ПОИСК

Заместитель главного государственного санитарного врача украины людмила мухарская: «отказываясь от прививок, родители играют с ребенком в «русскую рулетку»

0:00 16 жовтня 2008
Согласно прогнозу, который ежегодно делает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), в этом сезоне ожидается три штамма вируса гриппа

«Вирус гриппа настолько изменчив, что каждый сезон могут циркулировать другие штаммы»

 — Людмила Мирославовна, по мнению специалистов, эпидемия гриппа в этом году может начаться в конце ноября — декабре. Уже известно, что ждет жителей Украины в этом году?

 — В этом году эпидемия гриппа должна быть средней интенсивности. Надо сказать, что ВОЗ свой прогноз дает не столько для населения, сколько для производителей вакцин. И вот эти штаммы в обязательном порядке включают в перечень вакцин, которые выпускаются для конкретного сезона всеми производителями в мире.

 — Это значит, что под каждый сезон выпускается новая вакцина?

РЕКЛАМА

 — Совершенно верно. Вирус гриппа настолько изменчив, что каждый сезон могут циркулировать другие штаммы. Поэтому вакцинация против гриппа проходит ежегодно.

 — Украина сейчас переживает сложный период, выраженный кризисом доверия к вакцинации. По телевидению показывают людей, которые заявляют, что они не будут прививать ни себя, ни своих детей. Что, в свою очередь, не может не вызвать эффекта снежного кома, в том числе подрывая и доверие к здравоохранению…

РЕКЛАМА

 — По моему убеждению, некоторые СМИ допускают ошибку, когда ищут только тех людей, которые в той или иной мере могли пострадать от вакцинации. Но никто из журналистов почему-то не нашел, скажем, тех, чьи близкие погибли в середине девяностых во время эпидемии дифтерии. Напомню, что речь идет почти о семистах смертных случаях. А разыскать и поговорить с этими людьми надо было бы. Чтобы они рассказали, чего им стоило пережить смерть близких, наступившую от инфекции, которую можно предупредить и победить на сто процентов.

 — И эти смертные случаи наступили именно в результате того, что умершие не были привиты?

РЕКЛАМА

 — Эти смерти наступили от заболеваний, которые можно было предупредить именно вакцинацией. Да, в подавляющем большинстве случаев эти люди привиты не были. Были и случаи, когда родители «уговаривали» врачей сделать в карточке отметку о прививке, но без всяких уколов. Но, к счастью, в тот момент руководство Минздрава Украины ввело изменения в календарь вакцинации. Это дало возможность начать вакцинировать взрослых. Потому что в основном смертность была отмечена именно среди взрослых. Заболело на тот момент более 17 тысяч человек. После изменения схемы вакцинации нам удалось снизить уровень заболеваемости до единичных случаев.

 — Но прививки делают не только от дифтерии…

 — Естественно. Нельзя, например, не упомянуть о таком страшном заболевании, как полиомиелит, который можно полностью победить только с помощью вакцинации. Сегодня в Европе, в том числе и в Украине, полиомиелит ликвидирован полностью. Этот результат был достигнут высоким уровнем охвата, то есть 96-98 процентов населения получили прививки. Кроме этого, мы провели дополнительные туры иммунизации — дополнительно привили более двух миллионов детей, и таким образом полиомиелит был побежден. На сегодняшний день стараемся удерживать уровень вакцинации не менее девяноста пяти процентов.

«В мире нет такой страны, где не проводилась бы вакцинация»

 — А почему вы так уверены в своей правоте и полностью отрицаете правоту тех, кто говорит, что вакцинация не нужна вообще?

 — Я думаю, что те примеры, которые я привела, достаточно убедительно говорят именно в пользу вакцинации. В мире нет такой страны, где не проводилась бы вакцинация. Тем более что Украина стремится в Евросоюз. А это единое эпидемическое пространство. При этом нельзя забывать, что ЕС является единой зоной, где достигнуты европейские стандарты по показателям эпидемического благополучия. Европейский регион, состоящий из 53 стран, достиг реальных успехов в борьбе с инфекционной заболеваемостью. Регион имеет статус территории, свободной от полиомиелита. Двадцать девять государств ликвидировали корь и краснуху. Поэтому украинским властям необходимо как можно быстрее принять Программу иммунопрофилактики населения на 2009-2015 годы. Кстати, еще одним доводом в пользу правоты моих слов служит и то, что люди отказываются от вакцинации, так как не чувствуют угрозы. Они забывают, что живут в иммунологически благополучной стране и это благополучие достигнуто именно благодаря правильно организованной системе иммунопрофилактики.

 — А что происходит, скажем, в России?

 — У них такая же ситуация, как и у нас.

 — Такая же мощная антивакцинальная кампания?

 — Антивакцинальная кампания у них тоже есть. Такие кампании проходят во всем мире. Но все зависит от реакции властей. И в России, помимо антивакцинальной кампании, есть четкая политика государства, которое делает все для того, чтобы вакцинация проходила строго в соответствии с национальным календарем прививок. Опять же в полном согласовании с ВОЗ. Помимо этого, государство ведет мощную контркампанию, разъясняя людям не только важность иммунопрофилактики, но и рассказывая о возможных последствиях, которые могут быть в случае отказа от обязательных прививок. В России это очень хорошо понимают. И в Украине именно властям нужно разъяснять населению, что мы так или иначе являемся заложниками ситуации. Что мы не можем позволить экспериментально доказывать противникам вакцинации, какая катастрофа может случиться со страной, если сегодня пойти у них на поводу и отказаться от обязательной вакцинации. Все должны знать, что первая волна может настичь Украину уже буквально через два-три года. А основной удар страна испытает через поколение. Когда будет полностью разрушен иммунный щит целой нации.

