских художников, чьи картины представлены в экспозиции киевского музея русского искусства. А пока позвольте сегодняшним именинникам пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня.