Жена второго механика «фаины» елена присуха: «денег на счету, открытом для выкупа моряков, гораздо меньше, чем нужно»
Вчера на захваченное сомалийскими пиратами судно «Фаина», на котором в качестве пленников находятся 17 граждан Украины, должны были доставить продовольствие. Как сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе МИД, в обязанности нанятой владельцем судна сомалийской компании входила доставка на борт «Фаины» тонны топлива, питьевой воды и продуктов питания с запасом на 5-6 дней. По данным МИД, некоторые сдвиги в переговорном процессе относительно освобождения экипажа наметились после того, как судовладелец привлек посредником британскую компанию, имеющую опыт в подобных переговорах. По словам пресс-секретаря МИД Василия Кирилича, есть надежда, что процесс освобождения заложников подошел к кульминационному моменту.
Напомним, что 25 сентября возле побережья Сомали пираты захватили судно «Фаина» (из 21 члена экипажа 17 — граждане Украины, трое россиян и один латвиец. Капитан судна, россиянин, умер на захваченном судне от сердечного приступа). Сухогруз перевозил более трех десятков танков Т-72 и боеприпасы, проданные Украиной Кении.
Как уже сообщалось, корабли ВМС США и их союзников продолжают наблюдение за судном с целью предотвращения его разгрузки пиратами.
Судя по тому, что проблемой освобождения наших моряков занимается слишком много ведомств одновременно, найти ответственных за их жизни уже проблематично. В аппарате СНБО Украины создана временная специальная межведомственная группа, главным заданием которой является изучение всех обстоятельств подписания соответствующих контрактов, отправки военного груза, обеспечения безопасности его доставки и исполнения требований международных правил. А в состав координационной группы, созданной «с целью выработки консолидированной позиции» по освобождению экипажа «Фаины», входят представители украинских компаний-спецэкспортеров и перевозчиков, СБУ, МИД, Минтранса, Главного управления разведки, Службы внешней разведки и Минобороны.
В СБУ «ФАКТАМ» подтвердили, что переговоры об освобождении моряков не прекращаются ни на час. «Дальнейшие комментарии могут лишь повредить операции по освобождению заложников, так как пираты отслеживают соответствующую информацию, — сказала пресс-секретарь главы спецслужбы Марина Остапенко. — На сегодня уже есть уверенность, что переговоры завершатся успешно, тихим и мирным путем».
Однако отвечающий за техническое состояние судна и экипаж «Фаины» представитель компании «Томэкс» Виктор Муренко сообщил «ФАКТАМ», что пираты отказываются принимать продукты от кого бы то ни было с момента захвата судна. Скорее всего, они кормят заложников, но, желая ускорить переговорный процесс, рассказывают миру, что морят их голодом. Пираты ведь понимают, что экипаж является залогом успешных переговоров. Они таким образом зарабатывают деньги, а перед тем, как их получить, вкладывают средства в топливо и продукты для заложников. Топливо судну сейчас необходимо для работы дизель-генератора, который вырабатывает электричество. От электричества работают камбуз, радиостанция, морозильная камера, в которой находится тело умершего капитана
— Судно находится в 350 километрах от берега Судана?
— Так было на момент захвата «Фаины», — говорит Виктор Муренко. — Сейчас «Фаина» километрах в пяти от берега. 20 октября пираты выпустили всех моряков на палубу, продемонстрировали, что все живы. Правда, вызывает опасение моральное состояние наших моряков. Их держат в одной каюте, на палубу выпускают только старшего помощника капитана украинца Виктора Никольского, который сейчас исполняет обязанности капитана, кока и старшего механика.
По словам Виктора Муренко, американские корабли могут разгромить пиратов за пять секунд. Но вместе с экипажем Поэтому корабли ВМС США стоят только в качестве наблюдателей. Но и пираты понимают, что малейшее насилие, примененное хотя бы к одному члену экипажа, будет расценено как начало боевых действий. Поэтому их угрозы рассматриваются как блеф. «За все время современного пиратства еще не было случая, чтобы кто-то из экипажа пострадал», — сказал представитель крюинговой компании, добавив, что судовладелец на сегодняшний день готов дать на выкуп только миллион долларов, государство же пока не оказывает никакой финансовой помощи по спасению моряков.
«ФАКТЫ» обратились к первому заместителю секретаря СНБОУ Степану Гавришу с просьбой прокомментировать ситуацию.
— Степан Богданович, кто вообще в нашей стране отвечает за судьбу моряков? Есть ли единый центр принятия решений?
— За это отвечает судовладелец, который взял значительные деньги за перевоз этого груза, а также компания «Томэкс», которая несет ответственность вместе с судовладельцем. А появившаяся в украинских СМИ информация по поводу угрозы жизни нашим морякам, которую озвучил владелец компании «Томэкс» господин Муренко, мне кажется недобросовестной попыткой переложить ответственность на государство. А государство не может вести переговоры с террористами, финансировать терроризм и поддерживать какие-либо усилия коммерческого судовладельца, который сам не обеспечил охрану экипажа и безопасный маршрут передвижения судна.
В данный момент работает довольно-таки компетентная лондонская посредническая юридическая компания, которая ведет переговоры с пиратами. Она владеет ситуацией, и пока эта компания не сделает заявления о том, что состояние переговорного процесса ухудшилось или о невозможности продолжения переговоров, все остальное будет выглядеть как попытка втянуть украинское государство в дискуссию с пиратами.
— Но ведь сегодня, если верить информации СМИ, существует реальная угроза жизни наших соотечественников
— Пираты сейчас будут использовать все возможные способы, в том числе давить на все критические обстоятельства, связанные с содержанием экипажа. Но к месту якорной стоянки «Фаины» подходят еще семь кораблей Евросоюза. И любая попытка насилия над экипажем не оставит равнодушными военных.
По неоднократным заверениям активного идеолога фракции Партии регионов Анны Герман, депутаты фракции принимают горячее участие в деле освобождения пленных моряков. Она неоднократно заявляла в телевизионном эфире, что в ПР есть депутаты, готовые перечислить необходимую сумму. Однако в телефонном разговоре с «ФАКТАМИ» призналась, что сама далека от денежных проблем. «Думаю, что деньги есть. Главное — кому и куда их передать».
Напомним, что несколько дней назад мать одного из моряков Ольга Гиржева сообщила, что нужная пиратам сумма действительно уже собрана. По ее словам, основную часть денег дали депутаты из Партии регионов. Однако председатель Керченского профсоюза работников торгового и рыболовного флота Борис Вейшторт, принимающий горячее участие в судьбе заложников, оценил ее высказывание как «неосторожное, принесшее лишь бесплатный пиар определенной политической силе. В то время как на расчетный счет в помощь морякам поступило всего около пяти тысяч гривен — благотворительные взносы простых украинцев».
Дозвонившись до депутата от Партии регионов Бориса Колесникова, «ФАКТЫ» услышали: «Мы, несколько депутатов, перевели деньги не на общий счет, а на личные счета родственников пострадавших моряков. Объединив свои усилия с судовладельцем, семьи могут направить их для выкупа своих мужей и сыновей — сумма там будет достаточная».
А вот жена второго механика «Фаины» Елена Присуха, вернувшаяся из столицы в Одессу, грустно прокомментировала: «Меня никто ни о чем не информирует. Все новости, касающиеся мужа, узнаю из газет и телевидения. Знаю только, что на счету, открытом для выкупа моряков, денег гораздо меньше, чем нужно».
Кстати, Международное морское бюро Куала-Лумпур IMB сообщило 21 октября об очередном пиратском захвате судна в Аденском заливе. По сведениям источника, в минувшие выходные сомалийские пираты захватили индийское судно-доу, следовавшее в Сомали с экипажем из 11 человек.
Это индийское судно было освобождено некими силами безопасности Сомали уже через несколько часов после его захвата. Согласно сообщению, после перестрелки четыре пирата сбежали с захваченного судна, четыре были убиты, из экипажа никто не пострадал. Доу следовало с грузом сахара в Бербера (порт на северо-западе Сомали, столица автономной Сомалиленд). Ранее те же силы безопасности освободили сомалийское судно с грузом цемента
Сомалийские власти уже дали разрешение мировому сообществу на любые меры по подавлению активности морских разбойников.
На прошлой неделе соединение кораблей НАТО прошло Суэц и направляется в Аденский залив и к водам Сомали.
Командующий соединением кораблей НАТО, следующих в Аденский залив, просто и прямо признал, что он не знает, как они будут бороться с пиратами. Адмирал США Марк Фитцжеральд сказал, что где пираты, им известно, но что с ними делать и как бороться, они не знают. Непонятно ничего — ни что делать с пиратами в случае их захвата, ни даже вопрос стрельбы по ним — когда можно и когда нельзя, на поражение или предупредительно, только когда пираты нападают на судно или уже при обнаружении лодки или судна с вооруженными людьми на борту.
Материал подготовили корреспонденты «ФАКТОВ» Ирина РЫБИНСКАЯ, Мария ВАСИЛЬ, Александр АРТАЗЕЙ и Александр ЛЕВИТ (Одесса)
291Читайте нас у Facebook