 — Да, но при этом мы видим по телевизору мам, которые заявляют, что они своих детей ни от чего не прививали и те растут абсолютно здоровыми…

 — Несомненно, такие случаи есть. Но нам при этом не показывают тех мам, чьи непривитые дети болеют. Причем не просто болеют, а еще и получают тяжелейшие осложнения. Такая мама порой не думает, что, беря на себя всю ответственность за здоровье ребенка, отказавшись от прививок, фактически играет с ребенком в «русскую рулетку»… Поверьте, я общалась с достаточно большим количеством таких «экстремальных» родителей. И ни от одного из них я не слышала убедительных доводов в ответ на вопрос: почему они отказались от прививок. Ни одного серьезного медицинского аргумента. При этом родители должны понимать, что есть определенный перечень противопоказаний, закрепленных законодательно. Если у ребенка эти противопоказания есть, то его вакцинировать не будут. Есть постоянные противопоказания — врожденные патологии, тяжелые аллергические реакции и т. д. А есть временные. То есть недопущение прививок во время той же банальной простуды. И врач в таком состоянии не будет делать ребенку прививку. Но, к сожалению, сейчас, в связи с этой антивакцинальной кампанией, врачи начали перестраховываться. И уже имеется немало случаев, когда они чуть ли не отговаривают родителей от прививок.

 — А как в этой ситуации отстоять свое законное право на прививку? Что делать тем родителям, которые знают, что у них с ребенком все в порядке, а врач вдруг начинает их отговаривать от прививки?

 — Если родители сталкиваются со случаем перестраховки врача, то им нужно идти к заведующему отделением, к главному врачу или обращаться в Министерство здравоохранения. Поверьте, реакция будет достаточно оперативной. Такие случаи уже были. Потому что мы обязаны обеспечить и ребенку, и взрослому его право на вакцинацию.

«Календарь прививок имеют абсолютно все страны»

 — Сегодня слышны заявления о том, что Украине вообще стоит отказаться от календаря прививок. Кстати, есть страны, где такого календаря нет?

 — Календарь прививок имеют абсолютно все страны. К примеру, в России нет понятия «обязательная вакцинация». Зато прописана норма «вакцинация всех граждан Российской Федерации». То есть трактовка может быть разной, но смысл один и тот же. И здесь нельзя забывать о том, что даже если кому-то придет в голову сдаться противникам вакцинации, на инфекционный и эпидемический процесс это никоим образом не повлияет. Потому что есть такое понятие, как законы эпидемиологии. И эти законы будут выполнять либо люди, либо — природа. Это не законы, принимаемые Верховной Радой, которые можно выполнять или не выполнять.

 — А что такое законы эпидемиологии?

 — Для того чтобы возникло заболевание, нужна триада. Возбудитель, фактор передачи и восприимчивый организм. Влияние на одну из составляющих в состоянии обеспечить необходимую защиту. И слабым звеном является именно незащищенный организм. Потому что возбудитель из природы вывести невозможно. Фактор передачи — тот же воздушно-капельный путь — тоже невозможно преодолеть. Значит, остается только защитить организм. Сделать его невосприимчивым. Как? Только путем вакцинации. Так что если кто-то в угоду каким-то сиюминутным интересам примет фатальное решение, то как бы мы ни старались, все равно получим в итоге резкий скачок инфекционных заболеваний.

 — Какие инфекции сегодня больше всего угрожают Украине?

 — Даже если мы снизим вакцинацию на двадцать процентов, то первое, что мы можем вновь получить, — самые опаснейшие инфекции: полиомиелит, столбняк, которые очень часто заканчиваются смертью. Вновь получим дифтерию с очень высоким уровнем смертности. Ну а дальше возможны вспышки всех тех инфекций, против которых мы сегодня прививаем по календарю прививок. Причем нужно обратить внимание на то, что мы сегодня работаем с самыми современными комбинированными вакцинами. А это позволяет всего одним уколом защитить организм сразу от нескольких заболеваний. Это туберкулез, полиомиелит, корь, краснуха, паротит, гепатит В, столбняк, коклюш, дифтерия и гемофильная инфекция. Повторяю, что полиомиелит мы ликвидировали, но он может вернуться. Дифтерия вновь поднимет голову. Что касается остальных инфекций, то, хотя мы их не ликвидировали полностью, мы добились значительного снижения заболеваемости. Потому что ни одна страна мира путем вакцинации ни за один, ни за два, ни за три года не в состоянии добиться резкого снижения заболеваемости. На это уходят десятилетия непрерывной работы. Потому что нужно создать этот самый иммунный щит. А он создается очень долго, но разрушается крайне быстро. Если же процесс прервать хоть ненадолго, то потом все придется начинать практически с нуля.

 — Что в свою очередь ударит по бюджету… Точнее, по бюджетам — и государственному и семейному?

 — Конечно. Ведь появятся огромные дополнительные затраты. И на ликвидацию, и на лечение, и на восстановление, и на профилактику. А ведь есть еще и те затраты, которые в государственном масштабе вообще никто не считает: потери на производстве, если болеют взрослые или родители вынуждены сидеть с детьми дома. И здесь на чашах весов лежат абсолютно разные величины. Или прививка, которая обходится бюджету в один, два, пять долларов, или тяжелая болезнь и ее последствия, которые могут потребовать лечения, где счет пойдет уже на сотни долларов. Которых, кстати, на всех у государства не хватит…

 

384

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів